20.02.2014
<-назад в раздел
Борьба народов Украины и Белоруссии за воссоединение с Россией
Да будут совершены воедино.
(Ин. 17, 23)
Протоиерей Павел БОЯНКОВ,
клирик храма св. блгв.
кн. Александра Невского, г. Минск
Источник: газета "Православный крест"
(Ин. 17, 23)
Во время господства на Руси монголо-татар все юго-западные русские области перешли под власть Литвы, в результате чего образовалось Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское, преобладающим религиозно-культурным элементом которого была именно русская народность. Начались долгие междоусобные войны между Москвой и Литвой за владение Русью, причем каждая сторона считала себя правопреемницей киевского великокняжеского престола. Победы, поражения, династические браки – ими наполнена полуторавековая история двух государств-соседей…
В конечном итоге одной из главных причин, приведших к упадку Литву, а затем и Речь Посполитую, стала неверная конфессиональная политика. Литовский князь Ягайло, приняв в 1386 году польскую корону, стал ущемлять в правах представителей правящего класса, хранивших верность Православию. По Городельскому привилею* 1413 года право занимать в государстве высшие должности и пользоваться имущественными льготами предоставлялось только католикам. Это и другие подобные нововведения вызвали сильное негодование православных жителей Великого княжества Литовского, привели к междоусобной войне 30-х годов XV века и, в конце концов, были отменены.
На протяжении XV столетия, внешне соблюдая веротерпимость, литовские князья все чаще и настойчивее вмешивались в дела Православной Церкви, оказывая постоянное давление на местных епископов, подталкивая их к унии с католицизмом, исключительно из политических соображений.
В 1481 году Казимир Ягеллончик издал указ, запрещавший строительство новых и восстановление старых, уже обветшалых православных храмов в собственно литовских землях, а также смежных с ними владениях белорусских феодалов. Этот указ во многих местах не исполнялся, что требовало от православных известного мужества.
Справедливости ради важно отметить, что хотя православное население Великого княжества Литовского и находилось в более ущемленном положении в сравнении с католиками, пользовавшимися покровительством властей, в XV–XVI веках Православие все же преобладало в княжестве. Официальным языком его делопроизводства оставался старославянский; в большинстве городов численность православных церквей значительно превышала количество костелов.
Самые тяжелые испытания выпали на долю Православия в Великом княжестве Литовском со времени поглощения этого государства Польшей (1569 г.) и особенно после принятия Брестской унии в 1596 году. Если до этого притеснения Православной Церкви носили характер более-менее скрытый, то с конца XVI века отношение к ней властей Речи Посполитой резко ужесточилось.
Идея церковной унии была разработана иезуитами, приглашенными в Литву в 1569 году. Воспринятая «православными» митрополитом Михаилом (Рогозою) и епископами Ипатием (Потеем) и Кириллом (Терлецким), она приобрела на первых порах крайне немногочисленных сторонников и была оглашена на Брестском соборе в нарушение православных канонов: без испрошения благословения у Константинопольского Патриарха и без совета с местной паствой.
Но в свою очередь лица духовного звания, видные магнаты и представители шляхты, оставшиеся верными Православию, провели свой Собор, на котором отлучили отступников от Церкви и признали их низложенными.
До 1632 года Православная Церковь в Речи Посполитой официально была поставлена вне закона. Сотни храмов захватывались униатами, отвергавшие унию православные священники изгонялись из своих приходов…
Упорнее и дольше всех противились насаждению унии православные братства. Став центрами литературной полемики с униатами, они открывали типографии, школы, печатали книги. Известнейшими деятелями братств были Стефан Зизаний, Леонтий Карпович, Лаврентий Зизаний, Памва Берында.
Как реакцию народа на притеснение следует отметить восстание гетмана Наливайко в Могилеве (1595 г.), непрекращающиеся волнения в Витебске, Полоцке и других городах после появления на тамошней епископской кафедре униата Иосафата Кунцевича, прославившегося своими кощунственными «подвигами».
В 1619 году Кунцевич, заручившись поддержкой короля Сигизмунда III, решил закрыть все православные церкви в Полоцкой епархии. Довольно скоро он вызвал к себе жгучую ненависть народа, его звали не иначе, как «душехватом». Его жестокость до того обострила негодование горожан, что канцлер Лев Сапега вынужден был обратиться в 1621 году к униатскому митрополиту Рутскому с письмом, в котором предупреждал: «Не только я, но и другие весьма осуждают то, что владыка Полоцкий слишком жестоко начал поступать в этих делах и очень надоел народу как в Полоцке, так и везде».
Желая положить конец притеснениям православных, горожане составили заговор против униатов. В 1622 году они напали на Кунцевича и его приближенных во время службы. Несколько участников нападения были арестованы и отданы под суд, но активисты заговора освободили товарищей, угрожали Кунцевичу убийством, а затем сбросили шапки в кучи, что означало прямой призыв к восстанию. Тогда Кунцевич едва спасся бегством.
От имени православного населения края горожане обратились к Польскому сейму с прошением, в котором говорилось: «Отступник, владыка Полоцкий, чтобы досадить тамошним мещанам, приказал вырыть недавно похороненные подле церкви тела умерших и бросить на съедение собакам, как какую падаль! О, нечестие! О, невыносимая неволя! И подобные беззакония и притеснения, подобную неволю, хуже турецкой неволи, терпим по всем ведомствам и поветам мы, народ русский». Это была последняя попытка, последняя надежда на королевскую милость. Но ответа не последовало.
Тогда полочане заключили с жителями Витебска, Могилева и Орши тайное соглашение против униатов и возглавляющего их Кунцевича. Связь поддерживалась через православные братства этих городов. Чаша народного терпения переполнилась. В воскресенье, 12 ноября 1623 года, набатный звон колокола на городской ратуше в Витебске поднял все население города числом более тысячи человек. Вооружившись камнями, они решительно направились к дому мучителя и с криком: «Бей папежника-душехвата!» ворвались внутрь и убили Кунцевича.
События в Витебске вызвали дикое озлобление Ватикана. Папа римский Урбан VIII потребовал жестоко расправиться с восставшими. Он писал королю Сигизмунду III: «Да будет проклят тот, кто удержит меч свой от крови. Итак, державный король, ты не должен удержаться от меча и огня. Пусть ересь (т. е. Православие в понимании папы римского, – примеч. ред.) чувствует, что жестоким преступникам нет пощады». В Витебск была направлена королевская комиссия под руководством канцлера Великого княжества Литовского Льва Сапеги, и на горожан обрушились репрессии. Следствие было закончено за три дня. Решением суда, который состоялся в январе 1624 года, 120 человек были приговорены к смертной казни, более ста заключено в тюрьму и двести наказано кнутом. «За исключением немногих лиц, все были виновны», – гласил вывод комиссии. Римский престол был глубоко удовлетворен своей миссией.
Спасаясь от папского гнета и религиозных преследований, многие жители Украины и Белоруссии уходили к низовьям Днепра, где основали свое знаменитое поселение – Запорожскую Сечь, куда принимали всякого православного, дававшего обещание бороться против угнетателей, дружно жить с товарищами и повиноваться выборным атаманам. Атаманов избирали на определенный срок, по прошествии которого требовали от них отчета в управлении и строго наказывали за провинности.
Сечь всегда была страшной угрозой для поляков: ни один крупный мятеж против них не обходился без участия запорожцев. Особенно усилились восстания после Брестской унии: казаки мстили польским панам и евреям-арендаторам за их преследования православных. Достаточно вспомнить гоголевского «Тараса Бульбу»… Особый размах эти выступления приобрели к середине XVII века, когда они переросли в настоящую освободительную войну.
В начале 1648 года гетманом Запорожской Сечи был провозглашен Богдан Хмельницкий. До этого он занимал на Украине видную должность и не думал о восстании, пока не перенес жестокой обиды от своего соседа-поляка и не убедился в том, что на виновника негде искать управы.
В мае 1648 года восставший народ дважды нанес поражение польским войскам под Желтыми водами и Корсунем. В сентябре того же года после трехдневного сражения шляхетское войско было разбито под Пилявцами. Восстание перекинулось и на белорусские земли, охватило все Полесье. В декабре 1648 года казаки во главе с гетманом Богданом Хмельницким торжественно вступили в Киев.
После небольшого перемирия война возобновилась. Победы казачьего войска (в августе 1649 г. под Зборовом и весной 1652 г. под Батогом) чередовались с досадными поражениями (под Берестечком в 1651 г.). Изнуренная многолетней войной Украина нуждалась в помощи, тем более, что восстания в Белоруссии были жестоко подавлены. И вот, 1 октября 1653 года собравшийся в Москве Земский собор решил вопрос о принятии украинцев в русское подданство и о войне с Речью Посполитой.
8 января 1654 года на городской площади Переяславля открылась знаменитая Рада, в которой приняли участие представители всех украинских полков и «великое множество всяких чинов людей». Вот что рассказывает об этом событии старинный статейный список русского посольства. Богдан Хмельницкий обратился к народу с такими словами: «Панове полковники, ясаулы, сотники и все войско запорожское, и вси православнии християне! Ведомо то вам всем <…>, что уже шесть лет живем без Государя в нашей земле в безпрестанных бранях с гонители и враги нашими, хотящими искоренити Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей <…>. Видим, что нельзя нам жити без Царя. Для того ныне собрали Раду, явную всему народу, чтоб с нами обрали Государя из четырех, которого вы хотите. Первый Царь Турский, который многажды через послов своих призывал нас под свою область; второй – Хан Крымский; третий – Король Польский, который, будет сами похочем, и теперь нас в прежнюю ласку приняти может; четвертый есть православный Великия России Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Руси самодержец Восточный, которого мы уже шесть лет безпрестанными молении нашими себе просим, – тут которого хотите избирайте…»
На эти слова гетмана «весь народ возопил: „Волим под Царя Восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати“».
Но для того чтобы это воссоединение произошло, России пришлось воевать в течение тринадцати лет. Белоруссия же по итогам Андрусовского мира (1667 г.) еще почти на 130 лет осталась под властью Речи Посполитой.
В конечном итоге одной из главных причин, приведших к упадку Литву, а затем и Речь Посполитую, стала неверная конфессиональная политика. Литовский князь Ягайло, приняв в 1386 году польскую корону, стал ущемлять в правах представителей правящего класса, хранивших верность Православию. По Городельскому привилею* 1413 года право занимать в государстве высшие должности и пользоваться имущественными льготами предоставлялось только католикам. Это и другие подобные нововведения вызвали сильное негодование православных жителей Великого княжества Литовского, привели к междоусобной войне 30-х годов XV века и, в конце концов, были отменены.
На протяжении XV столетия, внешне соблюдая веротерпимость, литовские князья все чаще и настойчивее вмешивались в дела Православной Церкви, оказывая постоянное давление на местных епископов, подталкивая их к унии с католицизмом, исключительно из политических соображений.
В 1481 году Казимир Ягеллончик издал указ, запрещавший строительство новых и восстановление старых, уже обветшалых православных храмов в собственно литовских землях, а также смежных с ними владениях белорусских феодалов. Этот указ во многих местах не исполнялся, что требовало от православных известного мужества.
Справедливости ради важно отметить, что хотя православное население Великого княжества Литовского и находилось в более ущемленном положении в сравнении с католиками, пользовавшимися покровительством властей, в XV–XVI веках Православие все же преобладало в княжестве. Официальным языком его делопроизводства оставался старославянский; в большинстве городов численность православных церквей значительно превышала количество костелов.
Самые тяжелые испытания выпали на долю Православия в Великом княжестве Литовском со времени поглощения этого государства Польшей (1569 г.) и особенно после принятия Брестской унии в 1596 году. Если до этого притеснения Православной Церкви носили характер более-менее скрытый, то с конца XVI века отношение к ней властей Речи Посполитой резко ужесточилось.
Идея церковной унии была разработана иезуитами, приглашенными в Литву в 1569 году. Воспринятая «православными» митрополитом Михаилом (Рогозою) и епископами Ипатием (Потеем) и Кириллом (Терлецким), она приобрела на первых порах крайне немногочисленных сторонников и была оглашена на Брестском соборе в нарушение православных канонов: без испрошения благословения у Константинопольского Патриарха и без совета с местной паствой.
Но в свою очередь лица духовного звания, видные магнаты и представители шляхты, оставшиеся верными Православию, провели свой Собор, на котором отлучили отступников от Церкви и признали их низложенными.
До 1632 года Православная Церковь в Речи Посполитой официально была поставлена вне закона. Сотни храмов захватывались униатами, отвергавшие унию православные священники изгонялись из своих приходов…
Упорнее и дольше всех противились насаждению унии православные братства. Став центрами литературной полемики с униатами, они открывали типографии, школы, печатали книги. Известнейшими деятелями братств были Стефан Зизаний, Леонтий Карпович, Лаврентий Зизаний, Памва Берында.
Как реакцию народа на притеснение следует отметить восстание гетмана Наливайко в Могилеве (1595 г.), непрекращающиеся волнения в Витебске, Полоцке и других городах после появления на тамошней епископской кафедре униата Иосафата Кунцевича, прославившегося своими кощунственными «подвигами».
В 1619 году Кунцевич, заручившись поддержкой короля Сигизмунда III, решил закрыть все православные церкви в Полоцкой епархии. Довольно скоро он вызвал к себе жгучую ненависть народа, его звали не иначе, как «душехватом». Его жестокость до того обострила негодование горожан, что канцлер Лев Сапега вынужден был обратиться в 1621 году к униатскому митрополиту Рутскому с письмом, в котором предупреждал: «Не только я, но и другие весьма осуждают то, что владыка Полоцкий слишком жестоко начал поступать в этих делах и очень надоел народу как в Полоцке, так и везде».
Желая положить конец притеснениям православных, горожане составили заговор против униатов. В 1622 году они напали на Кунцевича и его приближенных во время службы. Несколько участников нападения были арестованы и отданы под суд, но активисты заговора освободили товарищей, угрожали Кунцевичу убийством, а затем сбросили шапки в кучи, что означало прямой призыв к восстанию. Тогда Кунцевич едва спасся бегством.
От имени православного населения края горожане обратились к Польскому сейму с прошением, в котором говорилось: «Отступник, владыка Полоцкий, чтобы досадить тамошним мещанам, приказал вырыть недавно похороненные подле церкви тела умерших и бросить на съедение собакам, как какую падаль! О, нечестие! О, невыносимая неволя! И подобные беззакония и притеснения, подобную неволю, хуже турецкой неволи, терпим по всем ведомствам и поветам мы, народ русский». Это была последняя попытка, последняя надежда на королевскую милость. Но ответа не последовало.
Тогда полочане заключили с жителями Витебска, Могилева и Орши тайное соглашение против униатов и возглавляющего их Кунцевича. Связь поддерживалась через православные братства этих городов. Чаша народного терпения переполнилась. В воскресенье, 12 ноября 1623 года, набатный звон колокола на городской ратуше в Витебске поднял все население города числом более тысячи человек. Вооружившись камнями, они решительно направились к дому мучителя и с криком: «Бей папежника-душехвата!» ворвались внутрь и убили Кунцевича.
События в Витебске вызвали дикое озлобление Ватикана. Папа римский Урбан VIII потребовал жестоко расправиться с восставшими. Он писал королю Сигизмунду III: «Да будет проклят тот, кто удержит меч свой от крови. Итак, державный король, ты не должен удержаться от меча и огня. Пусть ересь (т. е. Православие в понимании папы римского, – примеч. ред.) чувствует, что жестоким преступникам нет пощады». В Витебск была направлена королевская комиссия под руководством канцлера Великого княжества Литовского Льва Сапеги, и на горожан обрушились репрессии. Следствие было закончено за три дня. Решением суда, который состоялся в январе 1624 года, 120 человек были приговорены к смертной казни, более ста заключено в тюрьму и двести наказано кнутом. «За исключением немногих лиц, все были виновны», – гласил вывод комиссии. Римский престол был глубоко удовлетворен своей миссией.
Спасаясь от папского гнета и религиозных преследований, многие жители Украины и Белоруссии уходили к низовьям Днепра, где основали свое знаменитое поселение – Запорожскую Сечь, куда принимали всякого православного, дававшего обещание бороться против угнетателей, дружно жить с товарищами и повиноваться выборным атаманам. Атаманов избирали на определенный срок, по прошествии которого требовали от них отчета в управлении и строго наказывали за провинности.
Сечь всегда была страшной угрозой для поляков: ни один крупный мятеж против них не обходился без участия запорожцев. Особенно усилились восстания после Брестской унии: казаки мстили польским панам и евреям-арендаторам за их преследования православных. Достаточно вспомнить гоголевского «Тараса Бульбу»… Особый размах эти выступления приобрели к середине XVII века, когда они переросли в настоящую освободительную войну.
В начале 1648 года гетманом Запорожской Сечи был провозглашен Богдан Хмельницкий. До этого он занимал на Украине видную должность и не думал о восстании, пока не перенес жестокой обиды от своего соседа-поляка и не убедился в том, что на виновника негде искать управы.
В мае 1648 года восставший народ дважды нанес поражение польским войскам под Желтыми водами и Корсунем. В сентябре того же года после трехдневного сражения шляхетское войско было разбито под Пилявцами. Восстание перекинулось и на белорусские земли, охватило все Полесье. В декабре 1648 года казаки во главе с гетманом Богданом Хмельницким торжественно вступили в Киев.
После небольшого перемирия война возобновилась. Победы казачьего войска (в августе 1649 г. под Зборовом и весной 1652 г. под Батогом) чередовались с досадными поражениями (под Берестечком в 1651 г.). Изнуренная многолетней войной Украина нуждалась в помощи, тем более, что восстания в Белоруссии были жестоко подавлены. И вот, 1 октября 1653 года собравшийся в Москве Земский собор решил вопрос о принятии украинцев в русское подданство и о войне с Речью Посполитой.
8 января 1654 года на городской площади Переяславля открылась знаменитая Рада, в которой приняли участие представители всех украинских полков и «великое множество всяких чинов людей». Вот что рассказывает об этом событии старинный статейный список русского посольства. Богдан Хмельницкий обратился к народу с такими словами: «Панове полковники, ясаулы, сотники и все войско запорожское, и вси православнии християне! Ведомо то вам всем <…>, что уже шесть лет живем без Государя в нашей земле в безпрестанных бранях с гонители и враги нашими, хотящими искоренити Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей <…>. Видим, что нельзя нам жити без Царя. Для того ныне собрали Раду, явную всему народу, чтоб с нами обрали Государя из четырех, которого вы хотите. Первый Царь Турский, который многажды через послов своих призывал нас под свою область; второй – Хан Крымский; третий – Король Польский, который, будет сами похочем, и теперь нас в прежнюю ласку приняти может; четвертый есть православный Великия России Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Руси самодержец Восточный, которого мы уже шесть лет безпрестанными молении нашими себе просим, – тут которого хотите избирайте…»
На эти слова гетмана «весь народ возопил: „Волим под Царя Восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати“».
Но для того чтобы это воссоединение произошло, России пришлось воевать в течение тринадцати лет. Белоруссия же по итогам Андрусовского мира (1667 г.) еще почти на 130 лет осталась под властью Речи Посполитой.
Протоиерей Павел БОЯНКОВ,
клирик храма св. блгв.
кн. Александра Невского, г. Минск
* Привилей – законодательный акт в Королевстве Польском (с XII в.) и Великом княжестве Литовском (с конца XIV в.), представлявший собой жалованную грамоту, дававшуюся монархом отдельным лицам, сословиям, этно-конфессиональным группам или землям. – Примеч. ред.
Источник: газета "Православный крест"