Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
Поучение в Великий пяток. Слово Господне к плачущим женщинам. Еп. Палладий Добронравов 18.04.2014

Поучение в Великий пяток. Слово Господне к плачущим женщинам. Еп. Палладий Добронравов

Когда Господа Иисуса вели на распятие, вслед за Ним шло множество людей. Шли и женщины иерусалимские: оне плакали и рыдали о Нем. В ответ на их рыдания Господь, обратившись к ним, сказал: Дщери иерусалимски, не плачитеся о Мне, обаче себе плачите и чад ваших (Лук. 23, 27-28).
Вот утешение женам, вот и урок для них. Христос Господь пришел на землю, чтобы пострадать за людей. Греха не сделавший Праведник тяжко страдает, осуждается без вины на позорную смерть, распинается со злодеями, умирает среди всяких поруганий, не видя и не слыша утешений. Но эти страдания – источник блаженства для всего человечества, эта смерть – начало жизни для всех людей: из гроба Христова блаженство миру возсияло. Нельзя было женам иерусалимским не плакать при виде преданного на смерть Праведника, но не этих рыданий Он желал от них. Не плачитеся о Мне: Я исполняю волю Отца Моего. Если люди грех оставят, если вместо всяких заблуждений возлюбят и на скрижалях сердца напишут возвещенное Мною слово истины и спасения, если пойдут за Мною со своим собственным крестом на раменах своих: тогда и Я возрадуюсь о них, тогда и на небесах будет радость великая при виде их обращения. Себе плачите и чад ваших. Если Мои страдания не послужат вам и им во спасение, если завтра вы забудете о своих слезах и предадитесь обычной суете, будете ходить в похотях сердец ваших, не будете следовать за Мною путем правды, будете преступать Мои заповеди, вы достойны жалости и слез и рыданий, ибо отреклись от Света, который вам возсиял; оставили Жизнь, за вас на смерть осужденную: пренебрегли спасением своим, которое Мною было уже приготовлено вам. Плачьте о том, что дети ваши будут гонителями благовестников правды, будут с ожесточением идти против очевидной истины и не найдут себе утешения и блаженства тогда, когда все сделано для их обращения, просвещения и спасения...
К женам ли иерусалимским только относились эти слова Спасителя? Конечно – нет. Это – урок для всех веков, для всех поколений. Приложим его особенно к себе, братия христиане. Вот при чтении евангельского повествования о страданиях и смерти Господа сердце почти каждого из нас живо чувствует тяжесть этих страданий, слышатся воздыхания, видны слезы. Конечно страдания Богочеловека только в ожесточившемся сердце не вызовут соболезнования. Но не этого желает Господь. Мало, если мы о Нем будем плакать. Он страдал для нашего спасения. Он воскрес и вознесся на небо, чтобы нам путь туда открыть. О своих грехах, удаляющих нас от благодати Христовой и будущего блаженства, мы должны плакать и рыдать.
Если мы составляем себе правила жизни не на основании Евангелия, если счастия ищем только на земле, если для достижения своих честолюбивых и корыстных замыслов не гнушаемся обманом, несправедливостью, жестокостью, если мы все делаем лишь для того, чтобы нас видели и прославляли, то не должны ли мы плакать о себе, плакать и о том, что наше противное Евангелию настроение душевное, наша нехристианская жизнь, наше отчуждение от заповедей Христовых служат соблазном для других, отдаляют их от Бога и жизни вечной?
Христос Спаситель взял на Себя крест вольных страданий из любви к миру. Любим ли мы Его и из любви к Нему готовы ли отказаться от своих греховных привычек, от своего покоя, от своего самолюбия? Если нет, то плакать и рыдать мы должны о себе и о том что наш пример может оказывать худое действие и на ближних наших.
Христос Спаситель возлюбил нас и за нас всех предал Себя. Любим ли мы ближних? Готовы ли открыть свои сердца для их скорбей и радостей, явиться к ним на помощь ради Христа, а не ради самоуслаждения при виде малой жертвы нашей? Если нет, то плакать и рыдать мы должны о себе и о ближних наших, не столько потому, что не облегчаем их странствования по земле, сколько потому, что своим самолюбием и холодностью к другим ставим им некоторую преграду на пути к небу.
Христос Спаситель без всякой вины осужден на смерть. Готовы ли мы терпеть обиды и всякие лишения и страдания безропотно и радостно? Вспомните слово св. Апостола Петра: Понеже приобщаетеся Христовым страстем, радуйтеся, яко да и в явление славы Его возрадуетеся веселящеся (1 Петр. 4, 13). Если Господь страдал, то можем ли роптать на свои страдания мы, обремененные всякими грехами, хотя бы и тяжело и несправедливо страдать приходилось? Страдания эти очищают нас от пристрастия к земле, лучше всего показывают нам наши язвы душевные и обнаруживают пред нами слабость нашей веры и упования, несовершенство нашей любви к ближнему, научают нас быть осторожнее в отношениях с другими, щадить покой и счастье ближнего. Если мы ропщем среди страданий, если обиды от людей возбуждают в нас равнодушие и ненависть к ближнему, если они ослабляют нашу ревность в труде на благо ближнего, то не должны ли мы плакать о себе, что далеки мы от духа евангельского, что не приобщаемся мы страданиям Христовым, что недостойны и той славы, которой сподобятся истинные ученики Христовы, из любви ко Христу радостно несущие свой крест?
Христос Спаситель пролил за нас честную кровь Свою, чтобы омыть беззакония наши и очистить грехи наши. Часто ли мы исповедуем грехи свои пред священником, чтобы и себе вместе с другими испросить прощение? Часто ли мы приступаем к божественной трапезе, причащаемся Св. Таин тела и крови Христовой? Если нет, то плакать и рыдать мы должны, ибо сами себя добровольно отчуждаем от источника жизни и святыни, сами себе по собственному легкомыслию и нерадению заграждаем путь к блаженству. Оплакиваем ли мы свои вольные и невольные прегрешения, за которые Христос страдал? Если грехов своих не оплакиваем, то слез и рыданий достойны мы, и время уже нам оплакивать ожидающую нас в будущем участь, если мы не изменимся к лучшему.
Когда жены иерусалимские горько плакали при виде страданий Спасителя, они услышали из уст Его заповедь: не плачитеся о Мне, обаче себе плачите и чад ваших. Если слезы их были искренния, оне конечно не могли не возмущаться при виде той несправедливости и той жестокости, какими от начала до конца сопровождались суд и казнь Господа. Но от Спасителя, Который Сам молился за врагов, они получают заповедь плакать о себе и о чадах своих: на себе самих, на чадах своих они должны были теперь сосредоточить свое внимание. Господь призывает их заглянуть в глубину собственного их сердца, посмотреть на собственную свою жизнь, спросить себя, не бывает ли и у них таких же чувств, какими водились мучившие Его. Они должны были позаботиться о своем исправлении, об исправлении и чад своих. Если вдуматься в урок Спасителя плачущим женам, то не трудно понять его особенное значение именно для нашего времени. Теперь более, чем в прежние времена, люди негодуют при виде чужих преступлений, пороков, заблуждений. Над чужими беззакониями, над чужими мнениями и убеждениями произносят слишком смелый суд, почти слезы проливают при виде чужого несовершенства. И это делается из лицемерия, это все – потому, что свое сердце не очищено, о себе плакать не хотят, своим домом управлять не могут, своих чад в духе христианского благочестия терпеливо воспитывать не желают. Себя бы прежде всего следовало каждому оплакивать и себя исправлять. Свою душу каждому надобно очищать от примеси самолюбия, самомнения, корысти, чувственности и других пороков. Каждый должен о себе самом позаботиться, чтобы не быть чуждым страданий Христовых, чтобы не лишить себя блаженства, которое для всех Христос принес, но от которого многие добровольно удаляются. Если свои грехи каждый будет оплакивать, то не останется уже времени для злобных пересудов, для лицемерного плача над беззакониями других: тогда скорее будет идти христианин к духовному совершенству, и его слово будет иметь большую силу у ближних, подкрепляемое его добрым примером...
Братия и сестры, со страхом и трепетом приступим ко гробу Христову и с любовью облобызаем сии язвы Господа: здесь начало нашей жизни вечной, здесь нам исцеление и отрада. Приступим все и не будем за грехи и недостатки друг друга осуждать, а дадим лучше обет не полагать брату претыкания и соблазна. Будем молить Господа, да будут для каждаго из нас спасительны Его страдания, да укрепит Он нас крестом Своим для терпеливого несения нашего креста, да даст нам здесь приобщаться страданиям Его и сраспинаться с Ним, чтобы за гробом быть общниками Его божественной славы во веки вечные Человеколюбче Христе Боже, прегрешений даруй оставление покланяющимся верою пречистым страстем Твоим (седален в вел. понед. на утрени, по 3-м стихословии). Аминь.

Сказано в г. Москве, в Большом Успенском соборе, за вечерней Великаго пятка в 1903 году.

<-назад в раздел

Русский календарь