31.12.2013
<-назад в раздел
Искажение православного учения. Иерей Алексий Мороз об опасности размывания понятий «ересь» и «еретик» …
В последнее время происходит размывание понятий «ересь» и «еретик». «Что есть ересь? Кого следует считать еретиком? Являются ли католики еретиками?» - на эти и другие вопросы отвечает в интервью «Русской народной линии» известный православный богослов, председатель Собора православной интеллигенции иерей Алексий Мороз.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Ересь - это человеческое мудрование, внесенное в Божественное учение». То есть это есть искажение Истины человеческим умом. Мы знаем, что постановления Вселенских Соборов и Символ веры приняты не человеческим разумом, а Духом Святым. Преамбула определений Вселенских Соборов: «Изволилось Духу Святому и нам...». Это Божественная Правда, которая через своих светильников была сообщена всему церковному люду.
Незыблемы постулаты веры, которые невозможно изменить, потому что это есть Истина в последней инстанции, открытая нам Богом. И когда в эту Истину человеческий разум пытается внести какие-то свои изменения - это великий грех, потому что искажается учение Божие, и к Божественной Истине примешивается ложь, обман, т.е. нечто от лукавого, то, что может исказить всю духовную и материальную жизнь людей, которые приняли эту ложь. Об этом также пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), что один ложный принятый помысел искажает всю умственную деятельность, скоро усваивается нашим сердечным чувством и может исказить всё наше восприятие мира и действительности и погубить нас, уведя с правильного пути ко спасению.
Невозможно ничего ни убавить, ни прибавить от того, что сказано в Символе веры. Православное догматическое богословие уже много веков руководствуется правилом о том, что нельзя ничего изменять из того, что содержало догматическое учение ранее, можно только сохранять и излагать более современным языком то, что всегда было в Церкви. Это всегда соблюдалось.
Мы видим, что сейчас идет нападение на догматическое православное вероучение, попытки размыть и внести некую толерантность в него. Людей, которые держатся святоотеческого учения, часто называют ортодоксами, консерваторами, и всё это с пренебрежительным оттенком, говорят о том, что сейчас другое время и надо приспосабливаться к реалиям. Такими разговорами пытаются внести мирскую ложь в Божественную Истину. И здесь происходит страшное. Ложь, усвоенная человеческой мыслью, приводит к искажению духовной жизни, потере благодати и к погибели.
К сожалению, мы сейчас видим много таких еретиков и в нашей православной Церкви. Они пытаются исказить православное учение, примкнув к католикам. Они уже говорят о том, что это такая же церковь, как наша, немного другие обряды, другие представления, а в целом то же самое, и в ней есть благодать Божия, а католики вовсе не еретики, и с ними надо чуть ли не объединяться. Сейчас видно в церковной политике установку чуть ли не на единение с католической церковью. Но это величайшая ложь и заблуждение. Все наши святые отцы, такие как Феофан Затворник, Игнатий (Брянчанинов), Амвросий Оптинский, Иоанн Кронштадтский и другие, называли латинян еретиками и их учение еретическим. Они говорили о том, что Католическая церковь после разделения не дала ни одного святого миру.
Все святые, которые были признаны католиками после 1054 года, по сути, являлись людьми, находившимися в глубочайшей прелести. Что это значит? То, что они демонические воздействия принимали за Божественное и воспаленные психические переживания, своё воображение принимали за воздействие Духа Святаго. Так появление стигматов принимали за проявление святости, но известно, что определенные психофизиологические упражнения приводят к такому явлению. Кроме того, демоническая сила всегда способствует, чтобы человек жил с разгоряченной кровью, воображением, фантазией. Первым в мире фантазером был как раз дьявол. Область фантазии, вымысла принадлежит ему. Дьявол вообразил себе, что он равен Богу. Этому же следуют и так называемые святые Католической церкви. Игнатий Лойола, основатель Ордена иезуитов, говорил, что может одной силой своей мысли вознестись в рай, а через секунду опуститься в ад. Он вообразил себе рай, вообразил ад и решил, что он обрел высочайшие духовные дары. Чем опасны такие якобы святые? Тем, что святой человек является образцом для подражания, на их примере учатся, как достигать духовных высот. А если идеал является порочным и ведет к погибели, тогда последователи идут ложным путем и гибнут. Это страшно в духовном плане. Поэтому, когда наши прогрессивные православные богословы говорят о том, что нам есть чему учиться у католиков, что надо объединяться, это опасно.
Недавно по радио «Град Петров» вообще заявили, что нам надо учиться у других религий. Чему учиться? Религия - это связь человека с Богом. Это полное безумие, которое противоречит словам Христа «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через меня» (Ин. 14:6). Это всё перечеркивается нашими современными богословами-суесловами. Они берут на себя великий грех, мало того, что сами заблуждаются, так ещё вводят в заблуждение доверчивых людей, вещая от именно Православной Церкви с использованием СМИ.
Современному православному человеку надо очень четко держаться святоотеческого предания и ни в коем случае не отступать от него. Мы живем в мире обмана, в мире подлога, в мире эрзаца. Эрзацкультура в эпоху постмодерна, которую стремятся привить и нашей Православной Церкви, растворив её, уничтожив ту жемчужину, которая в ней есть - духовную жизнь и связь с Богом через Его Сына. Главный упор делается на то, чтобы лишить нас силы. В пророчествах древних отцов сказано, что в последние времена будут строить церкви с золотыми куполами, но благодати в них не будет. Действительно, если принять ложное учение, если соединиться с Католической церковью, это приведет к духовной гибели людей. Мы ничего не имеем против рядовых католиков, среди них много честных и порядочных людей, но мы имеем слова святых отцов: «Люби грешника, но ненавидь грехи». Мы принимаем их как людей, но отвергаем их ложное учение и сострадаем им за их заблуждения. Мы должны показать им эти заблуждения, показать путь ко спасению, а не идти по пути соглашательства и якобы соединения. Внешнее соединение никому ничего не даст, кроме разрушения внутреннего, того, что есть в нашей Православной Церкви, и мы потеряем те остатки духовности, которые ещё есть. Нам надо держаться ортодоксальной, святоотеческой, аскетичной Православной веры, ни на шаг не отступать от неё.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Ересь - это человеческое мудрование, внесенное в Божественное учение». То есть это есть искажение Истины человеческим умом. Мы знаем, что постановления Вселенских Соборов и Символ веры приняты не человеческим разумом, а Духом Святым. Преамбула определений Вселенских Соборов: «Изволилось Духу Святому и нам...». Это Божественная Правда, которая через своих светильников была сообщена всему церковному люду.
Незыблемы постулаты веры, которые невозможно изменить, потому что это есть Истина в последней инстанции, открытая нам Богом. И когда в эту Истину человеческий разум пытается внести какие-то свои изменения - это великий грех, потому что искажается учение Божие, и к Божественной Истине примешивается ложь, обман, т.е. нечто от лукавого, то, что может исказить всю духовную и материальную жизнь людей, которые приняли эту ложь. Об этом также пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), что один ложный принятый помысел искажает всю умственную деятельность, скоро усваивается нашим сердечным чувством и может исказить всё наше восприятие мира и действительности и погубить нас, уведя с правильного пути ко спасению.
Невозможно ничего ни убавить, ни прибавить от того, что сказано в Символе веры. Православное догматическое богословие уже много веков руководствуется правилом о том, что нельзя ничего изменять из того, что содержало догматическое учение ранее, можно только сохранять и излагать более современным языком то, что всегда было в Церкви. Это всегда соблюдалось.
Мы видим, что сейчас идет нападение на догматическое православное вероучение, попытки размыть и внести некую толерантность в него. Людей, которые держатся святоотеческого учения, часто называют ортодоксами, консерваторами, и всё это с пренебрежительным оттенком, говорят о том, что сейчас другое время и надо приспосабливаться к реалиям. Такими разговорами пытаются внести мирскую ложь в Божественную Истину. И здесь происходит страшное. Ложь, усвоенная человеческой мыслью, приводит к искажению духовной жизни, потере благодати и к погибели.
К сожалению, мы сейчас видим много таких еретиков и в нашей православной Церкви. Они пытаются исказить православное учение, примкнув к католикам. Они уже говорят о том, что это такая же церковь, как наша, немного другие обряды, другие представления, а в целом то же самое, и в ней есть благодать Божия, а католики вовсе не еретики, и с ними надо чуть ли не объединяться. Сейчас видно в церковной политике установку чуть ли не на единение с католической церковью. Но это величайшая ложь и заблуждение. Все наши святые отцы, такие как Феофан Затворник, Игнатий (Брянчанинов), Амвросий Оптинский, Иоанн Кронштадтский и другие, называли латинян еретиками и их учение еретическим. Они говорили о том, что Католическая церковь после разделения не дала ни одного святого миру.
Все святые, которые были признаны католиками после 1054 года, по сути, являлись людьми, находившимися в глубочайшей прелести. Что это значит? То, что они демонические воздействия принимали за Божественное и воспаленные психические переживания, своё воображение принимали за воздействие Духа Святаго. Так появление стигматов принимали за проявление святости, но известно, что определенные психофизиологические упражнения приводят к такому явлению. Кроме того, демоническая сила всегда способствует, чтобы человек жил с разгоряченной кровью, воображением, фантазией. Первым в мире фантазером был как раз дьявол. Область фантазии, вымысла принадлежит ему. Дьявол вообразил себе, что он равен Богу. Этому же следуют и так называемые святые Католической церкви. Игнатий Лойола, основатель Ордена иезуитов, говорил, что может одной силой своей мысли вознестись в рай, а через секунду опуститься в ад. Он вообразил себе рай, вообразил ад и решил, что он обрел высочайшие духовные дары. Чем опасны такие якобы святые? Тем, что святой человек является образцом для подражания, на их примере учатся, как достигать духовных высот. А если идеал является порочным и ведет к погибели, тогда последователи идут ложным путем и гибнут. Это страшно в духовном плане. Поэтому, когда наши прогрессивные православные богословы говорят о том, что нам есть чему учиться у католиков, что надо объединяться, это опасно.
Недавно по радио «Град Петров» вообще заявили, что нам надо учиться у других религий. Чему учиться? Религия - это связь человека с Богом. Это полное безумие, которое противоречит словам Христа «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через меня» (Ин. 14:6). Это всё перечеркивается нашими современными богословами-суесловами. Они берут на себя великий грех, мало того, что сами заблуждаются, так ещё вводят в заблуждение доверчивых людей, вещая от именно Православной Церкви с использованием СМИ.
Современному православному человеку надо очень четко держаться святоотеческого предания и ни в коем случае не отступать от него. Мы живем в мире обмана, в мире подлога, в мире эрзаца. Эрзацкультура в эпоху постмодерна, которую стремятся привить и нашей Православной Церкви, растворив её, уничтожив ту жемчужину, которая в ней есть - духовную жизнь и связь с Богом через Его Сына. Главный упор делается на то, чтобы лишить нас силы. В пророчествах древних отцов сказано, что в последние времена будут строить церкви с золотыми куполами, но благодати в них не будет. Действительно, если принять ложное учение, если соединиться с Католической церковью, это приведет к духовной гибели людей. Мы ничего не имеем против рядовых католиков, среди них много честных и порядочных людей, но мы имеем слова святых отцов: «Люби грешника, но ненавидь грехи». Мы принимаем их как людей, но отвергаем их ложное учение и сострадаем им за их заблуждения. Мы должны показать им эти заблуждения, показать путь ко спасению, а не идти по пути соглашательства и якобы соединения. Внешнее соединение никому ничего не даст, кроме разрушения внутреннего, того, что есть в нашей Православной Церкви, и мы потеряем те остатки духовности, которые ещё есть. Нам надо держаться ортодоксальной, святоотеческой, аскетичной Православной веры, ни на шаг не отступать от неё.