Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
О благочестивом обычае обетов на Руси 25.06.2014

О благочестивом обычае обетов на Руси

Вера – одна из важнейших добродетелей христианина. Без нее немыслимы духовная жизнь и спасение человека: без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11, 6), – учит святой апостол Павел. Суть веры – в твердом убеждении в бытии Божием, а также правдивости Его слова и обещаний: вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Там же. 1, 1); ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает (Там же. 11, 6).
В своем Послании к евреям Апостол приводит примеры проявления веры из жизни ветхозаветных праведников Авраама, Исаака и Иакова. К сему присовокупляет следующее: И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих (Там же, 32–34).
Если мы всмотримся в события русской истории, то увидим, что этой способностью при помощи веры «побеждать царства, заграждать уста львов, избегать острия меча, укрепляться от немощи, быть крепкими на войне, прогонять полки чужих» в полной мере обладали наши благочестивые князья, Цари и священнослужители. Как же им это удавалось? Попробуем найти ответ на этот вопрос в житиях святых, подвижников благочестия и исторических описаниях храмов и обителей Святой Руси.

В 1260 году Белозерский князь Глеб Василькович со своей дружиной переправлялся на судах из Белозерска в Устюг. На Кубенском озере их внезапно настигла сильная буря. Не видя никакой возможности уцелеть в безпощадной водной стихии, Глеб Василькович в молитве Богу дал обет, что на том месте, куда пристанут его суда, он воздвигнет святую обитель. Господь внял мольбам благочестивого князя и избавил от потопления. И вот, в день Преображения Господня суда пристали к пустынному Каменному острову, где Белозерский князь впоследствии заложил каменный Преображенский храм и основал при нем мужской монастырь.
Сентябрь 1380 года. Великий князь Димитрий Донской с русским войском выдвинулся в направлении Дона, навстречу мамаевой орде. В 15-ти верстах от Москвы он сделал привал, и в тонком сне увидел образ святителя Николая Чудотворца, а по пробуждении обрел икону святого в ветвях предстоящего дерева. Ободренный чудесным предзнаменованием, он дал обет Богу основать на этом месте обитель. После победы на Куликовом поле князь Димитрий исполнил обещанное.
Царь Иоанн Васильевич IV, прозванный за победы над врагами России Грозным, отличался глубокой верой и истинным благочестием. Собираясь в поход на Полоцк, он побывал на богомолье в Ростове Великом и там у мощей святого блаженного Исидора Ростовского пообещал, что если юродивый поможет ему разгромить литовцев, то он построит каменную церковь в его честь. И ныне воздвигнутый Царем Иоанном Вознесенский храм напоминает о чудесном заступлении блаженного Исидора.
Обычай давать обеты не забыт и в наши дни. Так, во время Первой чеченской войны отряд спецназа, в составе которого были и ребята-срочники, попал в окружение в центре Грозного. Заняв круговую оборону, русские воины продолжительное время сдерживали яростные атаки ваххабитов. Когда же боеприпасы почти иссякли, а на прекращение атак со стороны «духов» не было никакой надежды, что грозило окруженным неминуемой гибелью, спецназовец по прозвищу Чукча-снайпер дал обет Богу: «Господи, если мы живыми выйдем из окружения, то я построю Тебе храм». Вскоре чеченские головорезы с криками «Аллах акбар!» пошли на очередной приступ наших позиций. Русские воины поднялись им навстречу с возгласами: «Христос Воскресе!» Началась ожесточенная рукопашная схватка, и произошло чудо – все окруженные вышли из боя живыми. А спецназовец впоследствии выполнил обет и принял священный сан.
Сегодня Россия вовлечена сразу в несколько вооруженных конфликтов и противостояний с превосходящими по силе противниками. Многие русские военачальники и воины уже сейчас постоянно находятся между жизнью и смертью – в первую очередь это наши ополченцы на Юго-Востоке Киевской Руси, сопротивляющиеся карательным силам фашистской хунты, узурпировавшей власть в Киеве. Думается, что если бы они взяли пример с наших благочестивых предков, то помощь Божия не замедлила бы прийти.
Обратимся теперь к жизнеописаниям русских подвижников благочестия. В начале XIX века в России сложилась революционная ситуация. Тайные общества и проповедуемое ими лжеучение мистицизма проникли во все социальные слои. Изначально заговорщики намечали революцию на 1816 год, но затем сроки несколько раз сдвигались. Все ужасы 1917 года и последующих десятилетий могли бы постигнуть наш народ на целое столетие раньше. Но благодаря крепкой вере и мужеству одного человека – архимандрита Фотия (Спасского) – Господь значительно отсрочил революционные бедствия.
Как же действовал отец Фотий? Он был добродетельным подвижником: постником, молитвенником, проповедником, наставником. В 1816 году с благословения своего духовного отца – архимандрита Иннокентия (впоследствии пензенского епископа, прославленного в 2000 г. в лике святых) – он развернул борьбу против революционного заговора: проповедовал, собирал информацию о преступной деятельности тайных обществ, информировал начальство, т. е. всевозможными способами старался помешать осуществлению замыслов революционеров.
Вот как сам он пишет о своей борьбе: «В 1817 году убогий Фотий поступил законоучителем и настоятелем во второй кадетский корпус и действовал против масонов, иллюминатов, методистов, против Лабзина и прочих и разорял связь духовных лиц с тайными обществами и масонами. В 1818 году убогий Фотий действовал с опасностью для жизни против „Сионского вестника“ Лабзина, лож масонских, ересей и старался <…> их остановить <…>. Фотий подвизался за веру и за святыню и содержался три дня под присмотром в Лавре за стойкость и правду, дабы Царю не донес о тех соблазнах. В 1819 году убогий Фотий действовал против ересей, расколов, масонов, Лабзина, Хвостовой, Татариновой, секты лжепророков и против всех книг, издаваемых против веры и правительства».
Прошли три года напряженной борьбы, а конца ей не было видно. Пережив множество гонений и скорбей, отец Фотий мог ожидать только еще больших преследований и бед. И в это время, когда ситуация, подобно чаше весов, колебалась, склоняясь то в пользу подвижника, то к победе революционеров, он, как опытный и мудрый духовный стратилат, дал Господу обет построить храм во имя Спаса Нерукотворного, если Господь увенчает его дело успехом. Вскоре наступил перелом в борьбе за веру, Царя и Отечество. 27-го апреля 1820 года архимандрит Фотий произнес знаменитую проповедь «Бога бойтесь, Царя чтите», направленную против «масонов, верующих в антихриста, диавола и сатану». За эту речь, стараниями масона Тургенева, подвижника выслали из столицы в самый разоренный Деревяницкий монастырь, «дабы гладом и скорбию уморить его».
Казалось бы, борьба проиграна – враги торжествуют. Но здесь-то и явил Господь Свое всемогущество и помощь. Деятельностью отца Фотия заинтересовалась графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская, фрейлина Императрицы и вторая после Царской Семьи по состоянию и влиянию русская аристократка. Она убедила подвижника принять ее в духовные чада и стала его ближайшей помощницей, предоставив в его распоряжение все свое материальное достояние. С ее помощью архимандрит Фотий восстановил Деревяницкую обитель и Сковородовский монастырь, в который вскоре его перевели. Анна Алексеевна помогла ему завести знакомства в кругу высшей аристократии, близкой к императорскому двору, и устроила несколько встреч с самим Императором Александром I. Свой дом в Петербурге она обратила едва ли не в монастырское подворье. Архимандрит Фотий, бывая в столице, останавливался там и проводил все необходимые встречи. При ее помощи и на ее средства он отстроил и Новгородский Юрьев монастырь, настоятелем которого был назначен в 1822 году. Все это время он не прекращал борьбы, действуя через преданных ему в столице людей.
Вспоминая впоследствии эту пору, отец Фотий писал в одном из своих посланий к Императору: «Восемь лет постяся и моляся и всячески благоугождая Господу моему, я, презрев страх людей, клеветы и поругания, имел в виду данную присягу служить Богу и Царю верно, правдою и в оные годы сражался с тайными обществами, с отступниками, еретиками и карбонариями: и Господу, помогающему мне, всегда их одолевал тьмы, хотя тебе (Императору Александру I, – примеч. ред.), может быть, и неизвестно, – и как много жертв от них отнял, и умыслы их знаю, и ничем их не прельщаюсь, то Господь меня, безоружного и меньшего паче всех, дал им страх велик».
Между тем на жизнь подвижника совершалось несколько покушений. Но Господь явно его хранил. «Всячески они старались и стараются, как бы меня единого погубить, – писал подвижник, – и дважды что-то смертное мне в пищу полагали, но я здрав и невредим, како был; отчего не ведаю, служащий мне восемь месяцев страдал: Божиею силою и тот жив еще. Враги сии Царя и Церкви и мои только сети мне ставили оные: клеветы, хулы и насмешки [о мне] делали и тем иногда начальству в худом виде меня выставляли, но по милости Божией это я не считаю за болезнь никогда; я знал и знаю многие их тайны и злодейства, под видом набожности и добра деемые, и молился Господу, дабы он меня сделал орудием в сии времена смутные на пользу Церкви, Царю и Отечеству».
После первой встречи отца Фотия с Царем появился указ от 1 августа 1822 года о запрете в России масонства. Революционная гидра получила смертельную рану, но все еще была жива и опасна. Тогда борец за правду Божию усилил свой молитвенный подвиг, и 1824 год стал годом его победы. В столице подвижник еще трижды встречался с Императором и по его поручению составил перечень мер для прекращения революции, который почти целиком был реализован.
В день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, 22 октября 1824 года, отец Фотий освятил построенную им в ознаменование победы над тайными обществами и во исполнение данного Господу обета монастырскую соборную церковь во имя Спаса Нерукотворного (Спасо-Орловский собор). На следующий год революционный «декабристский» мятеж все-таки состоялся, но, благодаря заблаговременно принятым мерам, успехом не увенчался.

монастырь.jpg

Спасский собор Юрьева монастыря, построенный
по обету архимандритом Фотием (СПАССКИМ)


Мы подробно рассмотрели борьбу архимандрита Фотия против революции по тем причинам, что о ней сохранились детальные свидетельства и тема эта крайне актуальна в настоящее время, когда на пороге драматических событий стоит не только наша страна, но и Православная Церковь. В 2016 году Константинопольский Патриарх-экуменист Варфоломей планирует провести так называемый «Всеправославный собор», на котором, по лекалам католического Второго ватиканского собора, вероятно, будут реформированы вековые устои Православия. Конечно, не в нашей власти предотвратить грядущую апостасию, однако мы можем и должны противостоять врагам Церкви Божией. И, быть может, Господь, видя нашу ревность по вере, наши благочестивые обеты и добрые дела и слыша наши молитвы, переменит Свой суд на милость и отсрочит «годину искушения» (см.: Откр. 3, 10), даруя нам еще время на исправление жизни, укрепление в вере и просвещение родных и ближних ради их и нашего душевного спасения.

Александр МАЛИНИН

Библиографический список:
1. Русь святая. Календарь на 2001 год. М., 2000.
2. Сойкин П.П. Православные русские обители. СПб., 1993.
3. Фотий (Спасский), архим. Борьба за веру. М., 2010.

Источник: Газета "Православный крест" № 108

<-назад в раздел

Русский календарь