15.04.2014
<-назад в раздел
Спасутся ли католики?
Вот мнения известных священников и экспертов о том, как относиться к римско-католической "церкви" и можно ли считать их учение ересью?
ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСИЙ ШЛЯПИН, настоятель церкви вмч. Димитрия Солунского, д. Ивакино Можайского р-на Московской области
Надо четко понимать, что церковь не может разделиться на две части, истинная церковь может быть только одна, а значит, произошло отпадение одной из поместных церквей от Православной церкви.
Римско-католическая церковь, а точнее римская поместная церковь – это одна из поместных церквей, которая отпала от Вселенской церкви. И поэтому название «католическая церковь» – некорректно, потому что католической, а точнее кафолической является Православная церковь, которая не утратила апостольского преемства. Православная церковь – это и есть Католическая церковь, поэтому надо говорить о Римской поместной церкви. Является ли учение этой церкви ересью? Да. Прибавка к Символу веры Догмата о Филиокве (лат. filioque – «и Сына») очень показательно. Это кажется незначительным человеку, далекому от богословия, но из-за такой незначительной добавки кардинально меняется учение и представление о Боге. Богословие непосредственно влияет на нашу духовную жизнь. Бог – такой, какой есть и Он Сам Себя непосредственно нам открыл. Например, в Священном Писании сказано, что Дух Святой исходит от Отца, и если мы учим иначе, как учат католики, то получается другое учение о Боге и другой Бог. То есть мы проецируем ум и сердце не на Живого Бога, который нам Себя открыл, а на фантазию о Боге, и таким образом мы отклоняемся от истинного знания о Боге. Бог – это первоначальная реальность. Православие как раз и занимается апелляцией к первоначальной реальности. Цель догматов состоит в том, чтобы направить ум и сердце человека к Богу Живому, а не к фантазии.
Вообще, нужно стремиться к преодолению раскола между христианами, потому что мы должны не злорадствовать, а печалиться об этом разделении. Я бы проголосовал двумя руками, чтобы римская поместная церковь вернулась в лоно Православной Церкви и заняла бы первенствующее место среди поместных церквей. Но это возможно только при условии покаяния католиков и отказа от различных ересей, накопившихся у них веками. Одна из главных ересей, наряду с Догматом о Филиокве – это Догмат о непогрешимости папы. Когда какая-то часть откалывается от Церкви, то благодать Святого Духа оставляет ее и, как следствие, возникают различные ереси, что мы и видим на примере католичества. Чисто по-человечески кажется невозможным отказаться от всех ересей, и от всех ложных святых, прославленных в Католической церкви за все это время, но что невозможно человеку, возможно Богу.
ПРОТОИЕРЕЙ ОЛЕГ СТЕНЯЕВ, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, писатель, богослов и публицист, проповедник и миссионер
Главное отличие римско-католической "церкви" заключается в том, что в этой церкви иначе, чем в Православной, истолковываются известные тексты из Евангелия. В Евангелии от Матфея написано: ”И Я говорю тебе, ты Пётр камень, и на сём камне я создам Церковь мою, врата Ада не одолеют Её” (Мф. 16:18). Кто камень Церкви и на ком она созидается? Если на Петре, то на человеке, тогда правы католики и паписты, уверовавшие в незыблемые права клира, духовенства, утверждая, что камень – это Апостол Пётр, человек. Паписты повторяют ересь Феодора Мопсуестийского, осужденного в ереси в 553 году на Пятом Вселенском Соборе. Господь исповедовал своё намерение на Петре создать Церковь, но на Петре ли создаётся Церковь Христова? С филологической точки зрения здесь может быть игра слов. В греческом языке слово Пётр (петрос), а слово камень (петра),а арамейское имя апостола Петра было Кифа. Когда Господь Христос сказал ему: «ты Пётр (петрос) и на сем камне (петра) Я создам Церковь Мою». Значение арамейского имениКифа эквивалентно греческому – Петрос, при этом слово Петрос (Пётр) мужского рода, а греческое слово Петра (камень) женского рода. Что же имел в виду Сын Божий, рифмуя эти схожие по звучанию слова. Святой Августин Блаженный пишет: «Церковь созидается не на человеке Петре, но на вере Апостола Петра в Иисуса Назарета как Сына Божия».
Блаженный Феофилакт Болгарский, согласно с Августином, учит: «Петр исповедал Его Сыном Божиим; сие-то исповедание, которое ты исповедал, – говорит Он Петру, – и будет основанием верующих. Посему всякий, намеревающийся устроить здание веры, должен положить в основание это исповедание». Блаженный Августин пишет: «Церковь созидается на вере в Иисуса, как Сына Божия». С точки зрения святого Августина, верх кощунственного безумия считать, что у Церкви может быть другой Глава – Жених, кроме Христа Спасителя. Он пишет: «Жених, готовый отойти (то есть перед вознесением на Небо. – О.С.), поручил Невесту Свою друзьям Своим (то есть апостолам – О.С.) не для того, чтобы она возлюбила кого-либо из них, но чтобы осталась верной единому своему Жениху; они же – только друзья Его, защищают горячо и не потерпят со стороны Церкви преступной любви». То есть преступной любовью, как неким греховным блудом Святой Августин называет любую нашу попытку начать любить в Церкви любого человека, любую иерархическую должность выше, чем Божественного Жениха Христа Спасителя или приоритеты Богочеловека связывать с некой церковной должностью. Блаженный Августин пишет: «Павел, истинный друг Жениха, не захотел быть любимым вместо Жениха». Говоря о равенстве всех апостолов, а в их лице и всех священнослужителей Церкви, святой Августин учит: «Неужели, ключи те получил Петр, а Павел не получил? Петр получил, а Иоанн, Иаков и прочие апостолы не получили? Не в Церкви ли те ключи, где ежедневно отпускаются грехи? Эти ключи и право вязать и решить получил не один человек, но единая Вселенская Церковь».
ДЕНИС МАЛЬЦЕВ, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ)
Вопрос не нов и за последнюю тысячу лет поднимался не раз. Давайте подойдем к этому вопросу академически. В 1054 году произошел раскол христианской апостольской церкви. Если не брать богословскую составляющую вопроса, то ответ очевиденсам по себе: патриарх Запада (от этого титула папы римские отказались только в 2006 г.) пошел против всех остальных патриархов и таким образом Римско-католическая церковь – это всего лишь поместная церковь, ушедшая в раскол. Здесь не может быть сомнений, как бы это ни нравилось кому-либо на Западе. Что касается понятия ереси, происходящего от древнегреческого слова αἵρεσις – «выбор, направление», то опять-таки – свой выбор католики сделали в 1054 году, приняв иной подход к религиозному учению и выделив из состава церкви новою общину, это и есть ересь с общепринятой точки зрения. Замечу также, что анафему с раскольников-католиков другими поместными церквями, оставшимися верными канонам, никто по сей день не снимал. Однако хотелось бы предостеречь представителей православной общественности от широкого использования данных терминов без четкого понимания того что за ними стоит.
Мнение православных святых можно прочесть здесь:
http://www.ruskalendar.ru/news/detail.php?ID=13657&sphrase_id=133964
http://www.ruskalendar.ru/news/detail.php?ID=14176&sphrase_id=133964
http://www.ruskalendar.ru/news/detail.php?ID=13328&sphrase_id=133963
http://www.ruskalendar.ru/news/detail.php?ID=14444&sphrase_id=133964
ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСИЙ ШЛЯПИН, настоятель церкви вмч. Димитрия Солунского, д. Ивакино Можайского р-на Московской области
Надо четко понимать, что церковь не может разделиться на две части, истинная церковь может быть только одна, а значит, произошло отпадение одной из поместных церквей от Православной церкви.
Римско-католическая церковь, а точнее римская поместная церковь – это одна из поместных церквей, которая отпала от Вселенской церкви. И поэтому название «католическая церковь» – некорректно, потому что католической, а точнее кафолической является Православная церковь, которая не утратила апостольского преемства. Православная церковь – это и есть Католическая церковь, поэтому надо говорить о Римской поместной церкви. Является ли учение этой церкви ересью? Да. Прибавка к Символу веры Догмата о Филиокве (лат. filioque – «и Сына») очень показательно. Это кажется незначительным человеку, далекому от богословия, но из-за такой незначительной добавки кардинально меняется учение и представление о Боге. Богословие непосредственно влияет на нашу духовную жизнь. Бог – такой, какой есть и Он Сам Себя непосредственно нам открыл. Например, в Священном Писании сказано, что Дух Святой исходит от Отца, и если мы учим иначе, как учат католики, то получается другое учение о Боге и другой Бог. То есть мы проецируем ум и сердце не на Живого Бога, который нам Себя открыл, а на фантазию о Боге, и таким образом мы отклоняемся от истинного знания о Боге. Бог – это первоначальная реальность. Православие как раз и занимается апелляцией к первоначальной реальности. Цель догматов состоит в том, чтобы направить ум и сердце человека к Богу Живому, а не к фантазии.
Вообще, нужно стремиться к преодолению раскола между христианами, потому что мы должны не злорадствовать, а печалиться об этом разделении. Я бы проголосовал двумя руками, чтобы римская поместная церковь вернулась в лоно Православной Церкви и заняла бы первенствующее место среди поместных церквей. Но это возможно только при условии покаяния католиков и отказа от различных ересей, накопившихся у них веками. Одна из главных ересей, наряду с Догматом о Филиокве – это Догмат о непогрешимости папы. Когда какая-то часть откалывается от Церкви, то благодать Святого Духа оставляет ее и, как следствие, возникают различные ереси, что мы и видим на примере католичества. Чисто по-человечески кажется невозможным отказаться от всех ересей, и от всех ложных святых, прославленных в Католической церкви за все это время, но что невозможно человеку, возможно Богу.
ПРОТОИЕРЕЙ ОЛЕГ СТЕНЯЕВ, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, писатель, богослов и публицист, проповедник и миссионер
Главное отличие римско-католической "церкви" заключается в том, что в этой церкви иначе, чем в Православной, истолковываются известные тексты из Евангелия. В Евангелии от Матфея написано: ”И Я говорю тебе, ты Пётр камень, и на сём камне я создам Церковь мою, врата Ада не одолеют Её” (Мф. 16:18). Кто камень Церкви и на ком она созидается? Если на Петре, то на человеке, тогда правы католики и паписты, уверовавшие в незыблемые права клира, духовенства, утверждая, что камень – это Апостол Пётр, человек. Паписты повторяют ересь Феодора Мопсуестийского, осужденного в ереси в 553 году на Пятом Вселенском Соборе. Господь исповедовал своё намерение на Петре создать Церковь, но на Петре ли создаётся Церковь Христова? С филологической точки зрения здесь может быть игра слов. В греческом языке слово Пётр (петрос), а слово камень (петра),а арамейское имя апостола Петра было Кифа. Когда Господь Христос сказал ему: «ты Пётр (петрос) и на сем камне (петра) Я создам Церковь Мою». Значение арамейского имениКифа эквивалентно греческому – Петрос, при этом слово Петрос (Пётр) мужского рода, а греческое слово Петра (камень) женского рода. Что же имел в виду Сын Божий, рифмуя эти схожие по звучанию слова. Святой Августин Блаженный пишет: «Церковь созидается не на человеке Петре, но на вере Апостола Петра в Иисуса Назарета как Сына Божия».
Блаженный Феофилакт Болгарский, согласно с Августином, учит: «Петр исповедал Его Сыном Божиим; сие-то исповедание, которое ты исповедал, – говорит Он Петру, – и будет основанием верующих. Посему всякий, намеревающийся устроить здание веры, должен положить в основание это исповедание». Блаженный Августин пишет: «Церковь созидается на вере в Иисуса, как Сына Божия». С точки зрения святого Августина, верх кощунственного безумия считать, что у Церкви может быть другой Глава – Жених, кроме Христа Спасителя. Он пишет: «Жених, готовый отойти (то есть перед вознесением на Небо. – О.С.), поручил Невесту Свою друзьям Своим (то есть апостолам – О.С.) не для того, чтобы она возлюбила кого-либо из них, но чтобы осталась верной единому своему Жениху; они же – только друзья Его, защищают горячо и не потерпят со стороны Церкви преступной любви». То есть преступной любовью, как неким греховным блудом Святой Августин называет любую нашу попытку начать любить в Церкви любого человека, любую иерархическую должность выше, чем Божественного Жениха Христа Спасителя или приоритеты Богочеловека связывать с некой церковной должностью. Блаженный Августин пишет: «Павел, истинный друг Жениха, не захотел быть любимым вместо Жениха». Говоря о равенстве всех апостолов, а в их лице и всех священнослужителей Церкви, святой Августин учит: «Неужели, ключи те получил Петр, а Павел не получил? Петр получил, а Иоанн, Иаков и прочие апостолы не получили? Не в Церкви ли те ключи, где ежедневно отпускаются грехи? Эти ключи и право вязать и решить получил не один человек, но единая Вселенская Церковь».
ДЕНИС МАЛЬЦЕВ, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ)
Вопрос не нов и за последнюю тысячу лет поднимался не раз. Давайте подойдем к этому вопросу академически. В 1054 году произошел раскол христианской апостольской церкви. Если не брать богословскую составляющую вопроса, то ответ очевиденсам по себе: патриарх Запада (от этого титула папы римские отказались только в 2006 г.) пошел против всех остальных патриархов и таким образом Римско-католическая церковь – это всего лишь поместная церковь, ушедшая в раскол. Здесь не может быть сомнений, как бы это ни нравилось кому-либо на Западе. Что касается понятия ереси, происходящего от древнегреческого слова αἵρεσις – «выбор, направление», то опять-таки – свой выбор католики сделали в 1054 году, приняв иной подход к религиозному учению и выделив из состава церкви новою общину, это и есть ересь с общепринятой точки зрения. Замечу также, что анафему с раскольников-католиков другими поместными церквями, оставшимися верными канонам, никто по сей день не снимал. Однако хотелось бы предостеречь представителей православной общественности от широкого использования данных терминов без четкого понимания того что за ними стоит.
Мнение православных святых можно прочесть здесь:
http://www.ruskalendar.ru/news/detail.php?ID=13657&sphrase_id=133964
http://www.ruskalendar.ru/news/detail.php?ID=14176&sphrase_id=133964
http://www.ruskalendar.ru/news/detail.php?ID=13328&sphrase_id=133963
http://www.ruskalendar.ru/news/detail.php?ID=14444&sphrase_id=133964