Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
«Да не в суд или во осуждение…» (окончание) 16.10.2013

«Да не в суд или во осуждение…» (окончание)

Сегодня мы публикуем окончание беседы с клириком Русской Православной Церкви Московского Патриархата протоиереем Владиславом Озеровым. Отец Владислав отвечает на вопросы нашего корреспондента о подготовке ко Святому Причащению и о новом документе Межсоборного присутствия, касающемся этого важного аспекта церковной жизни.

– Пятый пункт проекта документа Межсоборного присутствия «О Подготовке ко Святому Причащению» называется «Исповедь и причащение. Препятствия к принятию Святых Таин». В нем сказано, что «Исповедь перед причащением является неотъемлемой важной частью говения». В то же время утверждается, что «в отдельных случаях, с благословения духовника, миряне, намеревающиеся приступить ко Святому Причащению несколько раз в течение одной недели – в первую очередь, на Страстной и Светлой седмицах, – могут быть в качестве исключения освобождены от Исповеди перед каждым причащением». Как Вы считаете, допустимо ли это?

Кроме того в комментариях к проекту со ссылками на практики других Поместных Церквей высказывается предложение вообще разделить Таинства Покаяния и Святого Причащения, разрешить верующим причащаться без Исповеди. Как Вы к этому относитесь?

– Уж не знаю, чем руководствовались греки и сербы, отменившие обязательную Исповедь перед Причащением, но очевидно, что это произошло в их Поместных Церквях под влиянием обновленцев. Попытки разделить Таинства Исповеди и Святого Причащения в нашей Русской Церкви – это происки врага рода человеческого, потому что такое разделение приведет к духовной гибели множества людей. Как мы уже говорили, Причастие – это Таинство, которое может послужить не только во спасение, но и, наоборот, во осуждение человека, если он приступает к Чаше недостойно, без должной подготовки. А одно из главных условий достойного Причащения – очищение души от грехов в Таинстве Покаяния, чтобы душа смогла принять в себя огонь благодати Святого Причащения и не опалиться. Поэтому исключать Таинство Исповеди из обязательных норм подготовки ко Причастию недопустимо. Это приведет к еще более пагубным последствиям, чем отмена правил говения, поскольку главная цель говения – пробудить покаянные чувства в душе человека, чтобы затем он на Исповеди освободился от греховного бремени и только тогда дерзнул приступить к Причащению Святых Христовых Таин.

А что касается Причащения без Исповеди на Светлой и Страстной седмицах… В «Настольной книге священнослужителя» С.В. Булгакова говорится, что в случае большого стечения народа на великие церковные праздники можно исповедовать за день или даже два до Святого Причащения. (В полном издании «Настольной книги священно-церковно-служителя» 1913 г. приводится цитата из книги «О должностях пресвитеров церковных»: «Если <…> для множества исповедающихся не может пресвитер управитися в один день пред причащением, как обычай есть, – то ничто не препятствует за два или три дня или через целую седмицу готовящихся исповедовать, только завещая в первые дни исповедующимся, дабы, если совесть их еще в чем будет обличать или в случае нового греха, перед причастием вторично на Исповедь приходити». – Примеч. А.С.). Но могу сказать на опыте своего прихода, что у нас люди стремятся как можно чаще исповедоваться, понимая, насколько это важно и необходимо. Обычно у нас Исповедь проходит во время вечерней службы, а с утра, перед Литургией, я исповедую только тех, кто приезжает издалека, из деревень или еще по какой-то уважительной причине не смог покаяться вечером. И вот некоторые из уже исповедавшихся накануне, если они за прошедшую ночь чем-то согрешили, например, осудили кого-то или разгневались, утром опять подходят к аналою. И зачем этих людей, искренне стремящихся как можно глубже очистить свою душу перед Причащением Святых Таин, лишать такой возможности и очень правильных, на мой взгляд, чувств благоговения и страха Божия?

Т. е. я считаю, что возможное в исключительных случаях проведение Таинства Исповеди за один или несколько дней до Причащения не надо возводить в правило. Оно по сути и не требует отдельной оговорки в документе «О подготовке ко Святому Причащению», поскольку и так уже существует в пастырской практике. А когда на этом заостряется внимание, кто-то может неправильно понять данную оговорку.

– В рассматриваемом нами проекте документа ничего не сказано о практике общей исповеди, хотя в некоторых крупных городах она весьма распространена. Как Вы к ней относитесь?

– К общей исповеди (без последующей частной) отношение у меня очень настороженное, даже можно сказать неприязненное; сам лично я ее не применяю. Известно, что святой праведный Иоанн Кронштадтский использовал ее в исключительных случаях, но он все-таки был пастырем высокой духовной жизни, стяжал дар прозорливости и видел духовными очами состояние каждого человека, знал, кому требуется еще дополнительная частная Исповедь. Делать общую исповедь нормой, мне кажется, совершенно неправильно, потому что людям необходимо индивидуальное Таинство Покаяния. Кроме того, эта практика исключает возможность общения исповедующегося с духовником. Священник не может дать духовный совет, задать наводящие вопросы, расположить душу к покаянию, объяснить суть каких-то грехов, которые, может быть, человек совершил, но не осознает, что этим нарушил Заповеди Божии.

– В том же пятом пункте проекта документа «О Подготовке ко Святому Причащению» сказано, что «каноны <…>запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты». Между тем этот запрет вызывает недоумение и даже негодование у части дискутирующих: «Сколько можно возводить в правило этот пресловутый ветхозаветный атавизм о так называемой „женской нечистоте", который к христианству и к евангельскому духу не имеет никакого отношения?!», «Вопрос о женской нечистоте хорошо было бы оставить на усмотрение самой женщины», «„Женская нечистота" – не абсурдно ли это понятие?» и т.д. Что Вы думаете по этому поводу?

– Феминизм и гордыня. Люди оспаривают многовековую церковную практику, утвержденную Соборами и Святыми Отцами, которые не видели в ней никакого «ветхозаветного атавизма». Наверное, это знамение последних времен. Заповедано: женщина в Церкви да не учит (см.: 1 Кор. 14, 34), а тут женщины дерзают хулить тысячелетние церковные нормы. Что это? Просто какая-то несусветная гордыня, вот и все, тут даже больше и сказать нечего. Все ненужное из Ветхого Завета было отвергнуто Церковью сразу же, в первые века христианства. Многие иудейские правила (обрезание и т.п.), действительно бывшие ветхозаветными атавизмами, отменили еще святые апостолы. А все, что было угодно Богу и подлежало дальнейшему исполнению, в нашей Святой Церкви осталось и сохраняется до сего дня.

– В обсуждении проекта «О подготовке ко Святому Причащению» на сайте «Богослов.ру» многие участники дискуссии возмущаются обязанностью мирян поститься перед Причащением в течение нескольких дней, в отличие от священников: «Почему священник имеет возможность причащаться без дополнительных дней поста, в то время как прихожанам навязывается в качестве нормы дополнительный день?», «Почему вводится разделение о порядке подготовки к Причастию для священнослужителей и для мирян? На других возлагаем бремена неудобоносимые, а сами не постимся в субботу?» (пишет священник) и т.д. Как Вы считаете, батюшка, можно ли уравнивать мирян со священнослужителями в этом вопросе?

– Существуют правила Церкви, согласно которым для мирян установлены свои нормы подготовки к Причащению, а священники обязаны воздерживаться от скоромной пищи в многодневные посты и постные дни и причащаться за каждой Литургией, которую совершают. Они имеют такое право по благодати воспринятого ими Таинства Священства. Мне это что ли объяснять священнику?! Что нам мудрить сейчас и что-то выдумывать? Эти правила введены Святыми Отцами в древности. Так они установили, так мы и должны поступать, и в этом заключается послушание Церкви.

– Батюшка, а не кажется ли Вам, что звучащие сегодня призывы уничтожить существующую между мирянами и священнослужителями разницу в отношении подготовки ко Святому Причащению навеяны протестантским учением о «всеобщем священстве»?

– Очень похоже. Видимо, сегодня гордыня и высокоумие в людях достигли своего апогея. В Православной Церкви миряне могут возвышать свой голос и против пастырей, но только если те откровенно нарушают церковные правила, идут против Бога, Божественных Заповедей, догматов и канонов церковных. Но когда они пытаются просто так поучать священников, невольно вспоминаются слова святителя Григория Богослова: «Овцы, не пасите пастырей!»

– Некоторые комментаторы проекта «О подготовке ко Святому Причащению», возражающие против обязательности Таинства Исповеди перед Причащением, говорят, что, поскольку они стремятся причащаться как можно чаще, их Исповедь превращается в формальную процедуру и они зачастую не знают, в чем им каяться («Согласен с теми, кто говорит о необязательности Исповеди для тех, кто подходит ко Святому Причастию часто, например, раз в неделю. Сам стараюсь так жить и иногда испытываю трудности с тем, в чем исповедоваться. Постоянно повторять одно и то же – как-то глупо»). Батюшка, что можно посоветовать таким верующим?

– Святые люди, как известно, дар видения своих грехов ставили выше даров прозорливости и чудотворения. Вот насколько он ценен в очах Божиих! Мы сегодня восхищаемся примерами прозрения будущего и чудес, а оказывается, видение своих грехов – самое высшее состояние и показатель богоугодности жизни человека. Почитайте в житиях, патериках, как святые слезно каялись перед смертью. Например, Сысой Великий на смертном одре просил братию помолиться о себе, чтобы Господь продлил его дни ради покаяния. Ученики недоумевали: «Отче, ты ли нуждаешься в покаянии, когда по твоим молитвам и мертвые воскресали?!» А преподобный ответил: «Да я не знаю, положил ли я хотя бы начало покаянию». Если святые люди видели и понимали, в чем им нужно каяться, в страхе и трепете ожидали смерти, считая себя недостойными Царствия Небесного, то что говорить о нас, грешных? Поэтому тот, кто не знает, в чем ему исповедоваться, должен как минимум задуматься, в каком же духовном состоянии он пребывает. И молиться, просить Бога, чтобы Господь открыл ему соделанные им грехи, отнял духовную слепоту и сердечное окаменение. Хорошо также почитать духовные книги, побуждающие к покаянию, в которых разъясняется смысл покаянного делания и то, в чем оно должно состоять.

– Еще один вопрос, при обсуждении которого было сломано немало копий, – о посте в субботу. В канонах Церкви сказано: «Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единыя только (Великия субботы): да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен» (64-е правило Святых Апостолов). Ссылаясь на это постановление, люди, ратующие за как можно более частое Причащение, утверждают, что готовящимся причащаться на воскресной Литургии не положено воздерживаться в субботний день от скоромной пищи. Разделяете ли Вы такую точку зрения?

– Во-первых, в правилах речь идет просто о посте, а не о говении, поэтому зачитанное апостольское постановление не может отменять установленные Церковью нормы подготовки ко Святому Причащению. И тут надо еще разобраться, что понимали под словом «пост» святые апостолы и древние христиане. Приведу пример из своей жизни. Когда я пришел в Церковь в начале 90-х годов и начал учиться соблюдать посты, то прочитал в какой-то книге, что в древности в период Святой Четыредесятницы в субботы и воскресенья верующие не постились. Пост мне тогда давался с трудом, было тяжело привыкать к строгому воздержанию, и я подумал: «Надо же, древние-то не соблюдали пост по субботам и воскресеньям, почему же сейчас все постятся? Здорово было бы вернуться к древней практике: пять дней попостился, а в выходные разговляешься…» Я даже взгрустнул немного, что времена уже не те. Но потом смирился с существующими правилами и забыл об этой проблеме. И лишь спустя несколько лет я понял, что под постом в правилах понимается не просто воздержание от скоромной пищи, как многие сейчас думают. По Уставу в Великий Пост во все дни недели положено воздерживаться очень строго: до вечера не вкушать вообще никакой пищи, а вечером вкусить сухоядение или вареную пищу, но без елея. А в субботу и воскресение полагается две трапезы, можно покушать сразу после Литургии, вареную пищу, да еще и с елеем, с растительным маслом… Ну, какой же это пост? Древние христиане это и за пост не считали, поэтому и говорили, что в субботу и воскресение пост отменяется. И именно о таком посте – сугубо строгом, полном воздержании от пищи или сухоядении один раз в день, вечером, и говорится в правилах, и он действительно по канонам не полагается в субботние и воскресные дни.

– Батюшка, благодарю Вас за интересную и душеполезную беседу, хотелось бы теперь ее подытожить. Итак, в настоящее время проект документа Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению» активно обсуждается в интернете. Священники либеральных взглядов, члены обновленческой общины отца Георгия Кочеткова и сочувствующие им, имея широкий доступ к сети, пытаются создать видимость, будто подавляющее большинство чад Русской Православной Церкви поддерживает упразднение существующих норм подготовки ко Святому Причащению. Они написали ряд пространных комментариев и статей, оперативно размещенных рупором модернистских взглядов порталом «Правмир», предлагают свои альтернативные проекты… В то же время большинство традиционно настроенных пастырей не принимает участия в дискуссии, многие вообще не пользуются электронными технологиями и не имеют доступа к интернету. Поэтому посредством нашей беседы хочется донести до сомневающихся и не разобравшихся еще в вопросах подготовки к Таинству Причащения людей голос верного святоотеческим традициям священнослужителя. Как Вы считаете, батюшка, в каких доработках нуждается предложенный Межсоборным присутствием документ? И как противники всевозможных реформ могут противостоять попыткам навязать нашей Церкви чуждые ей неблагочестивые обновленческие практики?

– Как я уже говорил, документ не показался мне явно реформаторским. Но я бы обязательно дополнил его положением о необходимости как минимум трехдневного поста и исполнения принятого в настоящее время в нашей Церкви молитвенного правила для готовящихся ко Святому Причащению (три канона, Последование ко Святому Причащению и утренние и вечерние молитвы). Понятно, что в пастырской практике могут быть различные исключения из правил, послабления, но они не должны считаться нормой. Ныне используемые правила подготовки к Причащению всем известны, они уже устоялись и передаются верующими из уст в уста, всеми приняты и соблюдаются, и зачем тут что-то реформировать? Нужно следовать существующей практике и закрепить необходимость ее сохранения в церковных документах.

А что касается обновленцев… Ну, что ж поделаешь, – апостасия, последние времена. Диавол на протяжении многих веков пытался разрушить Церковь изнутри, и он, безусловно, продолжает свою работу, находя для нее все новые человеческие орудия. Поэтому здесь нет ничего удивительного, действительно, послушники диавола, модернисты, все более и более активизируются, чувствуя свою безнаказанность и, возможно, даже некое покровительство со стороны высшего церковного руководства. Это печальное явление, но оно попущено Господом. Конечно, мы должны этому противостоять. Как бы они ни старались документально закрепить свои отступления от церковных канонов и традиций, я верю и надеюсь, что основная масса народа Божия просто этого не примет. Я убежден, что все-таки на большинстве обычных приходов Русской Православной Церкви обновленческая практика, даже если ее попытаются внедрить, не приживется. Во всяком случае в нашем храме, как бы красиво не преподносились реформы, верующие их отвергнут как неугодные Богу.

– Т. е. наша борьба должна заключаться в том, чтобы хранить святоотеческие традиции, не отступать от них и исповедовать их своей жизнью?

– Да, именно так. Конечно, если у кого-то есть возможность сказать слово для газеты, на сайте, ее нужно использовать, нести святоотеческую позицию в массы. Но если это невозможно, то хотя бы на уровне своего прихода надо стараться сохранять все традиции. На сегодняшний день это наша главнейшая задача: следовать церковным догматам и канонам, хранить учение Православной Церкви, каждому на своем месте, кто как может. Помоги нам в этом, Господи!

Беседовала Анна Самсонова

Источник: газета «Православный Крест», № 20 (92)


<-назад в раздел

Русский календарь