Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
Немного о биомедицинской практике с клетками человека для технологии производства детей 07.03.2014

Немного о биомедицинской практике с клетками человека для технологии производства детей

О биомедицинской практике с клетками человека рассказывает Алеся Витальевна Ласточкина, врач акушер-гинеколог, преподаватель кафедры нормальной анатомии человека Гомельского государственного медицинского университета.

Биомедицинская практика, о которой пойдет речь в этой статье, выросла из экспериментов с клетками человека и в первую очередь с половыми: сперматозоидом и яйцеклеткой. Спустя всего пару десятилетий эти опыты нашли практическое применение сначала на животных, а затем и на человеке. Первым был британский ученый-физиолог Роберт Эдвардс, благодаря исследованиям которого уже в 1978 году, родился первый ребенок «из пробирки», родившуюся девочку назвали Луиза Браун. Через 40 лет этот метод распространился по всей планете и стал неотъемлемой услугой во многих европейских медицинских учреждениях.
ЭКО – это краткое обозначение методики экстракорпорального (внематочного) оплодотворения, технология которой заключается в оплодотворении изъятой из организма женщины яйцеклетки и получение эмбриона в условиях in vitro (в пробирке) с последующим выращиванием и переносом (трансплантацией) его в матку.
Методика ЭКО является элементом более широкого направления медицины, которое называется «вспомогательные репродуктивные технологии» (ВРТ). ВРТ представляют собой методы лечения бесплодия, при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма (в том числе с использованием донорских и (или) криоконсервированных (замороженных в жидком азоте) половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов, а также суррогатного материнства).
Стандартный метод экстракорпорального оплодотворения ЭКО подразумевает получение женских половых клеток с помощью пункции яичника, а мужских – из эякулята путем греха рукоблудия, прерванного полового акта или с использованием презерватива, с последующим их смешением «в пробирке».
Метод ИКСИ (инъекция сперматозоида внутрь яйцеклетки) также относится к внематочному оплодотворению, однако отличается механизмом слияния половых клеток: если при обычном ЭКО сперматозоид и яйцеклетка сливаются самостоятельно, то в технологии ИКСИ сперматозоид с помощью микроиглы вводят внутрь яйцеклетки. Данный метод используют при очень плохом качестве спермы.
Этапы операции ЭКО
Первым этапом экстракорпорального оплодотворения является стимуляция овуляции, т.е. воздействие на организм женщины специальными гормональными препаратами, которые временно отключают собственный контроль организма женщины над деятельностью яичников. Гормональные средства стимулируют созревание не одной – двух яйцеклеток (как бывает в норме), а множества (от 7 до 25). И практически из каждой яйцеклетки (в 70-90% случаев) развивается эмбрион. Так как считается, что при пересадке нескольких оплодотворенных яйцеклеток (двух и более) беременность развивается чаще (от 40% до 75% беременностей) в сравнении с переносом одного эмбриона (от 11% до 56% беременностей), даже самого хорошего качества [Campbell B. & Erickson L., 2009].
Следующий этап ЭКО – пункция яичника с забором яйцеклеток жены, а также забор спермы мужа. Пункция яичника осуществляется специальной иглой под контролем УЗИ и проводится под общим наркозом, так как процедура очень болезненная. Во время операции врач-гинеколог вводит иглу в брюшную полость женщины, прокалывает стенку фолликула (пузырька, в котором образуются яйцеклетки) на яичнике и специальным катетером извлекает яйцеклетки, которые затем помещает в ёмкость с теплой питательной средой. Одновременно супругу пациентки предлагается сдать сперму, которая собирается в специальный контейнер, из которого эмбриолог затем отбирает наиболее активных сперматозоидов и переносит их к яйцеклеткам. С этого момента и начинается процедура искусственного «сотворения» человеческой жизни.
После слияния ядер яйцеклетки и сперматозоида, отцовские и материнские гены соединяются и образуется эмбрион – полноценный организм с уникальным набором хромосом и неповторимым генетическим материалом, и уже с этого момента обладающий ценностью человеческой личности, так как в этой маленькой клеточке заложено всё: цвет волос, цвет глаз, пол ребенка и другие особенности, характерные только для него. Чтобы вырасти и стать таким как мы, ему необходимо лишь время.
«Теперь мы не только вправе говорить о том, что имеем дело с отдельным организмом, но просто не имеем права считать по-другому. Этот организм обладает уникальной, индивидуальной, свойственной только ему одному на земном шаре генетикой». Профессор Кафедры эмбриологии Биологического факультета МГУ, доктор биологических наук Д.В. Попов.
Спустя 48-60 часов после оплодотворения эмбрионы возвращаются в организм женщины. Вводят обычно от двух до четырех, поскольку это значительно увеличивает шансы на «победу», так как не все малыши приживаются. Оставшиеся эмбрионы, которые не участвовали в переносе, замораживаются в жидком азоте или уничтожаются!
При неудачной попытке ЭКО в следующий раз можно использовать ранее полученных эмбрионов. Но до момента востребования эмбрионы могут пролежать в жидком азоте многие годы. Известны случаи, когда родители уходили из жизни, так и не забрав из клиники и не родив зачатого ребенка.
После введения эмбриона в полость матки, женщине необходимо постоянно употреблять гормональные препараты в высоких дозах с целью предотвращения отторжения эмбриона и сохранения беременности.
В случае появления положительного теста на беременность при наступлении 19-21 дня после оплодотворения, проводят диагностику беременности с помощью УЗИ. При обнаружении «нежелательных» или «лишних» эмбрионов, второго или третьего, проводят их редукцию, или сокращение числа развивающихся плодов. Эта операция заключается в остановке жизнедеятельности плода, проводимое под ультразвуковым контролем с введением специального раствора. Т.е проводят ранний аборт. А выжившему эмбриону приходиться расти и развиваться в утробе со своими убитыми братиками исестричками и подвергаться воздействию факторов их разложения, ведь оттуда их не достать, может прерваться «такая желанная беременность».
Доказанным является тот факт, что при переносе в матку человеку или животному эмбрионов группой, а не поодиночке беременность возникает чаще. Ученые предполагают, что ранние эмбрионы синтезируют факторы, стимулирующие развитие друг друга. Тем самым подтверждается большая вероятность имплантации эмбриона при перенесении в группе, нежели в одиночестве. Тем вернее является факт передачи сигналов смерти от убитых эмбрионов оставшемуся при редукции многоплодной беременности.
Немного цифр, сейчас в мире около 3 млн. детей рождённых с помощью технологий искусственного оплодотворения, а погибло от этих технологий более 30 млн. таких же детей своих родителей. Возникает вопрос: почему ради достижения цели родителей иметь одного ребенка, другие дети должны поплатиться за это своей жизнью?
Забота клиники ЭКО прекращается при подтверждении факта имплантации эмбриона (приживления его в стенку матки). После женщина переходит под наблюдение врача акушера-гинеколога и/или гинеколога-эндокринолога перинатальных центров. Из-за смены организаций общую статистику о здоровье матерей и «детей из пробирки» собрать весьма трудно. В западных странах эта статистика засекречивается под предлогом неразглашения личной информации пациента. Как это часто бывает в нашем мире, – там, где крутятся большие деньги, вся информация об осложнениях будет закрыта за семью печатями, а вот красочной и заманчивой рекламы хоть отбавляй.
ЭКО и бесплодие
Все чаще и чаще люди сталкиваются с проблемой бесплодия. По официальным данным, в Беларуси до 15% супружеских пар не могут иметь детей. По статистике клиник ЭКО, нарушением репродуктивной функции в равной степени страдают как мужчины, так и женщины.
С течением времени медицинские критерии бесплодия претерпели сильные изменения как из-за ухудшения здоровья населения, так и из-за улучшения методов диагностики. Однако главным показателем по-прежнему является факт отсутствия детей.
Ранее пара считалась бесплодной, если не могла зачать ребенка в течение восьми лет при условии регулярной половой жизни без предохранения. Теперь этот показатель снизился до года. Причем срок, после которого врачи ставили диагноз бесплодия, уменьшался постепенно в обратной зависимости от распространения технологий ВРТ, а совершенствование этих методов значительно сокращает попытки вылечить тот или иной признак бесплодия мужчины или женщины, позволяя преодолеть его фармакологическим или хирургическим путем. И следует не забывать о таком факте, что в 80% случаев бесплодие – это результат абортов и перенесённых венерических заболеваниях. Поэтому часто женщины, пришедшие на процедуру искусственного оплодотворения, уже не блещут показателями здоровья, часто это усугубляется ещё и их немолодым возрастом.
Однако, по мнению врачей, получение желанной беременности, при наличии отклонений или заболеваний, является серьезным стрессом для организма. Даже один цикл ЭКО сильно ухудшает состояние здоровья женщины, притом, что успехом заканчивается не всегда.
Стоит также задуматься о качестве половых клеток, получаемых от пациентов, имеющих отклонения: вероятность наличия мутаций в незрелых клетках или клетках, полученных из органа с не вылеченным хроническим заболеванием, будет значительно выше, так как до имплантации (приживления в стенку матки) все гены эмбриона не активируются, поэтому, как правило, генетические аномалии распознаются позже: на УЗИ, по анализу крови матери (или околоплодной жидкости), когда плод достигает возраста 12-18 недель и веса 70-100 г.
И в доказательство этому можно привести случай, который произошёл в одной из женских консультаций города Гомеля (имена изменены):
Анна работала учительницей в школе. Уже несколько лет они с мужем мечтали о собственных детях, но долгожданная беременность никак не наступала. Супруги решили обратиться к специалистам в городе Минске в надежде на то, что они более опытные и грамотные, да и возраст поджимал (почти 30).
После обследования выставлен диагноз: Бесплодие первичное, мужской фактор.
Врачи убедили супругов, что единственно возможный выход – это ЭКО, не колеблясь, они согласились. После первой попытки Аня приехала в Гомель с беременностью, но в сроке 9 недель ребенок перестал развиваться и женщина была направлена в стационар для выскабливания полости матки.
Спустя год Аня появилась опять, чтобы сдать необходимые анализы для очередной попытки ЭКО. Разговор об усыновлении не был услышан: «У нас будут собственные дети, вот увидите!» Надо отдать должное «позитивному» настроению женщины и ее целеустремленности, но вектор направления этих замечательных качеств изначально был выбран неправильно. Вторая попытка закончилась тем же – неразвивающаяся беременность в сроке 9 недель и повторное выскабливание полости матки.
Кто-то бы наверное уже расстроился, опустил руки и сделал правильный вывод из сложившийся ситуации. Но только не Аня. Она как никогда полна оптимизма и уверенности, что это всего лишь временные неудачи на пути к достижению поставленной цели. И никакие доводы о том, чтобы смириться и усыновить ребёнка она и слушать не хотела. «Пока нет денег на следующую попытку, подсадим замороженных эмбриончиков». Замороженные «эмбриончики» не прижились, к счастью, обошлось без выскабливания.
Через несколько месяцев Аня появилась опять «подготовленная» материально для очередной попытки ЭКО, которая прошла довольно успешно. Беременность с самого начала развивалась хорошо, и вскоре выяснилось, что будет двойня. Радости у Ани не было границ, особенно после проведения УЗИ в городе Минске, в сроке 11-12 недель, которое подтвердило, что с детьми всё в порядке.
Через месяц, в 16 -17 недель, Аня самостоятельно решила пойти на УЗИ, на всякий случай, чтобы убедиться, что с малышами всё хорошо (хотя плановое УЗИ было назначено на 20-21 неделю). УЗИ делали в Гомеле и на нём доктор определил, что будет мальчик и девочка, но у девочки правая ручка развита только до локтя, а предплечье и кисть отсутствуют. На следующем УЗИ в Минске у ведущего республиканского специалиста всё подтвердилось: дети развиваются хорошо, но у девочки такая особенность.
При проведении УЗИ кто-то из врачей обмолвился, что в Санкт-Петербурге есть центр, где можно провести редукцию плода, но процедура выполняется до 12, максимум до 16 недель, к сожалению, вы уже опоздали.
Тем временем срок беременности приближался к 20 неделям. Опоздать может кто угодно, только не Аня. Она берёт кредит, так как собственные деньги все ушли на ЭКО, и оформляет документы, для поездки в Санкт-Петербург. Когда на приёме у врача она сообщила об этом, то доктор на пару с акушеркой уже не убеждали, а настаивали на том, чтобы она не ехала, так как большой риск потерять обоих детей и, что за эти деньги можно будет сделать ребёнку протез. На все их аргументы у неё был один ответ: «Если не получится, в следующий раз родим», не подозревая о том, что следующего раза может и не быть. Единственное, на что надеялась врач, что редукцию в таком сроке ей никто делать не будет.
Проходили недели, месяц, второй от Ани не было никаких известий. Мобильный был не доступен, на домашний телефон никто не отвечал. Через некоторое время дозвонились, ответила её мать, но разговаривать отказалась, сославшись на то, что дочь приедет и сама всё расскажет.
Наконец приехала Аня, очень бледная, худая, с лейкопластырем на шее и под рёбрами (после установки трубок, что свидетельствует о реанимационных мероприятиях, которые оказывают в крайне тяжелом состоянии) и сказала, что у неё всё очень плохо, к счастью, сама осталась жива.
Оказалось, что за редукцию всё-таки взялись, несмотря на большой срок беременности. В результате гибели и гниения плода стала быстро распространяться инфекция. В таких случаях тактика одна: срочное удаление очага инфекции, т.е. матки. Но, по всей видимости, врачи медлили, что привело к системной воспалительной реакции и септическому шоку (когда человек в крайне тяжелом состоянии, без сознания из-за выраженной интоксикации). В результате, для спасения жизни женщины всё равно пришлось удалять матку с живым плодом и оказывать комплекс реанимационных мероприятий. Даже после этого, около недели женщина находилась в коме, без сознания и было неизвестно, выживет она или нет.
Когда о случившемся с Анной узнали все врачи женской консультации, то никто не смог остаться равнодушным, даже опытные и многое повидавшие гинекологи. На пятиминутке кто-то из них произнёс: «Они что себя богами возомнили?!»
Через месяц, придя в себя, Аня сказала, что они с мужем решили усыновлять ребеночка.
Почему порой столько нужно пройти, чтобы придти к решению, которое итак было очевидным с самого начала?
Эта история лишний раз подтвердила факт того, что вспомогательные репродуктивные технологии — это очень выгодный бизнес на беде супругов и детских жизнях, а вопрос лишь в цене, которую люди готовы заплатить, только в роли предмета купли-продажи выступают дети, чья жизнь начинается в пробирке и будет длиться вечно, даже если на земле они и пробыли лишь мгновение.
«…вы будете, как боги…» (Быт.3.5) — сказал змей, искушая первых людей в раю. Будете, как боги, как часто звучало и звучит в головах людей. «Будете, как боги»,- шепчет дьявол. Строительство вавилонской башни, начатое когда-то в ветхозаветные времена, продолжается и сегодня, вовлекая всё большее число людей. В современности оно представляется как репродуктивные технологии – индустриальное производство людей. http://www.pro-life.by

<-назад в раздел

Русский календарь