04.04.2014
<-назад в раздел
«Надеюсь, что со временем наши народные песни коснутся молодых сердец»
Современную молодежь нередко называют «потерянным поколением», попрекают отсутствием правильных жизненных ориентиров и добрых стремлений, апатией, замкнутостью, эгоизмом, неуважением к старшим, безграмотностью и незнанием родной истории, ленью, избалованностью, безответственностью, неудержимой тягой к греховным удовольствиям… Но порой жизнь дарит неожиданные встречи с такими светлыми людьми, которые с первых минут общения развеивают все негативные стереотипы и вселяют веру в то, что наше молодое поколение отнюдь не потеряно, что оно может стать и обязательно станет источником, движущей силой возрождения России.
С 23-летней Екатериной Жуковой, участницей Государственного академического русского народного хора имени М.Е. Пятницкого, мы побеседовали о Православии, любви к Родине и русской народной песне.
– Екатерина, расскажи, пожалуйста, о себе: где и в какой семье ты родилась, чем увлекалась в детстве, где училась? Как ты начала заниматься пением и попала в знаменитый Государственный академический русский народный хор им. М.Е. Пятницкого?
– Здравствуйте! Родом я из города Павловска Воронежской области. Родилась, можно сказать, в семье спортсменов. Мама и папа закончили Воронежский сельскохозяйственный институт; занимались легкой атлетикой и летним многоборьем, были ведущими спортсмены вуза, удостоены звания чемпионов области и России по летнему многоборью ГТО. Мама, помимо легкой атлетики, занималась конным спортом и получила разряд «кандидат в мастера спорта». По специальности мама – зооинженер, папа – инженер-механик. Родители хотели воспитать из меня и моей старшей сестры, Александры, тоже спортсменок, поэтому мы лет с пяти-шести начали спортивные занятия. Но я не стала профессиональной спортсменкой, а Сашенька моя продолжила заниматься легкой атлетикой, и теперь она уже кандидат в мастера спорта.
Училась я в Павловской средней школе № 2, закончила ее с отличием в 2005-м году. Училась и в музыкальной школе по классу баяна у Булкина Николая Александровича, но завершить обучение не получилось, так как после 9-го класса я поступила в колледж им. Ростроповичей в городе Воронеже, к народной артистке России Екатерине Молодцовой, на отделение сольного народного пения. Готовил меня и помогал при поступлении мой педагог по классу баяна. Очень благодарна Николаю Александровичу, так как на прослушивании я оказалась самой слабенькой, из-за волнения спела не очень хорошо, так что взяли меня главным образом по рекомендации моего педагога.
Как я начала петь, точно уже не помню, как-то все время пела с детства. У моей бабушки, маминой мамы, Некрыловой Евдокии Митрофановны, был замечательный голос; в 15 лет ее пригласили в хор Пятницкого, но поехать в столицу она не смогла – не было денег на билет. Вот с бабулей я и пела; несмотря на то, что в школе приходилось терпеть насмешки сверстников, всей душой любила русскую песню. Даже тени сомнения не было, куда поступать. Русская песня – это больше, чем слова и мелодия. Когда слышишь ее, испытываешь огромную душевную радость.
После окончания колледжа в 2009-м году меня пригласили работать в коллектив «Воронежские девчата», в котором я пропела ровно год. Однажды мы принимали участие в юбилейном концерте оркестра имени Осипова, там-то и заметила меня художественный руководитель Пятницкого хора Александра Андреевна Пермякова. Я вообще очень стеснительная и боялась прослушиваний и конкурсов, может поэтому даже и не мечтала попасть в этот знаменитый народный хор. К тому же никогда не считала, что могу стоять на сцене бок о бок с профессионалами. Когда мы вернулись в Воронеж, буквально через неделю мне позвонила девушка – артистка хора Пятницкого, моя землячка Аленушка Болотина, и сказала, что я понравилась А.А. Пермяковой и она ждет меня на прослушивание. Помню, радости моей не было предела, я стояла под дождем и плакала. Вот это Промысел Божий! Слава Богу за все! Так я и попала в хор. Александра Андреевна с теплом приняла меня в коллектив, помогала, как могла, первое время даже деньгами, поселила в общежитии. В общем, спаси, Господи, Александру Андреевну!
– Народная песня – что это для тебя? Что ощущает человек, исполняющий народные произведения? Знаю, что тебе предлагали сольную карьеру на эстраде, но ты отказалась. Расскажи, пожалуйста, как это произошло и почему ты приняла такое решение.
– Народная песня – это душа русского народа. У нее нет определенного автора, ее сочинитель – сам народ, а это каждый из нас.
Народное пение, как хоровое, так и сольное, несет в себе заряд духовности для нашего Отечества. Русские песни очень богаты, они передают традиции, быт, душевные качества и устремления нашего народа… Я думаю, что русский человек не может быть равнодушным к своей песне, ведь она у каждого из нас в крови!
Да, поступали предложения начать сольную карьеру, как сейчас говорят, поп-звезды. Я отказалась, посчитав это предательством: мне дороже русская песня, для меня ее исполнение – больше, чем просто профессия. Да и работа в хоре Пятницкого мне намного дороже сомнительной карьеры поп-певицы.
– Бытует мнение, что современной молодежи не интересна народная песня и концерты ее исполнителей посещают в основном люди в возрасте. Так ли это на самом деле? Что ты можешь сказать об аудитории слушателей вашего хора – это узкий круг музыковедов и любителей народной музыки и фольклора или самая разная публика, как по возрасту, так и по социальному статусу, воспитанию, образованию? Как привлечь внимание молодого поколения к народной музыке и пению?
– Больший процент нашей аудитории – это как раз таки люди молодые и среднего возраста. Могу сказать, что я не встречала ни одного человека, в том числе и из молодежи, который бы уходил с концерта хора Пятницкого равнодушным. Даже те, кто видит наш коллектив впервые, обычно покидают зал с радостью и восторгом, а потом пишут письма благодарности артистам и Александре Андреевне. Конечно, к сожалению, сейчас основная часть молодых людей увлечена иной музыкой. Но, думаю, это временно. Как говорит наш худрук, русская песня должна войти в моду.
– Многие твои сверстники кажутся лишенными любви к родной земле и народу, ориентируются на заграницу, западные культурные обычаи, моду и т. д., мечтают уехать за рубеж. А какое значение в твоей жизни имеет Россия? Что ты думаешь о роли народной песни в воспитании патриотических чувств?
– Я очень люблю свою страну! Убеждена, что ее нужно почитать всегда – и сытым, и голодным, а в тяжелые времена – особенно! Нельзя отрекаться от Росси, говорить, что вот сегодня, пока мне спокойно и комфортно, я с ней, а если завтра начнется война – уеду отсюда. Нет! Родина одна, как мать и вера.
В нашем репертуаре много патриотических песен, имеющих огромную духовную силу. Всякий раз, когда мы их исполняем, сердце переполняется любовью к Родине, хочется еще громче ее воспевать, защищать от врагов, служить России.
– Что ты можешь сказать о связи народной песни с Православной верой? Как ты сама пришла к Православию, сыграла ли в этом какую-то роль твоя профессия?
– Русская песня напрямую связана с Православием. И в моей жизни вера стоит на первом месте. С детства любовь и к Богу, и к народному творчеству мне прививала бабушка Евдокия. Как сейчас помню ее наказ: «Катюша, не предавай Бога!» Как она молилась, как любила меня! Я прожила рядом с ней всего два детских года, но очень благодарна бабушке за все то, что она в меня вложила, за ее горячую преданность русской песне и тихую молитву. Моя бабушка Дуся – женщина с тяжелейшей судьбой, она овдовела в 29 лет, оставшись с тремя детьми на руках, пять раз переживала парализацию после инсультов, еле передвигалась, получила инвалидность первой группы, но, несмотря на все это, никогда не роптала на Господа и судьбу, а всегда повторяла: «Слава Богу за все!» А когда я, ребенок, говорила ей, что она святая, то слышала в ответ: «Нет, Катенька, я страшная грешница», и слезы текли из бабушкиных светлых глаз. Моя любимая бабушка! Она учила меня доброте, заповедовала: «Катенька, никогда не испытывай брезгливости к больным людям, не беги от бродяг, помогай, чем можешь, никто не знает, каким ты сам будешь, на все воля Божия». Прошу Ваших молитв о упокоении рабы Божией Евдокии! Скажу тут и еще об одном чуде в моей жизни: работая в хоре Пятницкого, опять же Промыслом Божиим, я встретила своего духовного отца. Разве это не милость Божия? Слава Богу за все!
– Почему сегодня народная песня, в отличие от современной музыки («попсы», рока, рэпа и т. п.), почти не звучит с экранов телевизоров, по радио? Что должно измениться, чтобы она заняла подобающее ей место в культурно-информационном поле России?
– Да, к сожалению, русская народная песня – не формат для современного теле- и радиопространства. А молодежь слушает то, что сегодня в моде. Но я надеюсь, что со временем наши народные песни коснутся молодых сердец и войдут в каждый дом, в душу каждого человека. Вот тогда все встанет на свои места. А пока нужно молиться, верить и продолжать заниматься своим делом – петь и ни при каких обстоятельствах не оставлять русскую народную песню!
С 23-летней Екатериной Жуковой, участницей Государственного академического русского народного хора имени М.Е. Пятницкого, мы побеседовали о Православии, любви к Родине и русской народной песне.
– Екатерина, расскажи, пожалуйста, о себе: где и в какой семье ты родилась, чем увлекалась в детстве, где училась? Как ты начала заниматься пением и попала в знаменитый Государственный академический русский народный хор им. М.Е. Пятницкого?
– Здравствуйте! Родом я из города Павловска Воронежской области. Родилась, можно сказать, в семье спортсменов. Мама и папа закончили Воронежский сельскохозяйственный институт; занимались легкой атлетикой и летним многоборьем, были ведущими спортсмены вуза, удостоены звания чемпионов области и России по летнему многоборью ГТО. Мама, помимо легкой атлетики, занималась конным спортом и получила разряд «кандидат в мастера спорта». По специальности мама – зооинженер, папа – инженер-механик. Родители хотели воспитать из меня и моей старшей сестры, Александры, тоже спортсменок, поэтому мы лет с пяти-шести начали спортивные занятия. Но я не стала профессиональной спортсменкой, а Сашенька моя продолжила заниматься легкой атлетикой, и теперь она уже кандидат в мастера спорта.
Училась я в Павловской средней школе № 2, закончила ее с отличием в 2005-м году. Училась и в музыкальной школе по классу баяна у Булкина Николая Александровича, но завершить обучение не получилось, так как после 9-го класса я поступила в колледж им. Ростроповичей в городе Воронеже, к народной артистке России Екатерине Молодцовой, на отделение сольного народного пения. Готовил меня и помогал при поступлении мой педагог по классу баяна. Очень благодарна Николаю Александровичу, так как на прослушивании я оказалась самой слабенькой, из-за волнения спела не очень хорошо, так что взяли меня главным образом по рекомендации моего педагога.
Как я начала петь, точно уже не помню, как-то все время пела с детства. У моей бабушки, маминой мамы, Некрыловой Евдокии Митрофановны, был замечательный голос; в 15 лет ее пригласили в хор Пятницкого, но поехать в столицу она не смогла – не было денег на билет. Вот с бабулей я и пела; несмотря на то, что в школе приходилось терпеть насмешки сверстников, всей душой любила русскую песню. Даже тени сомнения не было, куда поступать. Русская песня – это больше, чем слова и мелодия. Когда слышишь ее, испытываешь огромную душевную радость.
После окончания колледжа в 2009-м году меня пригласили работать в коллектив «Воронежские девчата», в котором я пропела ровно год. Однажды мы принимали участие в юбилейном концерте оркестра имени Осипова, там-то и заметила меня художественный руководитель Пятницкого хора Александра Андреевна Пермякова. Я вообще очень стеснительная и боялась прослушиваний и конкурсов, может поэтому даже и не мечтала попасть в этот знаменитый народный хор. К тому же никогда не считала, что могу стоять на сцене бок о бок с профессионалами. Когда мы вернулись в Воронеж, буквально через неделю мне позвонила девушка – артистка хора Пятницкого, моя землячка Аленушка Болотина, и сказала, что я понравилась А.А. Пермяковой и она ждет меня на прослушивание. Помню, радости моей не было предела, я стояла под дождем и плакала. Вот это Промысел Божий! Слава Богу за все! Так я и попала в хор. Александра Андреевна с теплом приняла меня в коллектив, помогала, как могла, первое время даже деньгами, поселила в общежитии. В общем, спаси, Господи, Александру Андреевну!
– Народная песня – что это для тебя? Что ощущает человек, исполняющий народные произведения? Знаю, что тебе предлагали сольную карьеру на эстраде, но ты отказалась. Расскажи, пожалуйста, как это произошло и почему ты приняла такое решение.
– Народная песня – это душа русского народа. У нее нет определенного автора, ее сочинитель – сам народ, а это каждый из нас.
Народное пение, как хоровое, так и сольное, несет в себе заряд духовности для нашего Отечества. Русские песни очень богаты, они передают традиции, быт, душевные качества и устремления нашего народа… Я думаю, что русский человек не может быть равнодушным к своей песне, ведь она у каждого из нас в крови!
Да, поступали предложения начать сольную карьеру, как сейчас говорят, поп-звезды. Я отказалась, посчитав это предательством: мне дороже русская песня, для меня ее исполнение – больше, чем просто профессия. Да и работа в хоре Пятницкого мне намного дороже сомнительной карьеры поп-певицы.
– Бытует мнение, что современной молодежи не интересна народная песня и концерты ее исполнителей посещают в основном люди в возрасте. Так ли это на самом деле? Что ты можешь сказать об аудитории слушателей вашего хора – это узкий круг музыковедов и любителей народной музыки и фольклора или самая разная публика, как по возрасту, так и по социальному статусу, воспитанию, образованию? Как привлечь внимание молодого поколения к народной музыке и пению?
– Больший процент нашей аудитории – это как раз таки люди молодые и среднего возраста. Могу сказать, что я не встречала ни одного человека, в том числе и из молодежи, который бы уходил с концерта хора Пятницкого равнодушным. Даже те, кто видит наш коллектив впервые, обычно покидают зал с радостью и восторгом, а потом пишут письма благодарности артистам и Александре Андреевне. Конечно, к сожалению, сейчас основная часть молодых людей увлечена иной музыкой. Но, думаю, это временно. Как говорит наш худрук, русская песня должна войти в моду.
– Многие твои сверстники кажутся лишенными любви к родной земле и народу, ориентируются на заграницу, западные культурные обычаи, моду и т. д., мечтают уехать за рубеж. А какое значение в твоей жизни имеет Россия? Что ты думаешь о роли народной песни в воспитании патриотических чувств?
– Я очень люблю свою страну! Убеждена, что ее нужно почитать всегда – и сытым, и голодным, а в тяжелые времена – особенно! Нельзя отрекаться от Росси, говорить, что вот сегодня, пока мне спокойно и комфортно, я с ней, а если завтра начнется война – уеду отсюда. Нет! Родина одна, как мать и вера.
В нашем репертуаре много патриотических песен, имеющих огромную духовную силу. Всякий раз, когда мы их исполняем, сердце переполняется любовью к Родине, хочется еще громче ее воспевать, защищать от врагов, служить России.
– Что ты можешь сказать о связи народной песни с Православной верой? Как ты сама пришла к Православию, сыграла ли в этом какую-то роль твоя профессия?
– Русская песня напрямую связана с Православием. И в моей жизни вера стоит на первом месте. С детства любовь и к Богу, и к народному творчеству мне прививала бабушка Евдокия. Как сейчас помню ее наказ: «Катюша, не предавай Бога!» Как она молилась, как любила меня! Я прожила рядом с ней всего два детских года, но очень благодарна бабушке за все то, что она в меня вложила, за ее горячую преданность русской песне и тихую молитву. Моя бабушка Дуся – женщина с тяжелейшей судьбой, она овдовела в 29 лет, оставшись с тремя детьми на руках, пять раз переживала парализацию после инсультов, еле передвигалась, получила инвалидность первой группы, но, несмотря на все это, никогда не роптала на Господа и судьбу, а всегда повторяла: «Слава Богу за все!» А когда я, ребенок, говорила ей, что она святая, то слышала в ответ: «Нет, Катенька, я страшная грешница», и слезы текли из бабушкиных светлых глаз. Моя любимая бабушка! Она учила меня доброте, заповедовала: «Катенька, никогда не испытывай брезгливости к больным людям, не беги от бродяг, помогай, чем можешь, никто не знает, каким ты сам будешь, на все воля Божия». Прошу Ваших молитв о упокоении рабы Божией Евдокии! Скажу тут и еще об одном чуде в моей жизни: работая в хоре Пятницкого, опять же Промыслом Божиим, я встретила своего духовного отца. Разве это не милость Божия? Слава Богу за все!
– Почему сегодня народная песня, в отличие от современной музыки («попсы», рока, рэпа и т. п.), почти не звучит с экранов телевизоров, по радио? Что должно измениться, чтобы она заняла подобающее ей место в культурно-информационном поле России?
– Да, к сожалению, русская народная песня – не формат для современного теле- и радиопространства. А молодежь слушает то, что сегодня в моде. Но я надеюсь, что со временем наши народные песни коснутся молодых сердец и войдут в каждый дом, в душу каждого человека. Вот тогда все встанет на свои места. А пока нужно молиться, верить и продолжать заниматься своим делом – петь и ни при каких обстоятельствах не оставлять русскую народную песню!
Беседовала
Серафима СМОЛИНА
Источник: Газета "Православный крест"
Серафима СМОЛИНА
Источник: Газета "Православный крест"