21.04.2014
<-назад в раздел
Вечерняя Литургия – католическое новшество в Православной Церкви
В последние два-три года во дни Великого Поста в храмах Русской Православной Церкви Московского Патриархата все чаще и чаще наблюдается нетрадиционная практика: совершение Литургии Преждеосвященных Даров в вечернее время суток. Эта проблема волнует многих православных верующих, а с некоторых пор – и прихожан нашего храма. Задавшись целью выяснить, как и когда появились вечерние Литургии в нашей Православной Церкви, с Божией помощью, написал это небольшое исследование, которое предлагаю на суд читателей вашего ортодоксального издания.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
Интересуясь вопросом о сложившейся недавно практике совершать Литургию Преждеосвященных Даров в вечернее время суток, я столкнулся с информацией из католических источников о подобном нововведении в отпавшей от Христа и Его Церкви латинской конфессии, узаконенном организаторами второго Ватиканского собора (1965 г.).
В католической конфессии тема вечерних «литургий» впервые обсуждалась в XVI веке. Известно, что в 1566 году папа Пий V строго-настрого запретил их совершение, и этот вопрос не поднимался вплоть до XX века. В период же до начала Первой мировой войны среди латинских служителей начали возникать прения о возможности совершения «литургии» в любое время суток. Слухи об этих спорах дошли до папы Пия X, который в 1917 году запретил вечерние «литургии» каноническим правилом (Can. 821, § 2 Кодекса канонического права). Однако 19 марта 1957 года папа Пий XII составил новый канон, отменивший 821-й. В каноне № 931 говорится о том, что совершение «евхаристии» может быть в любой день и в любой час, если это не нарушает «литургических» норм (Can. 931: Die Feier und Austeilung der Eucharistie darf an jedem beliebigen Tag und zu jeder Stunde erfolgen, soweit dies nicht nach den liturgischen Normen ausgeschlossen ist.)
После второго Ватиканского собора вечерняя «литургия» у католиков стала называться «Abendmesse» – «Вечерняя месса».
Апологетика вечерних месс у папистов очень схожа с аргументами, которые приводят сегодня защитники вечерней Литургии Преждеосвященных Даров в Православной Церкви. Это прежде всего то, что Литургия в Евангелии именуется «Тайной Вечерей». Кроме того, это – исторические фантазии вокруг традиции соединения богослужебного чина вечерни с Литургией Преждеосвященных Даров и, конечно же, – удобство прихожан, которые днем трудятся на светской работе, а по окончании ее могут пойти в храм и причаститься.
ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ
Относительно Тайной Вечери надо заметить, что о времени ее совершения святой апостол Павел в своем Послании к Коринфянам говорит: Яко Господь Иисус в нощь, в нюже предан бываше, прием хлеб, и благодарив преломи, и рече: примите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое: сие творите в Мое воспоминание. Такожде и чашу по вечери, глаголя: сия чаша новый завет есть в Моей Крови: сие творите, елижды аще пиете, в Мое воспоминание (1 Кор. 11, 23–25).
Из апостольского Послания ясно, что Тайная Вечеря совершалась ночью: в нощь, в нюже предан бываше, совершалась в воспоминание не только страданий, но и преславного Воскресения Христова. И мы знаем, что праздник Святой Пасхи есть как бы краеугольный камень литургического времени всего богослужебного года. Совершается Литургия на Пасху всегда ночью, как об этом и повествуется в Евангелии: зело рано... (Лк. 24, 1). Святыми апостолами, по преданию, время совершения Евхаристии изначально было установлено с начала суток до полудня, и никогда Евхаристия не совершалась в другое время. Это было настолько очевидно, что не имело нужды в утверждении в письменном законодательстве.
СОЕДИНЕНИЕ ВЕЧЕРНИ С ЛИТУРГИЕЙ
В те дни, когда положена Литургия Преждеосвященных Даров, то, согласно Типикону, она совершается сразу после вечерни. Защитники «вечерних месс» утверждают, что раз вечерня должна служиться вечером, то и Литургия Преждеосвященных Даров должна быть также в вечернее время суток. Но этот «аргумент» не выдерживает даже маломальской критики. Вечерня вполне могла совершаться вечером, перед полуночью, а Литургия – после полуночи (зело рано). Тем не менее, этот естественный временной ход защитники вечерней Литургии Преждеосвященных Даров даже не рассматривают. Примечательно, что, согласно Типикону, вечерня переходит в Литургию не только в дни, когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров, но и в навечерие Рождества Христова и Богоявления. Также вечерня Великой Субботы соединяется с Литургией. Однако это ни в коей мере не означает, что в эти дни Литургия тоже должна быть вечером.
РАДИ УДОБСТВА ПРИХОЖАН
Стараясь угодить своим последователям, латинская конфессия ввела множество новшеств: это и комфортные кресла в костелах, и сокращенные «богослужения» (до 30–40 мин.), чтобы «молящиеся» не утомились, и упраздненные и ослабленные посты (вкушение рыбы и даже птицы «великим постом»). В этом ряду стоит и вечерняя месса, которая также совершается якобы для удобства тех, кто рано утром не в силах подняться с постели.
С появлением вечерних месс у католиков возникла проблема с соблюдением поста перед «причастием». Сначала, чтобы «причаститься», они, как и наши «православные» приверженцы вечерних Литургий, ничего не вкушали весь день. Затем, в 1957 году папа Пий XII уменьшил «евхаристический пост» до трех часов, а в 1964 году он был сокращен папским орденом «XXI Mensis» до одного часа. На втором Ватиканском соборе эту практику узаконили, и по сей день она применяется у латинян. Думается, что в скором времени до того же дойдут и «православные» любители всего католического.
ФИЛОКАТОЛИКИ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Рассматривая феномен вечерних Литургий, я задался вопросом: почему это католическое новшество распространяется в православных приходах? Ответ оказался простым: причиной появления в нашей Церкви этой практики стала любовь некоторых иерархов XX века ко всему католическому. Экуменическое заблуждение о том, что Святая Церковь якобы разделилась и нуждается в соединении, привело их к стремлению реформировать нашу Православную Церковь, дабы иметь как можно меньше расхождений с «братьями»-католиками.
Одним из основоположников вечерних Литургий в Русской Церкви был председатель Отдела Внешних Церковных Сношений (ОВЦС) (в 1960–1972 гг.) митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), который присутствовал в качестве наблюдателя на втором Ватиканском соборе. Многие решения этого инославного собора по инициативе митрополита Никодима впоследствии нашли отражение в синодальных документах РПЦ МП (например, в постановлении 1969 г. о возможности причащения в православных храмах отпавших от Церкви Христовой католиков и «старообрядцев»).
В том же 1969 году Синод рассмотрел вопрос о вечерних Литургиях Преждеосвященных Даров. По просьбе митрополита Никодима к Патриарху Русской Церкви обратились митрополит Сурожский Антоний (Блум), Патриарший Экзарх в Западной Европе, и архиепископ Нью-Йоркский и Алеутский Ионафан (Кополович), Патриарший Экзарх в Северной и Южной Америке. Правящий Сурожской епархией митрополит Антоний с восторгом писал в своем письме, что уже год назад он совершил несколько Преждеосвященных Литургий в вечернее время суток, а архиепископ Ионафан поднял вопрос о времени воздержания от пищи и пития перед Причастием на вечерней Литургии.
Изрядно расплывчатую «историческую справку» по вопросу причащения Святых Таин натощак составил профессор Ленинградской духовной академии Н.Д. Успенский. Очевидно, что его задачей было связать нововведение с традицией, как это принято у обновленцев: каждому новшеству необходимо найти основание в древности. Поэтому Николай Дмитриевич неуклюже попытался доказать, что Агапы и Евхаристия – близнецы-братья. И, по его убеждению, первоначально Литургия всегда совершалась вечером, а причащаться натощак все христиане стали якобы только в конце IV века. Вывод Успенского: пост перед Причастием должен длиться всего лишь «несколько часов», на усмотрение архиерея.
Интересен отзыв архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина) на тему вечерних Литургий. Он не скрывает, что это новшество может вызвать возмущение среди верующих. «Могу только сказать, что вечерние Преждеосвященные Литургии должны вводиться с осторожностью, в зависимости от местных условий и состава верующих, – пишет архиепископ. – Они легче могут быть введены среди православных западного происхождения, чем среди русских, легче среди молодежи, чем среди старых».
На основании высказываний вышеназванных архиереев и сомнительной «исторической справки» Н.Д. Успенского Священный Синод постановил: «Благословить в храмах Московского Патриархата совершение вечером Божественной Литургии Преждеосвященных Даров там, где правящий архиерей сочтет это полезным». Однако никто из архиереев того времени не стал вводить у себя вечерние Литургии. Эта практика на какое-то время прижилась лишь в храме Ленинградской духовной академии, а после внезапной смерти митрополита Никодима у ног папы римского совсем исчезла. Думается, нынешнее ее возрождение напрямую связано с активизацией обновленческих сил в нашей Русской Православной Церкви.
С любовью о Христе,
недостойный священник
Владимир РОМАНОВ
недостойный священник
Владимир РОМАНОВ
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
Интересуясь вопросом о сложившейся недавно практике совершать Литургию Преждеосвященных Даров в вечернее время суток, я столкнулся с информацией из католических источников о подобном нововведении в отпавшей от Христа и Его Церкви латинской конфессии, узаконенном организаторами второго Ватиканского собора (1965 г.).
В католической конфессии тема вечерних «литургий» впервые обсуждалась в XVI веке. Известно, что в 1566 году папа Пий V строго-настрого запретил их совершение, и этот вопрос не поднимался вплоть до XX века. В период же до начала Первой мировой войны среди латинских служителей начали возникать прения о возможности совершения «литургии» в любое время суток. Слухи об этих спорах дошли до папы Пия X, который в 1917 году запретил вечерние «литургии» каноническим правилом (Can. 821, § 2 Кодекса канонического права). Однако 19 марта 1957 года папа Пий XII составил новый канон, отменивший 821-й. В каноне № 931 говорится о том, что совершение «евхаристии» может быть в любой день и в любой час, если это не нарушает «литургических» норм (Can. 931: Die Feier und Austeilung der Eucharistie darf an jedem beliebigen Tag und zu jeder Stunde erfolgen, soweit dies nicht nach den liturgischen Normen ausgeschlossen ist.)
После второго Ватиканского собора вечерняя «литургия» у католиков стала называться «Abendmesse» – «Вечерняя месса».
Апологетика вечерних месс у папистов очень схожа с аргументами, которые приводят сегодня защитники вечерней Литургии Преждеосвященных Даров в Православной Церкви. Это прежде всего то, что Литургия в Евангелии именуется «Тайной Вечерей». Кроме того, это – исторические фантазии вокруг традиции соединения богослужебного чина вечерни с Литургией Преждеосвященных Даров и, конечно же, – удобство прихожан, которые днем трудятся на светской работе, а по окончании ее могут пойти в храм и причаститься.
ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ
Относительно Тайной Вечери надо заметить, что о времени ее совершения святой апостол Павел в своем Послании к Коринфянам говорит: Яко Господь Иисус в нощь, в нюже предан бываше, прием хлеб, и благодарив преломи, и рече: примите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое: сие творите в Мое воспоминание. Такожде и чашу по вечери, глаголя: сия чаша новый завет есть в Моей Крови: сие творите, елижды аще пиете, в Мое воспоминание (1 Кор. 11, 23–25).
Из апостольского Послания ясно, что Тайная Вечеря совершалась ночью: в нощь, в нюже предан бываше, совершалась в воспоминание не только страданий, но и преславного Воскресения Христова. И мы знаем, что праздник Святой Пасхи есть как бы краеугольный камень литургического времени всего богослужебного года. Совершается Литургия на Пасху всегда ночью, как об этом и повествуется в Евангелии: зело рано... (Лк. 24, 1). Святыми апостолами, по преданию, время совершения Евхаристии изначально было установлено с начала суток до полудня, и никогда Евхаристия не совершалась в другое время. Это было настолько очевидно, что не имело нужды в утверждении в письменном законодательстве.
СОЕДИНЕНИЕ ВЕЧЕРНИ С ЛИТУРГИЕЙ
В те дни, когда положена Литургия Преждеосвященных Даров, то, согласно Типикону, она совершается сразу после вечерни. Защитники «вечерних месс» утверждают, что раз вечерня должна служиться вечером, то и Литургия Преждеосвященных Даров должна быть также в вечернее время суток. Но этот «аргумент» не выдерживает даже маломальской критики. Вечерня вполне могла совершаться вечером, перед полуночью, а Литургия – после полуночи (зело рано). Тем не менее, этот естественный временной ход защитники вечерней Литургии Преждеосвященных Даров даже не рассматривают. Примечательно, что, согласно Типикону, вечерня переходит в Литургию не только в дни, когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров, но и в навечерие Рождества Христова и Богоявления. Также вечерня Великой Субботы соединяется с Литургией. Однако это ни в коей мере не означает, что в эти дни Литургия тоже должна быть вечером.
РАДИ УДОБСТВА ПРИХОЖАН
Стараясь угодить своим последователям, латинская конфессия ввела множество новшеств: это и комфортные кресла в костелах, и сокращенные «богослужения» (до 30–40 мин.), чтобы «молящиеся» не утомились, и упраздненные и ослабленные посты (вкушение рыбы и даже птицы «великим постом»). В этом ряду стоит и вечерняя месса, которая также совершается якобы для удобства тех, кто рано утром не в силах подняться с постели.
С появлением вечерних месс у католиков возникла проблема с соблюдением поста перед «причастием». Сначала, чтобы «причаститься», они, как и наши «православные» приверженцы вечерних Литургий, ничего не вкушали весь день. Затем, в 1957 году папа Пий XII уменьшил «евхаристический пост» до трех часов, а в 1964 году он был сокращен папским орденом «XXI Mensis» до одного часа. На втором Ватиканском соборе эту практику узаконили, и по сей день она применяется у латинян. Думается, что в скором времени до того же дойдут и «православные» любители всего католического.
ФИЛОКАТОЛИКИ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Рассматривая феномен вечерних Литургий, я задался вопросом: почему это католическое новшество распространяется в православных приходах? Ответ оказался простым: причиной появления в нашей Церкви этой практики стала любовь некоторых иерархов XX века ко всему католическому. Экуменическое заблуждение о том, что Святая Церковь якобы разделилась и нуждается в соединении, привело их к стремлению реформировать нашу Православную Церковь, дабы иметь как можно меньше расхождений с «братьями»-католиками.
Одним из основоположников вечерних Литургий в Русской Церкви был председатель Отдела Внешних Церковных Сношений (ОВЦС) (в 1960–1972 гг.) митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), который присутствовал в качестве наблюдателя на втором Ватиканском соборе. Многие решения этого инославного собора по инициативе митрополита Никодима впоследствии нашли отражение в синодальных документах РПЦ МП (например, в постановлении 1969 г. о возможности причащения в православных храмах отпавших от Церкви Христовой католиков и «старообрядцев»).
В том же 1969 году Синод рассмотрел вопрос о вечерних Литургиях Преждеосвященных Даров. По просьбе митрополита Никодима к Патриарху Русской Церкви обратились митрополит Сурожский Антоний (Блум), Патриарший Экзарх в Западной Европе, и архиепископ Нью-Йоркский и Алеутский Ионафан (Кополович), Патриарший Экзарх в Северной и Южной Америке. Правящий Сурожской епархией митрополит Антоний с восторгом писал в своем письме, что уже год назад он совершил несколько Преждеосвященных Литургий в вечернее время суток, а архиепископ Ионафан поднял вопрос о времени воздержания от пищи и пития перед Причастием на вечерней Литургии.
Изрядно расплывчатую «историческую справку» по вопросу причащения Святых Таин натощак составил профессор Ленинградской духовной академии Н.Д. Успенский. Очевидно, что его задачей было связать нововведение с традицией, как это принято у обновленцев: каждому новшеству необходимо найти основание в древности. Поэтому Николай Дмитриевич неуклюже попытался доказать, что Агапы и Евхаристия – близнецы-братья. И, по его убеждению, первоначально Литургия всегда совершалась вечером, а причащаться натощак все христиане стали якобы только в конце IV века. Вывод Успенского: пост перед Причастием должен длиться всего лишь «несколько часов», на усмотрение архиерея.
Интересен отзыв архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина) на тему вечерних Литургий. Он не скрывает, что это новшество может вызвать возмущение среди верующих. «Могу только сказать, что вечерние Преждеосвященные Литургии должны вводиться с осторожностью, в зависимости от местных условий и состава верующих, – пишет архиепископ. – Они легче могут быть введены среди православных западного происхождения, чем среди русских, легче среди молодежи, чем среди старых».
На основании высказываний вышеназванных архиереев и сомнительной «исторической справки» Н.Д. Успенского Священный Синод постановил: «Благословить в храмах Московского Патриархата совершение вечером Божественной Литургии Преждеосвященных Даров там, где правящий архиерей сочтет это полезным». Однако никто из архиереев того времени не стал вводить у себя вечерние Литургии. Эта практика на какое-то время прижилась лишь в храме Ленинградской духовной академии, а после внезапной смерти митрополита Никодима у ног папы римского совсем исчезла. Думается, нынешнее ее возрождение напрямую связано с активизацией обновленческих сил в нашей Русской Православной Церкви.
Источник: Газета "Православный крест"