Реальность надвигающейся беды
Предлагаем ознакомиться с наиболее важными выдержками из стенографического отчета (см.: http://www.i-russia.ru/sessions/ reports/1884.html) об этом заседании, позволяющими оценить реальность и масштабность надвигающейся беды. Уже полным ходом идут демонтаж национального государства, передача полномочий органов власти наднациональным коммерческим структурам и установление тотального контроля над каждым гражданином нашей страны.
Д. Медведев:<…> Что, на мой взгляд, необходимо сделать? Первое – это формирование единой общефедеральной структуры оказания услуг <…>. Я имею в виду единый портал государственных услуг, на котором сегодня зарегистрировано более 4 млн. граждан, а также сеть многофункциональных центров <…>.
Второе. Нужно более четко дать легальное определение понятия «предоставление услуги в электронном виде». Задача – упростить общение с чиновниками. Причем все должно быть понятным не только продвинутым пользователям, но и обычным людям – людям зрелого возраста, которые, тем не менее, пытаются осваивать электронные услуги. Например, уже в следующем году можно было бы окончательно перейти к приему в те же самые детские сады на основании электронной очереди. Естественно, там, где мы к этому готовы будем. Причем ведомства и бюджетные учреждения должны сами запрашивать имеющуюся в электронных базах информацию, а не требовать от людей ворох всяких разных бумажек, ксерокопий, которые они таскают в разные места.
Третье. Надо создать такую систему, которая позволяла бы получать государственные и муниципальные услуги на всей территории страны независимо от места жительства или пребывания <…>. Если мы говорим о создании современной системы, она должна быть глобальной, должна быть ориентирована на всю страну.
И современные технологии (мы с вами понимаем) позволяют легко идентифицировать гражданина, где бы он ни находился, например, при помощи той же самой банковской карты, телефонной сим-карты. А в перспективе мы должны выйти на создание электронного паспорта, над чем сейчас работает целый ряд ведомств, целый ряд компаний и регионов тоже <…>.
Я и в первой части своего выступления, и во второй обозначил лишь ряд вопросов, касающихся использования информационных технологий. Тема эта сложная, и, если говорить честно, я наблюдаю, наверное, последние лет десять, как эта тема развивается в Правительстве, вне зависимости от того, где я в этот момент работал. Двигается это все с большим трудом, очень большим трудом. У нас годами, я помню, во всяком случае в середине прошлого десятилетия, деньги по той же самой программе «Электронная Россия» и так далее просто не расходовались, поэтому я принял решение лично возглавить правительственную комиссию по использованию информационных технологий в различных областях нашей жизни <…>.
Далее следует выступление министра связи и массовых коммуникаций Н.А. Никифорова.
Н. Никифоров:<…> Очевидно, что модернизация, повышение качества, удобства использования госуслуг, особенно для неподготовленных пользователей, новых пользователей интернета, является стратегической задачей, которая стоит перед Министерством связи и массовых коммуникаций <…>. В настоящее время процент граждан, использующих госуслуги в электронном виде, еще не такой большой, действительно около 20–25%. К 2018 году мы должны достигнуть цифры 70% – это очень существенная, амбициозная задача, которая требует концентрации усилий и пересмотра традиционных подходов к информатизации госуслуг <…>.
Второй проект – это переход органов исполнительной власти на межведомственное электронное взаимодействие при предоставлении госуслуг. Более полутора лет федеральные ведомства и ровно один год региональные власти, включая органы местного самоуправления, участвуют в реализации проекта. За этот период органы власти обменялись уже более миллиарда раз информацией в электронном виде, которая была использована для предоставления услуг и в конечном счете избавила граждан от избыточных посещений тех или иных госорганов <…>.
Достижение стратегических целей по развитию электронного правительства, электронных услуг возможно при совершении принципиального инновационного прорыва в части обезпечения жителей страны электронными средствами идентификации, для того чтобы оказание услуг проходило в юридически значимом формате <…>.
Кроме того, действительно, мы ставим задачу с 2015 года начать апробацию, поэтапный переход к российскому общегражданскому паспорту в форме электронной идентификационной карты с личным сертификатом электронной подписи гражданина вместо традиционного бумажного документа. Это создаст очень серьезную платформу, для того чтобы в ближайшие несколько лет мы совершили опять же прорыв в части вовлечения граждан именно в электронный, а не традиционный, бумажный способ получения услуг <…>.
Д. Медведев:Я сейчас открыл этот наш сайт госуслуг – такая регистрация сложная. Я смотрел до этого, и она не изменилась. Для того чтобы зарегистрироваться... Во-первых, обычному человеку вообще трудно разобраться, что там написано: загрузить плагин веб-браузера и так далее. Я знаю, что это такое, присутствующие, наверное, тоже знают, но далеко не все, кто стучит пальцами, понимают, зачем это надо <…>.
Н. Никифоров:Разрешите кратко прокомментировать? Подготовлен уже необходимый нормативный акт. Действительно, планируется внедрение упрощенного (максимально упрощенного) принципа регистрации на портале – это так называемая простая электронная подпись. Причем мы хотим предусмотреть…
Д. Медведев:У меня такое есть предложение: чтобы это сделать наглядным, Вы все это подготовьте, принесите, и я буду одним из зарегистрированных пользователей. Я хочу сам посмотреть, как все это работает. А то мы рассказываем, рассказываем людям, как это все хорошо, правильно, здорово, нужно, они сюда заходят, и у них желание полностью теряется.
Н. Никифоров:Есть! Будет сделано.
Д. Медведев:Приходите прямо с регистрацией по новым правилам. Когда это будет сделано? <…>
Н. Никифоров:Есть! Будет сделано в ближайшие дни. <…>
В беседу вступает (на тот момент) временно исполняющий обязанности мэра Москвы С.С. Собянин.
С. Собянин:<…> Дмитрий Анатольевич, я категорически поддерживаю идею упрощения доступа к государственным услугам и порталу госуслуг. Если мы это не сделаем, то объем предоставляемых услуг у нас не превысит 5% населения, не 90%, а 5% <…>. У нас сегодня уже 1,2 млн. зарегистрированных пользователей – это 4,5 % по России, и динамика очень большая. Но скажу, что она могла бы быть еще больше, нужны реклама и упрощенный доступ. Это первое <…>.
В городе создана система видеонаблюдения, которая охватывает практически весь жилой сектор (около 120 тыс. камер). Это самая, наверное, мощная система в мире, если брать жилищный сектор. Она помогает в работе как коммунальщикам, административным инспекциям, так и системе внутренних дел <…>.
Мы ввели электронную запись в детские сады и школы, и это во многом помогло снять очередность в записи в наши образовательные учреждения. Сегодня в детских дошкольных учреждениях (дети от 3 до 7 лет) у нас очереди практически нет, за исключением новых территорий, где сохраняется еще небольшая очередь. Была колоссальная проблема со школами, с записью, там были большие очереди, особенно в период перед наступлением нового учебного года. Сейчас такой проблемы нет.
Более того, мы видим четко загрузку этих школ, создан единый реестр школьников и дошкольников, и мы видим, где у нас есть какая-то кривизна <…>. Это, конечно, большое подспорье как для родителей, так и в целом для управления данной системы. Я не говорю об электронной...
Д. Медведев:Вот это интересно тоже. Хотел отметить: теперь уже действительно в 100% школ электронный дневник существует, да?
С. Собянин:Да, более…
Д. Медведев:То есть все школы ведут электронный дневник на своих учеников?
С. Собянин:Да, учителям всем закуплены и розданы персональные компьютеры, электронные доски, разрабатываются электронные учебники.
Д. Медведев:А в этот дневник родители-то зайти могут?
С. Собянин:Конечно. <…>
Д. Медведев:Это были эксклюзивные совершенно варианты, когда в школе действительно делался доступ, на сайте можно было посмотреть оценки своего чада. Сейчас у нас это повсеместная практика?
С. Собянин:Да. Более того, в порядке эксперимента мы <…> ведем систему электронного учета прохода в школу, и родитель по SMS может получать информацию, пришел ребенок в школу или ушел, когда он ушел и так далее <…>.
Д. Медведев:Это важно на самом деле, город большой и сложный.
С. Собянин:<…> Какие бы хотел высказать предложения по дальнейшей работе над информационными технологиями в области госуправления? Есть проблема, на мой взгляд, не до конца решенная – это единый базовый регистр граждан. Или на базе СНИЛСа, или на базе ИНН у нас он должен быть, потому что мы идентифицировать граждан пока толком не можем. Это базовая вещь, на которой строится и система межведомственного электронного взаимодействия, и государственные услуги, это то, что надо принимать просто незамедлительно. Мы три года назад это решение принимали, но я так понял, что пока до конца это не сделано. Это такая стержневая вещь, которая должна быть <…>.
Д. Медведев:Я вот залез, посмотрел теперь уже на ваш портал по поводу регистрации нового пользователя – лучше, реально лучше, понятнее, проще. Буквально несколько позиций: фамилия, имя, отчество, адрес электронной почты (что сейчас уже все понимают), пароль (понятно), контрольный вопрос, ну и СНИЛС как способ идентификации. Я, кстати, поддерживаю, нужно нам окончательно разобраться, что использовать в будущем, на что сделать ставку. Это вопрос выбора, как и вообще с единым регистром, потому что у нас персональные данные охраняются, но, с другой стороны, мы должны понимать, о каком массиве людей идет речь, что с ними происходит и так далее. <…>
В разговор вступает генеральный директор ООО «Центр идентификации» В.С. Завитков.
В. Завитков:Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники заседания! Я предложу сейчас решение, внедрение которого, на наш взгляд, позволит качественно увеличить доступность государственных услуг и приведет к существенным положительным эффектам в других областях <…>.
Решение, которое мы предлагаем, состоит в массовом внедрении усиленной квалифицированной электронной подписи на основе сим-карты мобильного телефона. Это решение беззатратно для бюджета. На сегодняшний день все тестовые образцы есть, мы провели интеграцию с одним из операторов мобильной связи, технология работает. Внедрение этой технологии позволит осуществить массовую идентификацию граждан, внедрить такой инструментарий, как усиленная квалифицированная электронная подпись, тем самым создав фактически национальную инфраструктуру, обезпечивая, в частности, сервис по доступности государственных услуг. Если фантазировать, то регистрация машины или недвижимости от обращения до получения результата может выглядеть нажатием на кнопки мобильного телефона. <…>
Д. Медведев:В этом-то и вопрос у меня, как раз хотел задать. Дело в том, что мобильная связь действительно проникла глубоко, количество телефонов на семью в городе, количество сим-карт – явно не по одной. Они есть у каждого члена семьи, у кого-то, может быть, два телефона, две сим-карты. А все-таки как идентификацию проводить? Потому что если сим-карта зарегистрирована на одного члена семьи, например, а семья из трех человек, то вы уже не сможете провести эту идентификацию. Я не говорю про корпоративные сим-карты. Как здесь-то избежать проблем?
В. Завитков:<…> Сим-карта будет однозначно привязана к конкретному гражданину. Законодательный инструмент для этого уже существует в виде удостоверяющих центров.
Д. Медведев:А карты, которые приобретаются юридическими лицами? Там это просто невозможно будет?
В. Завитков:Возможно. Как раз для юридических лиц, как нам кажется, это самое быстрое проникновение будет, потому что сим-карта тоже будет привязана к конкретному физлицу – сотруднику юрлица, то есть идентификация полная <…>.
Д. Медведев:То есть все равно вводить PIN-код?
В. Завитков:PIN-код – обязательно. Ключ электронной подписи как раз и хранится на сим-карте.
Д. Медведев:В этом есть и элемент неудобства. Если человек хочет иметь несколько сим-карт, просто по-разному...
В. Завитков:Никакой проблемы в этом нет. Идентификация... это единая база данных идентификации, Вы можете у оператора (у одного, второго, третьего) получить разные сим-карты...
Д. Медведев: И использовать разные номера, да?
В. Завитков:И использовать разные номера, при этом идентификация будет одна.
Д. Медведев:Заволновались сразу все. Спросите, если хотите, что-то.
A. Абрамов, председатель совета директоров ООО «Евразийский Холдинг»: Можно ли на этой основе построить идентификацию отпечатков пальцев? У нас же есть экран – приложил палец и...
B. Завитков:Конечно, можно, и наверняка эволюционный процесс идет в эту сторону. На сегодняшний день законодательство не предполагает в обязательном порядке при формировании усиленной квалифицированной электронной подписи приложить палец, поэтому требуется…
A. Абрамов:Просто перейти от идентификации сим-карты к идентификации личности. Все, что вы говорите, – это идентификация сим-карты по PIN-коду.
B. Завитков:Нет, я говорю об идентификации личности.
A. Абрамов: А кто вводит PIN-код? Это же не идентифицирует меня. Мой сын может ввести мой PIN-код.
B. Завитков:Речь идет о том, что при первичной идентификации человека ему выдается индивидуальная карта с индивидуальным PIN-кодом, сим-карта.
Д. Медведев:Нет, все понятно, но тем не менее вопрос-то справедливый. PIN-коды утрачиваются, как известно, воруются, иным способом попадают в чье-то обладание, а палец – это уже более серьезная тема. Заодно наши коллеги из правоохранительных органов получат, наконец, «пальчики» всех граждан Российской Федерации.
В. Завитков:Если Правительство поддержит эту инициативу, это будет самое простое, легкое решение.
Д. Медведев:Хорошо, обсудим это. Спасибо большое! Раз бизнес предлагает, видимо, они понимают, о чем речь.
+ + +
ОТ РЕДАКЦИИ ВЕСТНИКА «НА СТРАЖЕ ПРАВОСЛАВИЯ»:
На этом заседание закончилось. Итак, как видим из выступлений, оказывается, главная причина внедрения технологий электронного концлагеря – это трогательная «забота» о гражданах и их детях. О том же пишут и газеты: «Как избавить россиян от многочасового стояния в очередях к врачу, чиновнику или чтобы просто получить нужную бумажку? Эту проблему обсуждали на президиуме Совета по модернизации экономики, который провел Дмитрий Медведев».
Остается задуматься о том, чем же должен на самом деле заниматься упомянутый Совет. Наверное, первоочередными его задачами являются возрождение разрушенных за годы реформ отечественной промышленности и сельского хозяйства. Как вы считаете, дорогие читатели?
Источник: вестник «На страже Православия»,
№ 4 (48), сентябрь 2013 год