24.06.2014
<-назад в раздел
«Этот эпитет очень резанул по сердцу…»
В редакцию газеты "Православный крест" нередко поступают письма и звонки с вопросами на тему почитания Царственных Мучеников: какова правильная оценка их исторической роли и допустимо ли называть их подвиг христоподражательным? Также после мартовского выступления президента нашей страны по поводу событий на Украине, во время которого прозвучали кощунственные слова о «Николае кровавом», расстроенные и смущенные читатели нередко просят нас прокомментировать сказанное и развеять этот исторический миф. Разобраться со всеми возникшими недоумениями мы попросили монархиста, писателя, поэта, автора-исполнителя казачьих песен и баллад и нашего постоянного автора донского казака Сергея Матвеева.
Не только по отношению к Государю, но и при оценке прочих личностей, событий и явлений необходима взвешенность. Ко всему нужно подходить спокойно, мудро, используя данную Господом способность к рассудительности. Приведу интересное сравнение: когда с помощью компьютера попытались создать модель вестибулярного аппарата человека, то получилось, что для этого нужно поставить друг на дружку 37 иголок и держать их в равновесии. Вот как работает этот сложнейший механизм! А чтобы в духовном плане стоять прямо к Небесам, никуда не уклоняться, необходимо иметь не меньшую четкость и точность. Если человек духовно накренится влево или вправо, если хоть одна иголочка выпадет, то он упадет.
Давайте представим и сопоставим ситуации, сложившиеся вокруг нашего Спасителя и вокруг нашего последнего убиенного Царя-Мученика. Ключевой фразой Николая II на станции «Дно» 1-го марта 1917 года стали слова: «Кругом измена, трусость и обман». И то же самое мог сказать Спаситель, потому что Он столкнулся с изменой Своего ученика Иуды, трусостью апостолов, разбежавшихся страха ради иудейского, и обманом Синедриона, запутавшего всех своими средствами массовой информации – тогда, понятно, сплетни и слухи передавались из уст в уста. Именно поэтому я называю подвиг Николая II христоподобным.
Обратите внимание также на следующие детали: в лице Государя арестовали невинного человека, как и в случае с Господом. Гнали, как на Голгофу, невинного человека, издевались, били: «Да кто ты такой, Царь?» Казнили невинного человека, расхитили и поделили его вещи, подобно воинам, разделившим после распятия ризы и метавшим жребий о хитоне Христовом. Даже американский штык от винтовки, которым палачи докалывали Царя и Царскую Семью, очень похож на копье Лонгина, хранящееся в Венском музее, – им был прободен, мы знаем, правый бок Спасителя. Более того, ни у Того, ни и у другого нет могилы. И рассеян был народ: римляне разогнали иудейский народ, а Иерусалим разрушили и засыпали солью и известью. Также за измену Государю рассеянию подвергся и русский народ. Ведь нам известно, что в лучшем случае лишь один процент участников белого движения желал восстановления монархии. Они воевали за февральскую революцию, оглупленные, слепые, не понимая, что февральская и октябрьская – только разные ступени одного явления, попытки уничтожения восточнославянского Православия. Далее – разрушение храмов: храма Соломонова и нашего храма Христа Спасителя…
Кроме того, не следует забывать, что Николай II во всех своих письмах, словах, политических действиях всегда обозначал главенство Евангелия в жизни – своей и людей своего государства. Он искренне чаял духовного пробуждения русского народа, а не заблуждения его в дебрях сребролюбия и стремлений к непонятной свободе.
Христос говорит: Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф. 11, 30). Как можно от этого освободиться? А некоторым нужна была свобода поблудить, денег урвать побольше – тогда свои желания были: поехать с какой-то балалайкой в Париж, сейчас: дачи-мачи, машины – «Ниссаны», «Майбахи» и прочее… Но как вообще можно быть свободным? Человек рождается – он уже творение Божие, на кончиках его пальчиков нанесен неповторимый рисунок – не мамой и не папой, но Кем-то еще в материнской утробе; у него индивидуальная сетчатка глаз, я уже не говорю о таланте, особенностях характера... Как можно быть свободным от Того, Кто тебя создал? И зачем такая свобода? Но Господь дал человеку свободу, право выбора между добром и злом...
Потому деятельность нашего Государя уникальна, необычайно созидательна и пока, к сожалению, не понята нынешней властью. У нас нет искреннего всенародного покаяния. Поэтому, вероятно, некоторые неуравновешенные люди, ревностно относящиеся к почитанию Николая II, ощущая недостаточность покаянного настроя и среди народа, и в церковной иерархии, и в системе государственного управления, начинают перегибать палку и впадать в какое-то своего рода сектантство.
Да, государственная система управления не настроена к имени Государя благожелательно. Почему? Потому что «тайна беззакония», вступившая в силу 1-го марта 1917 года на станции «Дно» с арестом Императора, действует по сей день. Это подтверждается хотя бы тем, что не было ни одного государственного документа, ни одного, подчеркиваю, в котором бы говорилось о праздновании 400-летия Дома Романовых. Неофициальные действия были: выставка в Манеже, организованная и оплаченная частными лицами, и т. п. Но сама власть не обмолвилась ни словом о том, что 400-летие Романовых – это национальный праздник, который нужно отмечать по всей России.
Конечно, у меня осталось горькое чувство от услышанного неосторожного высказывания нашего президента о «Николае кровавом». Господи, помилуй! Искренне надеюсь, что оно не было осмысленным, но лишь случайно произнесенным речевым штампом, так, для красного словца. Этот эпитет очень резанул по сердцу, и думаю, не только мне, но и другим верующим людям. Считаю, что президенту необходимо извиниться, и в этом не будет ничего унизительного. Потому что этот миф совершенно не соответствует действительности, он уже опровергнут историей, – куда более кровавыми были те, кто пришел к власти, свергнув и уничтожив законного Царя.
И как нашему президенту не относиться с уважением к личности Николая II, когда на прошедшем в феврале заседании президиума Госсовета, посвященном политике в области семьи, материнства и детства, по итогам 2013 года было сказано, что наконец-таки наметились положительные перемены в демографической ситуации в стране? Руководитель Статуправления объявил, что впервые смертность была ниже, чем рождаемость, численность населения увеличилась на 23 тысячи. Грустно об этом говорить – 23 тысячи на огромную страну! А у Николая II каждый год по три миллиона был прирост населения! А ведь высокий показатель прироста населения – первый признак благополучия и здоровья народа во всех отношениях, а прежде всего – в духовном. Так кто же «кровавый»?! Николай II, при котором народонаселение государства увеличивалось на три миллиона в год, или те, при чьей власти ежегодно в материнских утробах убиваются миллионы детей, не увидевших свет?..
Несомненно, необходимо покаяние. И ничего страшного не будет в том, если наш президент извинится перед людьми, которые почитают Государя (а их более 100 миллионов только в нашей стране). И если он уважает Русскую Православную Церковь, то, я считаю, для него это станет торжеством духа над совершенной ошибкой, ведь Царь Николай свят. Даже тот факт, что он официально прославлен Церковью, говорит о том, что православный христианин, кем бы он ни был, простым рабочим или главой страны, обязан относиться к Государю с глубоким уважением и благоговением.
А что делать народу, осознавшему суть нашей трагедии и чающему возрождения Святой Руси, о котором пророчествовали святые? Рецепт прост, он существует уже две тысячи лет: жить по Святому Евангелию. Все. Другого придумывать не надо. Он уже проверен веками, утвержден жизнью нашего государства, его славной историей и даже той территорией, которую нам даровал Господь. То есть нам нужно не просто возвращаться к своим истокам, а жадно пить из них, захлебываясь святой водой от счастья, умывая глаза, щеки, чело, чтобы прекрасный лик России очистился, был виден Господу и угоден Ему.
Не только по отношению к Государю, но и при оценке прочих личностей, событий и явлений необходима взвешенность. Ко всему нужно подходить спокойно, мудро, используя данную Господом способность к рассудительности. Приведу интересное сравнение: когда с помощью компьютера попытались создать модель вестибулярного аппарата человека, то получилось, что для этого нужно поставить друг на дружку 37 иголок и держать их в равновесии. Вот как работает этот сложнейший механизм! А чтобы в духовном плане стоять прямо к Небесам, никуда не уклоняться, необходимо иметь не меньшую четкость и точность. Если человек духовно накренится влево или вправо, если хоть одна иголочка выпадет, то он упадет.
Давайте представим и сопоставим ситуации, сложившиеся вокруг нашего Спасителя и вокруг нашего последнего убиенного Царя-Мученика. Ключевой фразой Николая II на станции «Дно» 1-го марта 1917 года стали слова: «Кругом измена, трусость и обман». И то же самое мог сказать Спаситель, потому что Он столкнулся с изменой Своего ученика Иуды, трусостью апостолов, разбежавшихся страха ради иудейского, и обманом Синедриона, запутавшего всех своими средствами массовой информации – тогда, понятно, сплетни и слухи передавались из уст в уста. Именно поэтому я называю подвиг Николая II христоподобным.
Обратите внимание также на следующие детали: в лице Государя арестовали невинного человека, как и в случае с Господом. Гнали, как на Голгофу, невинного человека, издевались, били: «Да кто ты такой, Царь?» Казнили невинного человека, расхитили и поделили его вещи, подобно воинам, разделившим после распятия ризы и метавшим жребий о хитоне Христовом. Даже американский штык от винтовки, которым палачи докалывали Царя и Царскую Семью, очень похож на копье Лонгина, хранящееся в Венском музее, – им был прободен, мы знаем, правый бок Спасителя. Более того, ни у Того, ни и у другого нет могилы. И рассеян был народ: римляне разогнали иудейский народ, а Иерусалим разрушили и засыпали солью и известью. Также за измену Государю рассеянию подвергся и русский народ. Ведь нам известно, что в лучшем случае лишь один процент участников белого движения желал восстановления монархии. Они воевали за февральскую революцию, оглупленные, слепые, не понимая, что февральская и октябрьская – только разные ступени одного явления, попытки уничтожения восточнославянского Православия. Далее – разрушение храмов: храма Соломонова и нашего храма Христа Спасителя…
Кроме того, не следует забывать, что Николай II во всех своих письмах, словах, политических действиях всегда обозначал главенство Евангелия в жизни – своей и людей своего государства. Он искренне чаял духовного пробуждения русского народа, а не заблуждения его в дебрях сребролюбия и стремлений к непонятной свободе.
Христос говорит: Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф. 11, 30). Как можно от этого освободиться? А некоторым нужна была свобода поблудить, денег урвать побольше – тогда свои желания были: поехать с какой-то балалайкой в Париж, сейчас: дачи-мачи, машины – «Ниссаны», «Майбахи» и прочее… Но как вообще можно быть свободным? Человек рождается – он уже творение Божие, на кончиках его пальчиков нанесен неповторимый рисунок – не мамой и не папой, но Кем-то еще в материнской утробе; у него индивидуальная сетчатка глаз, я уже не говорю о таланте, особенностях характера... Как можно быть свободным от Того, Кто тебя создал? И зачем такая свобода? Но Господь дал человеку свободу, право выбора между добром и злом...
Потому деятельность нашего Государя уникальна, необычайно созидательна и пока, к сожалению, не понята нынешней властью. У нас нет искреннего всенародного покаяния. Поэтому, вероятно, некоторые неуравновешенные люди, ревностно относящиеся к почитанию Николая II, ощущая недостаточность покаянного настроя и среди народа, и в церковной иерархии, и в системе государственного управления, начинают перегибать палку и впадать в какое-то своего рода сектантство.
Да, государственная система управления не настроена к имени Государя благожелательно. Почему? Потому что «тайна беззакония», вступившая в силу 1-го марта 1917 года на станции «Дно» с арестом Императора, действует по сей день. Это подтверждается хотя бы тем, что не было ни одного государственного документа, ни одного, подчеркиваю, в котором бы говорилось о праздновании 400-летия Дома Романовых. Неофициальные действия были: выставка в Манеже, организованная и оплаченная частными лицами, и т. п. Но сама власть не обмолвилась ни словом о том, что 400-летие Романовых – это национальный праздник, который нужно отмечать по всей России.
Конечно, у меня осталось горькое чувство от услышанного неосторожного высказывания нашего президента о «Николае кровавом». Господи, помилуй! Искренне надеюсь, что оно не было осмысленным, но лишь случайно произнесенным речевым штампом, так, для красного словца. Этот эпитет очень резанул по сердцу, и думаю, не только мне, но и другим верующим людям. Считаю, что президенту необходимо извиниться, и в этом не будет ничего унизительного. Потому что этот миф совершенно не соответствует действительности, он уже опровергнут историей, – куда более кровавыми были те, кто пришел к власти, свергнув и уничтожив законного Царя.
И как нашему президенту не относиться с уважением к личности Николая II, когда на прошедшем в феврале заседании президиума Госсовета, посвященном политике в области семьи, материнства и детства, по итогам 2013 года было сказано, что наконец-таки наметились положительные перемены в демографической ситуации в стране? Руководитель Статуправления объявил, что впервые смертность была ниже, чем рождаемость, численность населения увеличилась на 23 тысячи. Грустно об этом говорить – 23 тысячи на огромную страну! А у Николая II каждый год по три миллиона был прирост населения! А ведь высокий показатель прироста населения – первый признак благополучия и здоровья народа во всех отношениях, а прежде всего – в духовном. Так кто же «кровавый»?! Николай II, при котором народонаселение государства увеличивалось на три миллиона в год, или те, при чьей власти ежегодно в материнских утробах убиваются миллионы детей, не увидевших свет?..
Несомненно, необходимо покаяние. И ничего страшного не будет в том, если наш президент извинится перед людьми, которые почитают Государя (а их более 100 миллионов только в нашей стране). И если он уважает Русскую Православную Церковь, то, я считаю, для него это станет торжеством духа над совершенной ошибкой, ведь Царь Николай свят. Даже тот факт, что он официально прославлен Церковью, говорит о том, что православный христианин, кем бы он ни был, простым рабочим или главой страны, обязан относиться к Государю с глубоким уважением и благоговением.
А что делать народу, осознавшему суть нашей трагедии и чающему возрождения Святой Руси, о котором пророчествовали святые? Рецепт прост, он существует уже две тысячи лет: жить по Святому Евангелию. Все. Другого придумывать не надо. Он уже проверен веками, утвержден жизнью нашего государства, его славной историей и даже той территорией, которую нам даровал Господь. То есть нам нужно не просто возвращаться к своим истокам, а жадно пить из них, захлебываясь святой водой от счастья, умывая глаза, щеки, чело, чтобы прекрасный лик России очистился, был виден Господу и угоден Ему.
Сергей МАТВЕЕВ, казак, есаул
Источник: газета "Православный крест"
Источник: газета "Православный крест"