17.04.2014
<-назад в раздел
Слово на Великий Четверг. О страхе Божием. Архиеп. Серафим Соболев
Как часто мы слышим, возлюбленные о Христе чада мои, возглас священнослужителя, который, держа святую чашу в руках, говорит: «со страхом Божиим и верою приступите». Что это за страх Божий, без которого мы не должны приступать к св. Причастию? Это прежде всего тот страх, о котором в Священном Писании сказано: Начало премудрости страх Господень (Прит. 1, 7; 9, 10; Псал. 110, 10). Здесь имеется в виду страх временных и вечных наказаний, которым мы должны удерживаться от всякго зла и в особенности тогда, когда готовимся к восприятию величайшей святыни – Тела и Крови Христа Спасителя.
Его требует от нас св. Апостол Павел, когда говорит: иже аще яст хлеб сей или пиет чашу Господню недостойне, повинен будет Телу и Крови Господни... Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня. Сего ради в вас мнози немощни и недужливи, и спят довольни (не мало умирает) (1 Кор. 11, 27. 29-30).
Но есть еще страх Божий высший, не рабский, а сыновний, который исходит не из мысли о наказании, а из любви к Богу, или сознания, как бы нам своею недостойною жизнью не оскорбить Его. Этот высший страх имел в виду пророк Исаия, когда, предсказывая о Христе, сказал: И почиет на Нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия: исполнит Его Дух страха Божия (Ис. 11, 2-3). Преп. Иоанн Кассиан отмечает, что в этих пророческих словах страх Божий упомянут в конце потому, что он является самым высшим дарованием Святаго Духа, ибо исходит из любви к Богу и есть по существу сама эта любовь. Такой сыновний страх, по словам того же св. отца, имел Ап. Петр. Он каждую ночь, при пении петуха, пробуждался и, вспоминая свое отречение, обливался горькими слезами. Грех отречения давно был прощен ему Господом. Следовательно, Апостол Петр возбуждался к своему слезному покаянию не страхом наказания, а страхом совершенной любви – от сознания измены своему горячо любимому Господу.
Таким образом, св. Церковь, призывая нас к страху Божиему, разумеет здесь не только страх новоначальный – рабский, но и высший страх – сыновний.
Потщимся прежде всего, возлюбленные, иметь страх Божий в начальном его проявлении. Он не допустит нас уклониться от православной веры и от истинной христианской жизни. Движимые им, мы будем достойно вкушать Тело и Кровь Христа Спасителя и избежим страшного наказания от Бога и здесь, и в будущей жизни.
Но будем прилагать свои заботы и к тому, чтобы приобрести страх высший с его любовию ко Христу. Этот сыновний страх будет более и более преисполнять наше сердце любовию к Богу, и до такой степени, что мы не только никогда не отпадем от Христа, в силу апостольскаго слова: любы николиже отпадает (1 Кор. 13, 8), но навеки пребудем в неразрывном блаженном единении с Ним.
Приветствую вас, мои возлюбленныя о Христе чада с принятием Тела и Крови Христа и молитвенно желаю, чтобы в наших сердцах возсиял страх Божий и как основа христианской жизни, и как ея венец. Тогда великое таинство св. Евхаристии будет для нас источником во исцеление души и тела. Тогда мы будем истинными чадами Божиими и св. Причащение просветит нас своим божественным светом, сохранит от всякого зла и соединит нас навсегда со Христом для вечной радости в Его нескончаемом блаженном Царстве. Аминь.
Его требует от нас св. Апостол Павел, когда говорит: иже аще яст хлеб сей или пиет чашу Господню недостойне, повинен будет Телу и Крови Господни... Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня. Сего ради в вас мнози немощни и недужливи, и спят довольни (не мало умирает) (1 Кор. 11, 27. 29-30).
Но есть еще страх Божий высший, не рабский, а сыновний, который исходит не из мысли о наказании, а из любви к Богу, или сознания, как бы нам своею недостойною жизнью не оскорбить Его. Этот высший страх имел в виду пророк Исаия, когда, предсказывая о Христе, сказал: И почиет на Нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия: исполнит Его Дух страха Божия (Ис. 11, 2-3). Преп. Иоанн Кассиан отмечает, что в этих пророческих словах страх Божий упомянут в конце потому, что он является самым высшим дарованием Святаго Духа, ибо исходит из любви к Богу и есть по существу сама эта любовь. Такой сыновний страх, по словам того же св. отца, имел Ап. Петр. Он каждую ночь, при пении петуха, пробуждался и, вспоминая свое отречение, обливался горькими слезами. Грех отречения давно был прощен ему Господом. Следовательно, Апостол Петр возбуждался к своему слезному покаянию не страхом наказания, а страхом совершенной любви – от сознания измены своему горячо любимому Господу.
Таким образом, св. Церковь, призывая нас к страху Божиему, разумеет здесь не только страх новоначальный – рабский, но и высший страх – сыновний.
Потщимся прежде всего, возлюбленные, иметь страх Божий в начальном его проявлении. Он не допустит нас уклониться от православной веры и от истинной христианской жизни. Движимые им, мы будем достойно вкушать Тело и Кровь Христа Спасителя и избежим страшного наказания от Бога и здесь, и в будущей жизни.
Но будем прилагать свои заботы и к тому, чтобы приобрести страх высший с его любовию ко Христу. Этот сыновний страх будет более и более преисполнять наше сердце любовию к Богу, и до такой степени, что мы не только никогда не отпадем от Христа, в силу апостольскаго слова: любы николиже отпадает (1 Кор. 13, 8), но навеки пребудем в неразрывном блаженном единении с Ним.
Приветствую вас, мои возлюбленныя о Христе чада с принятием Тела и Крови Христа и молитвенно желаю, чтобы в наших сердцах возсиял страх Божий и как основа христианской жизни, и как ея венец. Тогда великое таинство св. Евхаристии будет для нас источником во исцеление души и тела. Тогда мы будем истинными чадами Божиими и св. Причащение просветит нас своим божественным светом, сохранит от всякого зла и соединит нас навсегда со Христом для вечной радости в Его нескончаемом блаженном Царстве. Аминь.
Произнесено в Русском Софийском храме св. Николая 12 апреля 1940 г.