03.03.2014
<-назад в раздел
Первый день Великого Поста. О Великом Посте
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
ВСЕЧЕСТНЫЕ ОТЦЫ, братия и сестры, возлюбленные чада мои!
Возрадуемся о грядущем посте, уготовимся ко трудам и подвигам на ниве Божией – ниве благодатной и тучной, спасительной и животворящей! Возрадуемся – ибо в милосердии и снисхождении Своем Сам Господь указал нам пост в средство для врачевания души и очищения сердца от скверны греховной, терзающей человека сластолюбием и невоздержанием, похотью и потаканием плоти. Возрадуемся, ибо хоть и труден, и скорбен наш земной путь – велика его конечная награда за порогом вечности. "Возсияла весна постная, цвет покаяния", – так свидетельствует о духовном значении Великого поста Святая Церковь в своих молитвенных воззваниях.
Оглянитесь вокруг, возлюбленные – грядет пора, когда проснется от зимней спячки земля, готовясь, по велению Божию, к обильному и полезному плодоношению. Не так ли и человеческая душа должна очнуться от греховного, страстного забытья, стряхнуть суетное бремя земных, житейских попечений и при помощи покаяния да смирения всмотреться в себя: какие дары готовится она принести к светлому празднику весны – к Пасхе Господней? Будет ли то воздержание и кротость, милосердие и любовь, трезвение и исправление жизни? Или – густым и безплодным бурьяном разрастется в ней пустоцвет ложного, внешнего благочестия, обильно всходящий на почве гордыни и тщеславия, гнева и лицемерия, лености и маловерия?
Заповедь соблюдения поста есть первая заповедь, полученная человеком по сотворении его. Согрешил Адам, вкусив плоды запретного древа, и страшная греховная порча проникла во весь человеческий род. С той самой поры диавол получил доступ к сердцу падшего человека. С той самой поры совершенное творение Божие – Адам, не ведавший прежде ни злобы, ни печали, – стал подвержен страстям, в которых доныне, как в смоле адовой, кипят наши сердца, лишившиеся блаженного Богообщения.
Не потому ли Сам Господь Иисус Христос, придя в мир для спасения гибнущих грешников, начиная Свое служение на земле, сорок дней и ночей постился в пустыне, собственным примером напоминая нам о благотворности и обязательности поста? Не потому ли троекратным отвержением наветов вражиих явил Он нам образ духовной брани, неизбежной для каждого, стремящегося сочетать благой плод постнического воздержания с внутренним возрастанием духовным?
Однако для того, чтобы непреткновенно шествовать по узкому пути спасения, избегая широкой дороги, ведущей, по слову Спасителя, в погибель, должно ясно понимать, что не одним лишь воздержанием в пище и плотской жизни побеждается грех, но очищением сердца и ревностным стремлением к непорочной чистоте души. Во вспомоществовании этому святому стремлению, этой благодатной и благотворной ревности – главный смысл пощения. "Уклонись от зла и сотвори благо" (1 Пет. 3:11), – эти слова Священного Писания должно в первую очередь помнить всем нам на протяжении Великого поста.
К сожалению, возлюбленные, даже среди людей церковных встречаются ныне заблудшие и неразумные, не понимающие высокого духовного смысла Великого поста, почитающие для себя достаточным и исчерпывающим простое воздержание от вкушения запретной пищи. Увы нам, неразумным, и горе нам – лицемерным! Внемли себя, не ядущий мяса: не огорчил ли ты ближнего своего? не роптал ли на Бога в скорбях и тяготах души? не таишь ли на кого обиды, злобы, зависти? не гордишься ли мнимыми достоинствами своими? благодаришь ли Господа за все ниспосланное тебе? не владеют ли твоим сердцем суетные земные попечения? Или – извергая мясо из трапезы своей, смиряя тело – ты нерадишь о собственной душе, медля извергнуть из сердца твоего гнев и лицемерие, сребролюбие и своенравие, высокоумие и самолюбие?
Грозно предупреждает нас Святая Церковь Православная, что не будет нам пользы от воздержания телесного, если не соединим мы его с воздержанием духовным – от зла, от страстей, от терзающего нас греха. "От брашен постящеся, душе моя, – слышим мы в великопостных молитвословиях, – и страстей не очистившися, всуе радуешься неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидена будеши от Бога" ("Тщетно ты радуешься, душа моя, воздержанию от пищи, тогда как от страстей ты не очищена: если не станет воздержание причиной исправления твоего, возненавидена будешь от Бога").
Впрочем, не устрашайтесь, возлюбленные братия и сестры! В помощь нам на пути спасения нашего и в дополнение к посту дана Господом верным чадам церковным искренняя сердечная молитва – верная спутница в наших трудах на ниве Божией. Не забывайте о ней, трудитесь в стяжании ее, и она укрепит, она утешит, она – отверзет двери глубокого и полного покаяния, она – послужит оправданием вашим на страшном и нелицеприятном Суде Христовом. Не унывайте от падений и уязвлений греховных! Да будет молитва ваша, по словам святителя Игнатия Брянчанинова, "жалобой к Богу на насилующий нас грех". Стойте твердо в брани духовной и, совокупляя сию "священную сугубицу" – пост с молитвой, – веруйте без сомнения в свою победу над грехом и спасение вечное!
Чада! Великий пост – особое время в церковной жизни. Строгое время, прежде всего – к самому себе. Наши боголюбивые предки свято блюли все постные установления церковные. Даже самые нерадивые считали своим непременным долгом хотя бы раз в году, Великим постом, приступить к таинству Святого Причастия, назначив для себя прежде особые дни говения, в течение которых усугубляли воздержание и покаянные молитвы. Ныне видим мы, что наступили времена тяжкие, смутные, мятежные. Но чем бездуховнее становится окружающая жизнь, тем сильнее должны мы стремиться в Церковь, видя в ней ковчег спасения и больницу для души, залог богоугодного жития и любвеобильного, доброго пастыря...
Так возрадуемся же о посте, верные чада Православной Церкви Христовой! И простив от сердца врагам своим, испросивши смиренно прощения у всех обиженных нами, начнем созидать храмину нашей души в благолепии воздержания и целомудрия, кротости и незлобия, веры, верности и любви. Возрадуемся о Великом посте – ибо в завершении его сияет нам неземным светом радость Светлого Христова Воскресения! Аминь.
ВСЕЧЕСТНЫЕ ОТЦЫ, братия и сестры, возлюбленные чада мои!
Возрадуемся о грядущем посте, уготовимся ко трудам и подвигам на ниве Божией – ниве благодатной и тучной, спасительной и животворящей! Возрадуемся – ибо в милосердии и снисхождении Своем Сам Господь указал нам пост в средство для врачевания души и очищения сердца от скверны греховной, терзающей человека сластолюбием и невоздержанием, похотью и потаканием плоти. Возрадуемся, ибо хоть и труден, и скорбен наш земной путь – велика его конечная награда за порогом вечности. "Возсияла весна постная, цвет покаяния", – так свидетельствует о духовном значении Великого поста Святая Церковь в своих молитвенных воззваниях.
Оглянитесь вокруг, возлюбленные – грядет пора, когда проснется от зимней спячки земля, готовясь, по велению Божию, к обильному и полезному плодоношению. Не так ли и человеческая душа должна очнуться от греховного, страстного забытья, стряхнуть суетное бремя земных, житейских попечений и при помощи покаяния да смирения всмотреться в себя: какие дары готовится она принести к светлому празднику весны – к Пасхе Господней? Будет ли то воздержание и кротость, милосердие и любовь, трезвение и исправление жизни? Или – густым и безплодным бурьяном разрастется в ней пустоцвет ложного, внешнего благочестия, обильно всходящий на почве гордыни и тщеславия, гнева и лицемерия, лености и маловерия?
Заповедь соблюдения поста есть первая заповедь, полученная человеком по сотворении его. Согрешил Адам, вкусив плоды запретного древа, и страшная греховная порча проникла во весь человеческий род. С той самой поры диавол получил доступ к сердцу падшего человека. С той самой поры совершенное творение Божие – Адам, не ведавший прежде ни злобы, ни печали, – стал подвержен страстям, в которых доныне, как в смоле адовой, кипят наши сердца, лишившиеся блаженного Богообщения.
Не потому ли Сам Господь Иисус Христос, придя в мир для спасения гибнущих грешников, начиная Свое служение на земле, сорок дней и ночей постился в пустыне, собственным примером напоминая нам о благотворности и обязательности поста? Не потому ли троекратным отвержением наветов вражиих явил Он нам образ духовной брани, неизбежной для каждого, стремящегося сочетать благой плод постнического воздержания с внутренним возрастанием духовным?
Однако для того, чтобы непреткновенно шествовать по узкому пути спасения, избегая широкой дороги, ведущей, по слову Спасителя, в погибель, должно ясно понимать, что не одним лишь воздержанием в пище и плотской жизни побеждается грех, но очищением сердца и ревностным стремлением к непорочной чистоте души. Во вспомоществовании этому святому стремлению, этой благодатной и благотворной ревности – главный смысл пощения. "Уклонись от зла и сотвори благо" (1 Пет. 3:11), – эти слова Священного Писания должно в первую очередь помнить всем нам на протяжении Великого поста.
К сожалению, возлюбленные, даже среди людей церковных встречаются ныне заблудшие и неразумные, не понимающие высокого духовного смысла Великого поста, почитающие для себя достаточным и исчерпывающим простое воздержание от вкушения запретной пищи. Увы нам, неразумным, и горе нам – лицемерным! Внемли себя, не ядущий мяса: не огорчил ли ты ближнего своего? не роптал ли на Бога в скорбях и тяготах души? не таишь ли на кого обиды, злобы, зависти? не гордишься ли мнимыми достоинствами своими? благодаришь ли Господа за все ниспосланное тебе? не владеют ли твоим сердцем суетные земные попечения? Или – извергая мясо из трапезы своей, смиряя тело – ты нерадишь о собственной душе, медля извергнуть из сердца твоего гнев и лицемерие, сребролюбие и своенравие, высокоумие и самолюбие?
Грозно предупреждает нас Святая Церковь Православная, что не будет нам пользы от воздержания телесного, если не соединим мы его с воздержанием духовным – от зла, от страстей, от терзающего нас греха. "От брашен постящеся, душе моя, – слышим мы в великопостных молитвословиях, – и страстей не очистившися, всуе радуешься неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидена будеши от Бога" ("Тщетно ты радуешься, душа моя, воздержанию от пищи, тогда как от страстей ты не очищена: если не станет воздержание причиной исправления твоего, возненавидена будешь от Бога").
Впрочем, не устрашайтесь, возлюбленные братия и сестры! В помощь нам на пути спасения нашего и в дополнение к посту дана Господом верным чадам церковным искренняя сердечная молитва – верная спутница в наших трудах на ниве Божией. Не забывайте о ней, трудитесь в стяжании ее, и она укрепит, она утешит, она – отверзет двери глубокого и полного покаяния, она – послужит оправданием вашим на страшном и нелицеприятном Суде Христовом. Не унывайте от падений и уязвлений греховных! Да будет молитва ваша, по словам святителя Игнатия Брянчанинова, "жалобой к Богу на насилующий нас грех". Стойте твердо в брани духовной и, совокупляя сию "священную сугубицу" – пост с молитвой, – веруйте без сомнения в свою победу над грехом и спасение вечное!
Чада! Великий пост – особое время в церковной жизни. Строгое время, прежде всего – к самому себе. Наши боголюбивые предки свято блюли все постные установления церковные. Даже самые нерадивые считали своим непременным долгом хотя бы раз в году, Великим постом, приступить к таинству Святого Причастия, назначив для себя прежде особые дни говения, в течение которых усугубляли воздержание и покаянные молитвы. Ныне видим мы, что наступили времена тяжкие, смутные, мятежные. Но чем бездуховнее становится окружающая жизнь, тем сильнее должны мы стремиться в Церковь, видя в ней ковчег спасения и больницу для души, залог богоугодного жития и любвеобильного, доброго пастыря...
Так возрадуемся же о посте, верные чада Православной Церкви Христовой! И простив от сердца врагам своим, испросивши смиренно прощения у всех обиженных нами, начнем созидать храмину нашей души в благолепии воздержания и целомудрия, кротости и незлобия, веры, верности и любви. Возрадуемся о Великом посте – ибо в завершении его сияет нам неземным светом радость Светлого Христова Воскресения! Аминь.
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн