Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
Православный юрист проанализировал проект документа «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)» 12.12.2013

Православный юрист проанализировал проект документа «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)»

В сентябре 2013 года на сайте Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви опубликован  проект документа «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)». Документ  был подготовлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам церковного права, а затем был доработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия, председателем которой является Святейший Патриарх.

   Вопросы, затронутые проектом, прямо или косвенно касаются жизни практически каждого православного христианина,   в связи с чем его обсуждение вызывает повышенный интерес не только у членов клира, но и простых мирян.

     Первое, на что обращаешь внимание при знакомстве с документом, это его название. Внесение в название документа фразы «в частности повторных» представляется несколько некорректным и неоправданным, поскольку сразу настраивает на отношение к   повторному браку как к некоей разновидности брака, некоей норме. Вместе с тем это не совсем так. Христианское отношение к повторному браку выражено в главе 7 Первого послания к Коринфянам святого апостола Павла:

27. Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены.

28.Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.

Итак, апостол предлагает оставшимся без жены не искать жены, а вступающих в повторный брак заранее жалеет, предупреждая,  что таковые будут иметь скорби по плоти. Следовательно, повторный брак, являясь, безусловно, законным, является каноническим  исключением, в связи с чем включение фразы о повторных браках в название документа представляется нецелесообразным.

                Далее в п. 1 Проекта дано определение православного брака, которым авторы документа предлагают считать  «свободный союз мужчины и женщины православного вероисповедания, заключенный в соответствии с церковными определениями и государственным законодательством, освященный церковным венчанием». Здесь сразу обращает на себя внимание включение в определение православного брака положения о необходимости его заключения в соответствии с государственным законодательством. Более конкретно это положение раскрыто в п. 2 Проекта, где авторы документа с учетом исторического опыта разделили формы государственной регистрации брака на 2 группы. Регистрация брака в тех странах, где церковное венчание является законной формой совершения брака, совершается согласно государственному законодательству. В остальных случаях венчание совершается после государственной регистрации брака. Всякое сожительство без заключения брака в установленном государственным законом порядке не признается Церковью в качестве брака и, по отношению к православным христианам, квалифицируется как блудное сожительство с вытекающими из этого каноническими последствиями (выделено авт.).

   Такая постановка вопроса представляется не только спорной и канонически необоснованной, но и ставит православных христиан в неравное положение по отношению к людям, пребывающим вне Церкви. Особенно очевидным это становится после прочтения п. 3 Проекта, в котором, в частности написано: невозможно освящение венчанием браков, заключенных между православными и нехристианами. В то же время эти браки признаются Церковью в качестве законных  Получается, что брак православного с инославным, брак православного с атеистом, считается законным, в то время как брак, заключенный между двумя искренне верующими православными христианами, живущими во взаимной любви и верности, но по каким-то причинам не прошедший госрегистрацию, авторы документа «квалифицируют» как блудное сожительство с соответствующими каноническими последствиями!

            Безусловно, государственная регистрация брака в современных реалиях важна. Ее наличие порождает целый ряд важнейших правовых последствий: это и режим совместной собственности супругов, при котором имущество, приобретенное одним из супругов в браке автоматически становится собственностью другого; это и право супруга наследовать после смерти второго супруга; это, как правило, присвоение супругам общей фамилии, что само по себе имеет важное генеалогическое значение и многое другое.  Но предпринятая авторами рассматриваемого документа попытка возвысить «действие чиновника по проставлению штампов в паспортах с выдачей свидетельства» над  Богом установленным таинством венчания, ставя при этом действительность таинства в зависимость от действий чиновника и отдавая безусловный приоритет последнему перед первым, мягко говоря, неканонична.

Вопрос о приоритетах между духовной и светской сторонами жизни православного человека в Церкви никогда не стоял.  Любимому ученику Христа апостолу Иоанну принадлежат слова: «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле».    Поэтому слова самого Господа  «кесарю – кесарево» никогда святыми отцами не толковались расширительно…

     Полагаю, что данные противоречивые положения вошли в проект документа преждевременно и нуждаются в глубоком богословском и юридическом анализе.

     Так, в современной светской российской правовой науке понятие брака отсутствует вообще. Ведущие специалисты в области семейного права России признают, что понятие брака является неоднозначным, ибо брак можно рассматривать с различных точек зрения: и как юридический факт, и как правоотношение, и как институт семейного права. Таким образом, отказавшись после революции 1917 года от церковно-догматического учения о браке и форм его реализации в повседневной жизни через  богодухновенное таинство венчания, богоборческое государство так и не смогло придумать на смену ничего нового. Действующий Семейный кодекс содержит лишь понятие регистрации брака. И если уж светская наука, «свободная» от «религиозных ограничений», при наличии сотен научных трудов и диссертаций на заданную тему,  не смогла выработать  даже простого определения брака, то нам в данном деликатном вопросе следует быть особо осмотрительными. Соответственно, непонятно, а что собственно считают законным браком авторы Проекта, имея ввиду браки между православными и инославными?! Есть ли место здесь таинству, и если да, то в какой момент оно совершается: в момент первого знакомства, в момент регистрации брака в ЗАГСе или может быть после деторождения?!

               Главный вопрос, который возникает при изучении проекта, такой: а какую, собственно, цель преследовали авторы документа, приступая к его разработке?! Если целью является создание на основе существующего учения Церкви о таинстве брака единого документа, который бы содержал «выжимки»  по данной теме и служил задачам некоей систематизации, упорядочению и упрощению применения учения в богослужебной практике,  это одно. Если же целью является внесение в догматическое учение о таинстве брака изменений, связанных с приспособлением оного сообразно требованиям современного общества, это другое. К сожалению, анализ документа показывает, что авторы документа преследовали вторую цель.

              Так, в определении православного брака, сформулированном в полном соответствии с догматикой и святоотеческой традицией свт. Филаретом записано: «Брак есть Таинство, в котором при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной их супружеской верности благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия для благословенного рождения и христианского воспитания детей» (Пространный Православный Катехизис, 358)..

    Получается,  важнейший догматический постулат о том, что православный брак есть таинство, авторами документа из определения православного брака исключен. А по другому и быть не могло, ведь внеся в определение канон (а данная норма с момента принятия Документа фактически становится каноном) об обязательной государственной регистрации брака, церковь вынуждена будет рассматривать государственную регистрацию как часть таинства! Следовательно, чиновник-мусульманин, сидящий в ЗАГСе и проставляющий штамп в паспорта  готовящихся обвенчаться супругов, не больше ни меньше как священнодействует! Но самое парадоксальное, что от принятия Документа в предложенной редакции с исключением упоминания о таинстве и внесением условия о госрегистрации, православный брак не перестанет быть таинством. Следовательно, в этих условиях Церкви все-таки придется считать действия чиновника священнодействием.

    Анализ проекта документа «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)» Однако о венчании авторы документа все же не забыли.  Но, очевидно, по их мнению это уже не таинство, а обряд. Убедиться в этом мы можем все из того же определения: «свободный союз мужчины и женщины  православного вероисповедания, заключенный в соответствии с церковными определениями и государственным законодательством,  освященный церковным венчанием».

 Иными словами венчанию как бы придается вторичная функция, функция освящения уже состоявшегося союза, сравнимая с освещением плодов на некоторые православные праздники.

     В феврале этого года на архиерейском соборе Русской Православной Церкви принят Документ «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных». Все положения указанного документа в силу прямого указания об этом в абз. 3 пункта1 являются обязательными для клириков и мирян. Ниже приведу несколько положений, выработанных архиерейским собором:

      В обществе распространяется обоснованная тревога (здесь и далее выделено автором) по поводу того, что использование пожизненного персонального цифрового идентификатора в виде кода, карты, чипа или тому подобного может стать обязательным условием доступа каждого ко всем жизненно важным материальным и социальным благам. Использование идентификатора вкупе с современными техническими средствами позволит осуществлять тотальный контроль за человеком без его согласия — отслеживать его перемещения, покупки, расчеты, прохождение им медицинских процедур, получение социальной помощи, другие юридически и общественно значимые действия и даже личную жизнь.

П. 3 Документа «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных».

    Основываясь на своих конституционных правах, тысячи людей, включая православных верующих, не желают по тем или иным причинам, в том числе религиозно мотивированным, принимать новую идентификационную систему, использовать документы с электронными идентификаторами личности (личным кодом, штриховым кодированием, идентификационными номерами). Многие из этих людей сообщают о нарушении их конституционных прав. Нередко этих людей лишают медицинской помощи, пенсий по возрасту и других выплат, оформления инвалидности и различных льгот. Подчас они не могут совершать сделки с имуществом, поступать на учебу или работу, вести предпринимательскую деятельность, оплачивать коммунальные услуги, приобретать проездные документы. В итоге формируется целый слой людей, выброшенных из всех сфер общественной и государственной жизни. 

П. 4 Документа «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных».

           

    Сопоставив решения вышеупомянутого архиерейского собора с проектом документа, который мы сегодня обсуждаем, создается впечатление, что у нас в Церкви «левая рука не знает, что делает правая». Вскрывая проблему, архиерейский собор бьет в набат и констатирует: введение этих идентификаторов и электронных документов действительно  опасно! Тревога людей  обоснована! Обратите внимание,  формируется целый слой людей, не желающих принимать новые документы, они выброшены из всех сфер общественной и государственной жизни! *

А дальше – еще серьезнее…

     Впрочем, многое предупреждает нас о том, что мы можем оказаться перед лицом новых вызовов. Если сужение границ свободы, осуществляемое в том числе средствами электронного контроля, приведет к невозможности свободного исповедания веры Христовой, а законодательные, политические или идеологические акты, обязательные для исполнения, станут несовместимы с христианским образом жизни, — наступит время исповедничества, о котором говорит Книга Откровения (гл. 13-14). 

П. 6 Документа «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных».

               Позвольте, но если уже архиерейский собор прямо готовит нас к исповедничеству, значит опасность, связанная с внедрением новых документов, действительно велика! Так как же в контексте решений архиерейского собора понимать инициативу, связанную с включением института государственной регистрации брака, основанную на использовании в недалеком будущем этих самых документов, в качестве необходимого элемента таинства брака?!!  Когда светские чиновники отказывают верующим людям в совершении сделок и т.п., это как-то можно понять. Но когда Церковь отказывает таким людям в совершении таинства, являющегося для православного человека в т. ч необходимым условием продолжения рода, в этом уже просматриваются нездоровые «евгенические»  и апокалиптические тенденции.

         

     И последнее. Хотим мы того или нет, но в настоящее время в России сохраняется еще советский конституционно-правовой принцип, в  соответствии с которым Церковь у нас отделена от государства (п.2. ст. 14 Конституции РФ). Многие годы наряду с отрицательными последствиями «отделения» прослеживались и положительные, состоявшие в существовании определенного  барьера, отделявшего Церковь от пагубного влияния атеистического государства. И несмотря на то, что в современный период государство нередко поворачивается лицом к Церкви, основные векторы развития светского общества все-таки чаще противоречат православным представлениям о  добре и нравственности. С учетом этого предпринятая авторами документа попытка  воссоздания в рамках одного таинства своеобразной «симфонии властей» является, мягко говоря, преждевременной

                                                                               

Алексей СИНИЦЫН,                                                      

православный юрист

___________________________

* по неофициальным данным только в России граждан, имеющих паспорта СССР около 300 000 человек. Многие из этих людей уже сейчас лишены возможности не только совершать юридически значимые действия, но и вступить в православный брак.


<-назад в раздел

Русский календарь