ОБРАЩЕНИЕ Общероссийского общественного движения в защиту прав родителей и детей «Всероссийское родительское собрание»
ОБРАЩЕНИЕ
Общероссийского общественного движения
в защиту прав родителей и детей
«Всероссийское родительское собрание»
РОДИТЕЛИ РОССИИ!
24.11.2009 г. на официальном сайте Министерства образования и науки был опубликован разработанный этим ведомством проект «Паспорта здоровья школьника» (далее – Паспорт).
Настоятельно обращаем внимание ВСЕХ РОДИТЕЛЕЙ на то, что заполнение «Паспорта здоровья школьника» никакими федеральными законами не предусмотрено. Единственными официальными документами, в которых упоминается Паспорт, являются региональные программы развития образования некоторых субъектов Российской Федерации, которые не служат юридически обязательными документами для граждан, в частности, родителей, воспитателей и учителей.
Идеологи данного проекта вводят в заблуждение родительское и педагогическое сообщество, когда якобы по итогам общественного обсуждения и с согласия родителей в ближайшие два года планируют "завести полное досье" на каждого российского школьника, в котором будут собраны данные о жизни его семьи и ее членах.
Обязывание родителей по заполнению паспорта школьника является незаконным. Сбор информации о ребенке и его семье без добровольного информированного согласия родителей несовершеннолетнего может преследоваться в уголовном порядке, а также быть опротестован в гражданском суде.
В данный документ заносится подробная информация о личности ребенка и членов его семьи за весь период обучения в школе. Это данные о семье ребенка, межличностных отношениях в семье, состоянии здоровья самого ребенка (включая указание заболеваний, в том числе хронических, а также психологические и физиологические показатели развития организма). В Паспорт вносятся показатели обучаемости учащегося, информация о предпочтениях, данные о материальном состоянии семьи, ее жилищных условиях, режиме питания, показатели развития ребенка, включая его психо-эмоциональную оценку себя, своей семьи и межличностных отношений в семье.
Настойчивость авторов, с которой во многих школах уже предлагается родителям заполнять подобные паспорта здоровья школьника, говорит об отработке чиновниками очередной ювенальной технологии по незаконному вмешательству в дела семьи и частную жизнь ребенка.
Идеологи Паспорта из Министерства образования проявили некомпетентность при его разработке. Они далеки от понимания того, что ребенок, особенно в начальных классах, не может правильно и адекватно оценить свое здоровье, определить работоспособность и физическую свою подготовленность. А на помощь психолога - одного на тысячу школьников - рассчитывать нереально. К тому же не в каждой школе есть психолог. Становится ясно, что создатели Паспорта не знают или не хотят знать возможности детского возраста, даже не всякий взрослый способен оценить себя объективно. Кроме того, для школьника важно его становление как человека и гражданина. Поэтому так важно дать почувствовать ребенку уникальность его личности независимо от состояния здоровья, даже если у него есть какие-либо с ним сложности.
В Паспорте отражается направленность не столько на заботу о здоровье ребенка, сколько тенденциозная попытка сбора максимальной информации о ребенке и его семье под видом опроса.
Проект предлагает ребенку заполнять таблицу хронических заболеваний. Но все заболевшие, в том числе и хронические, подлежат наблюдению в медицинских учреждениях, диагнозы являются семейной и врачебной тайной. А сведения о них – прерогатива родителей, учителей, самих детей. Разглашение подобной тайны здоровья может привести ребенка к глубокой психологической травме, а в дальнейшем к проблемам в личной жизни.
Вся информация о здоровье детей и так содержится в медицинских картах, находящихся в поликлиниках. В то же время целый ряд видов медицинской помощи по той или иной причине (часто в связи с недофинансированием медучреждений) в бесплатном виде уже недоступен для граждан.
Кому и зачем, кроме родителей и лечащего врача, нужна информация о соматометрических и физиометрических показателях здоровья ребенка, его заболеваниях и половом развитии? Не в руки ли преступников и педофилов, чиновников ювенальной юстиции сможет попасть вся информация о детях? Данный Паспорт способствует сортировке детей, по уровню здоровья. С учетом разгула криминального бизнеса, во всех его проявлениях касающихся подростков, в том числе и подпольной торговли донорскими органами. Данный Паспорт способствует повышению криминальных рисков для ребенка, способствует контролю над семьей со стороны различных структур и формированию несанкционированных информационных баз данных о широких кругах общества.
С точки зрения Закона правомерность данного эксперимента является грубейшим нарушением основных прав и свобод граждан России.
Перечисленные в паспорте сведения в целом представляют собой информацию о частной жизни ребенка и его семьи, а в определенной части – врачебную тайну.
В документе отсутствует информация о том, кому будет доступен указанный документ, куда будет направляться содержащаяся в нем информация, не предусмотрены статус и ответственность лиц, задействованных в реализации проекта на местах. Учитывая растущую обеспокоенность граждан внедрением «ювенальных технологий» в стране, все это вызывает закономерные вопросы.
Жизнь человека, и в особенности ребенка, его достоинство, его права и законные интересы являются высочайшей ценностью для государства, и должна охраняться им от всевозможных различных на нее посягательств.
В Паспорте школьника разработчики просят ребенка дать анализ семейной обстановки, в которой он живет. Это носит характер доноса. Тем самым подросткам прививается доносительство в качестве нормы поведения при любых обстоятельствах и как естественный способ взаимоотношений. Он легко будет использован, в том случае, когда ребенок будет не согласен со справедливыми воспитательными требованиями родителей. И это послужит поводом для разлучения ребенка с семьей.
Другие детали, показывающие непродуманность предлагаемого проекта: в Паспорте рекомендуется детям сидеть правильно. Однако разработчики паспорта не указывают научное обоснование, на основе которого первоклашек России заставляют таскать сейчас свои ранцы с учебниками весом более 5 килограммов да еще по 3-5 этажам школ ежедневно.
В Паспорте, в разделе о времени свободном от учебы, почему-то не отражено время общения ребенка в семейном кругу, как то: помощь родителям, забота о младших братьях и сестрах и других родственниках, а так же о животных, как будто ребенок живет вне семьи, родных и друзей. А если ребенок живет в сельской местности, у него совсем другой расклад времени и другие виды деятельности.
В данном проекте имеются сомнительные, не связанные между собой, вещи: например, никакого отношения непосредственно к физическому здоровью школьника не имеет описание своей комнаты, что предусмотрено этим документом.
Разработчики Паспорта в наглядной форме в тексте изобразили сосуд для высокоградусных крепких напитков вместе с наполненным бокалом. По заключению специалистов, таким образом в Паспорте латентно пропагандируется алкоголизм как норма питания и употребление напитков детьми. Такой подачей фактически дискредитируется государство, которое обязано проявлять заботу о школьниках, финансируя питание в школах, и вести жесткую госполитику противодействия распространению детского алкоголизма и употребления различных ПАВ в образовательных учреждениях.
Разработчики Паспорта в предложенных формулировках завуалировано навязывают ребенку толерантное, безразличное отношение к пагубным зависимостям и вредным привычкам и в особенности, если они есть у близких людей, родных и друзей.
Самое главное, разработчики Паспорта не представили обоснования в виде научных исследований и заключений компетентных специалистов о необходимости и важности введения «Паспорта здоровья школьника». Все в очередной раз свелось к принятию ответственных решений по понятиям, а не по закону. Основой для разработки и финансирования Паспорта явились частные понятия и мнения служащих Минобра. Законность и научность обоснования при принятии решения были попраны грубейшим образом, в том числе и финансирование ничем необоснованного проекта данного Паспорта. Это элементарное разбазаривание наших с вами денежных средств – как налогоплательщиков.
Задача всего Гражданского общества России и, в частности, большей ее части родителей - инициировать запросы, на каком основании и какие задачи преследует введение данного документа? Какие научные исследования и экспертные заключения послужили поводом для реализации данного эксперимента и его содержания? Для кого и зачем предназначена содержащаяся в Паспорте информация? Где результаты антикоррупционной экспертизы данного проекта? И откуда вдруг появились деньги на его разработку и реализацию?
Одной из главных задач родительской общественности должен стать жесткий контроль целенаправленности и оценка эффективности расходования бюджетных средств, как уже потраченных, так и только запланированных, на введение данного проекта Паспорта школьника. Особенно это актуально сейчас, когда Президент России Д. А. Медведев проводит жесткую политику по борьбе с коррупцией, а Председатель Правительства РФ В. В. Путин констатирует о ее широких масштабах.
Только совместные усилия Родительского сообщества, всего Гражданского общества и власти в России смогут принципиально изменить сложившуюся многолетнюю порочную практику коррупции.
РОДИТЕЛИ РОССИИ еще раз обращаем ваше внимание на то, что заполнение ПАСПОРТА ШКОЛЬНИКА предлагаемого школьникам и родителям в обязательном порядке, ЯВЛЯЕТСЯ ПРОТИВОЗАКОННЫМ.
На основании изложенных ниже норм права, действующих в России, ВЫ, РОДИТЕЛИ, вправе не только отказаться заполнять указанный документ, но и требовать исчерпывающих разъяснений по нему, а также вправе опротестовать противозаконные действия должностных лиц, настаивающих на заполнении данного документа.
Попытка внедрения «Паспорта здоровья школьника» в качестве обязательного документа должна привести к возбуждению многочисленных исков родителей против администраций школ.
Сбор и хранение указанной в Паспорте информации без письменного добровольного согласия родителей ребенка нарушают закрепленные в действующих на территории РФ международных актах и Конституции РФ права и свободы граждан, а именно:
- право ребенка на защиту неприкосновенности его личной и семейной жизни
(ст. 16 «Конвенции о правах ребенка»);
- право каждого на неприкосновенность личной и семейной жизни
(ст. 8 «Европейской Конвенции о защите прав человека»);
- право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну
(ст. 23 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
Неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия провозглашается на уровне принципа и в Федеральном законе от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Поскольку предлагаемый Паспорт школьника содержит персональные данные ученика и его родственников, то правоотношения, связанные с его заполнением, подпадают под действие ФЗ от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных».
В соответствии со ст.ст. 6, 9 данного закона «О персональных данных» сбор, обработка и хранение персональных данных может осуществляться только с согласия субъекта этих данных или его представителя. Случаи обязательного предоставления субъектом своих персональных данных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства могут осуществляться только в соответствии с федеральным законом.
Персональные данные, содержащие информацию о здоровье гражданина, относятся к специальной, наиболее охраняемой категории персональных данных, обработка которых запрещена ст. 10 Закона «О персональных данных». Исключение составляет деятельность, осуществляемая в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг, при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну. Но и в этом случае необходимо согласие субъекта персональных данных.
Важно отметить, что органы власти признают необходимость получения согласия родителей на проведение операций с персональными данными детей в связи с оказанием образовательных услуг.
Так, письмо Минобрнауки от 29 июля 2009 г. N 17-110 «Об обеспечении защиты персональных данных», разъясняющее вопросы применения Закона при обработке персональных данных в образовательных учреждениях, предписывает в обязательном порядке получение письменного согласия субъекта персональных данных на их обработку, включая сбор, систематизацию и хранение. Причем в данном документе (письменном согласии) должен быть указан перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных.
За незаконный сбор сведений о частной жизни лица без его согласия предусмотрено наказание по статье 137 УК РФ штрафом до 300 000 р. или лишением свободы до 4-х лет.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ
ОБЩЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ
В ЗАЩИТУ ПРАВ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
«ВСЕРОССИЙСКОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ»