31.12.2013
<-назад в раздел
Что за праздник - Новый год?
Новый год, в сущности, есть совершенно произвольно выбранный день, который не только прежде, но и теперь празднуется у разных народов в разное время.
Православный христианин, чувствует сердцем своим христианским, что Новый год не может быть раньше Рождества Христова, потому что Новый год – это обновление времени, а если мы спросим себя как православные христиане: «Когда мы можем считать, что время обновляется на Рождество и Пасху: в день Рождества Спасителя нашего и в день Его Воскрешения. Оказывается, что были народы и были времена, когда Новый год праздновался на Рождество и на Пасху. На Рождество праздновали Новый год в средневековой Европе. Отмечали этот праздник 25 декабря – об этом свидетельствует грамота немецких государей второй половины ХVI века. Англичане же до 1752 года считали днем Нового года 25 марта – день Благовещения и Святого зачатия Спасителя.
Во Франции вплоть до наступления эпохи рационализма, а точнее до 1594 года, праздновали Новый год в день святой Пасхи.
Восточные христиане, особенно христиане византийской империи, праздновали Новый год 1 сентября по юлианскому календарю. Этот праздник сохраняется в русской православной церкви – 1 сентября по старому стилю, 14 сентября по новому стилю. С этой даты начинается круг богослужебных книг. 1 сентября считалось в России днем Нового года до времени Петра Великого, который установил празднование Нового года 1 января. Но в любом случае по юлианскому календарю празднование Нового года приходится после Рождества Христова, даже если он празднуется 1 января. Потому что 25 декабря по юлианскому календарю – это нынешнее 7 января по григорианскому календарю, а соответственно 1 января – это 14 января по григорианскому стилю.
Сейчас же в России в 1918 году принят григорианский календарь, а церковь продолжает жить по старому стилю, т.е. по юлианскому календарю. Новый год оказался праздником, противостоящим празднику Рождества Христова. Это очень серьезное духовное противопоставление и противостояние. Новый год празднуется во время Рождественского поста, когда всякие празднества и тем более пиршества воспрещаются.
Празднуя Новый год, ожидая изменений от нового года, от самой календарной даты, мы тем самым впадаем как бы в магическое, совсем не христианское мышление, потому что и счастье, и обновление мира, и радости можно ждать только от Спасителя, который пришел избавить нас от греха, проклятия и смерти.
Празднование Нового года как отдельной даты, которая вроде бы может принести нам счастье обновления, есть возвращение к временам календарной магии, когда одни дни года считались «счастливыми», а другие – «несчастливыми». Это по сути – возвращение сознания человечества к примитивным религиозным формам верования, к первобытному магическому мышлению. Это отход от высоты христианства, тем более, от высоты Православия и возвращение к самым примитивным представлениям о духовном мире.
В том, что Новый год подспудно духовно противостоит Рождеству, можно убедиться хотя бы по названию новогоднего праздника в Муниципальном культурном центре города Рязани «Верхом на метле в новогоднюю сказку». Человечество движется по кругу, и все ожидает какого-то счастья от наступающего года. Ожидания напрасны. Счастье может принести принести только Спаситель. Он для того и пришел на землю, чтобы даровать человеку высшее счастье – быть вместе с Богом. Только с Господом может наступить обновление и воскресение.
Ждать счастья от номеров, чисел, годов, кроликов, крыс, змей – это значит оставаться в грехе, быть обреченным на смерть, и физическую и духовную. Надо стараться, чтобы Новый год считался праздником Рождества Христова, чтобы мы забыли в конце концов, празднование Нового года и праздновали лишь Рождество Христово.
Православный христианин, чувствует сердцем своим христианским, что Новый год не может быть раньше Рождества Христова, потому что Новый год – это обновление времени, а если мы спросим себя как православные христиане: «Когда мы можем считать, что время обновляется на Рождество и Пасху: в день Рождества Спасителя нашего и в день Его Воскрешения. Оказывается, что были народы и были времена, когда Новый год праздновался на Рождество и на Пасху. На Рождество праздновали Новый год в средневековой Европе. Отмечали этот праздник 25 декабря – об этом свидетельствует грамота немецких государей второй половины ХVI века. Англичане же до 1752 года считали днем Нового года 25 марта – день Благовещения и Святого зачатия Спасителя.
Во Франции вплоть до наступления эпохи рационализма, а точнее до 1594 года, праздновали Новый год в день святой Пасхи.
Восточные христиане, особенно христиане византийской империи, праздновали Новый год 1 сентября по юлианскому календарю. Этот праздник сохраняется в русской православной церкви – 1 сентября по старому стилю, 14 сентября по новому стилю. С этой даты начинается круг богослужебных книг. 1 сентября считалось в России днем Нового года до времени Петра Великого, который установил празднование Нового года 1 января. Но в любом случае по юлианскому календарю празднование Нового года приходится после Рождества Христова, даже если он празднуется 1 января. Потому что 25 декабря по юлианскому календарю – это нынешнее 7 января по григорианскому календарю, а соответственно 1 января – это 14 января по григорианскому стилю.
Сейчас же в России в 1918 году принят григорианский календарь, а церковь продолжает жить по старому стилю, т.е. по юлианскому календарю. Новый год оказался праздником, противостоящим празднику Рождества Христова. Это очень серьезное духовное противопоставление и противостояние. Новый год празднуется во время Рождественского поста, когда всякие празднества и тем более пиршества воспрещаются.
Празднуя Новый год, ожидая изменений от нового года, от самой календарной даты, мы тем самым впадаем как бы в магическое, совсем не христианское мышление, потому что и счастье, и обновление мира, и радости можно ждать только от Спасителя, который пришел избавить нас от греха, проклятия и смерти.
Празднование Нового года как отдельной даты, которая вроде бы может принести нам счастье обновления, есть возвращение к временам календарной магии, когда одни дни года считались «счастливыми», а другие – «несчастливыми». Это по сути – возвращение сознания человечества к примитивным религиозным формам верования, к первобытному магическому мышлению. Это отход от высоты христианства, тем более, от высоты Православия и возвращение к самым примитивным представлениям о духовном мире.
В том, что Новый год подспудно духовно противостоит Рождеству, можно убедиться хотя бы по названию новогоднего праздника в Муниципальном культурном центре города Рязани «Верхом на метле в новогоднюю сказку». Человечество движется по кругу, и все ожидает какого-то счастья от наступающего года. Ожидания напрасны. Счастье может принести принести только Спаситель. Он для того и пришел на землю, чтобы даровать человеку высшее счастье – быть вместе с Богом. Только с Господом может наступить обновление и воскресение.
Ждать счастья от номеров, чисел, годов, кроликов, крыс, змей – это значит оставаться в грехе, быть обреченным на смерть, и физическую и духовную. Надо стараться, чтобы Новый год считался праздником Рождества Христова, чтобы мы забыли в конце концов, празднование Нового года и праздновали лишь Рождество Христово.
( Иеромонах Виталий )