13.09.2013
<-назад в раздел
Главная богословская проблема элладской церкви – новый стиль
Не так давно во время визита в Россию Троице-Сергиеву лавру посетил архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним. Для студентов духовной академии была организована с ним встреча. Академисты имели возможность задать все интересующие их вопросы. Один студент спросил: «Владыка, скажите, какая самая главная богословская проблема на сегодняшний день стоит перед Элладской Церковью?» Архиепископ Иероним ответил: «Эгоизм».
Но эта ли главная богословская проблема ЭПЦ? Если нет, тогда какова главная богословская проблема Элладской Церкви? Эти вопросы мы предложили на обсуждение нашим читателям.
В полемике участвуют: СТОРОНА "А" – противники экуменизма, и СТОРОНА "Б" – сторонники экуменизма.
СТОРОНА "Б" – сторонники экуменизма:
Архиепископ Иероним наделен даром слова и рассуждением. Такой сложный вопрос, а ответ оказался простым. Не к этому ли относятся слова старца Амвросия «где просто – там ангелов со сто»?
СТОРОНА "А" – противники экуменизма:
Думаю, что нет. Возможно, что с дар слова у него действительно есть. Но в определении главной богословской проблемы он ошибся.
СТОРОНА "Б" – сторонники экуменизма:
Неужели вы знаете лучше проблему Элладской Церкви, нежели ее Предстоятель?
СТОРОНА "А" – противники экуменизма:
Нет, но эгоизм - это явно проблема не богословская, а аскетическая.
СТОРОНА "Б" – сторонники экуменизма:
А какова, по-вашему, главная богословская проблема ЭПЦ?
СТОРОНА "А" – противники экуменизма:
Новый стиль. Совершение богослужений по новоюлианскому календарю.
СТОРОНА "Б" – сторонники экуменизма:
Неужели?
СТОРОНА "А" – противники экуменизма:
Да, новый календарный стиль, по которому служит Элладская Церковь. Он был трижды предан анафеме на Константинопольских Соборах 1583, 1587, 1593 годов. Причем в 1583 году соборную анафему подписали три восточных Патриарха – Константинопольский, Иерусалимский и Александрийский:
Анафема Великого Собора
1583 года на последователей "нового" (григорианского) календаря [каноны]
Патриарший сигиллион Послания везде сущим православным христианам о том, чтобы не принимались новейшая Пасхалия или Календарь обновленного месяцеслова, но твердо сохранять однажды и добро составленному 318 святыми и богоносными отцами святого I Вселенского Собора, с епитимией и анафемой.
Всем и повсюду христианам истинным чадам Святой Христовой Кафолической и Апостольской Церкви Востока, да будет благодать и мир и милость Бога Вседержителя.
Не малая морская буря обрушилась на ветхий кивот, когда сильно колеблемый волнами он носился над водами, и если бы не Ты Господи Боже помянул Ноя и благоволил, чтобы убывала вода, не было бы у него никакой надежды спасения.
Так и Новый Ковчег нашей Церкви, хотя и нет войны, но злославные восстают на нас, в отношении сих и мы настоящий том решили составить, чтобы через описанные в нём (истины) вы могли более надежно ваше Православие защищать.
Так как опять церковь старого Рима, как бы радуясь тщеславию своих астрономов, неосмотрительно изменила прекрасные постановления о священной Пасхе, совершаемой христианами всей земли и празднуемой, как определено, — сего ради становится причиною соблазнов, ибо пред нашей мерностью предсташа мужи армяне, спрашивая относительно практики празднования, потому что и они вынуждаются принять новшества.
Сего ради мы должны были сказать, что о сем постановлено святыми Отцами. Наша мерность, обсудив вместе с блаженнейшим патриархом Александрийским и блаженнейшим пaтpиapхом Иерусалимским и прочими членами синода в Дусе Святе, определяет и разъясняет решение о сем св. Отцов:
Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских соборов о святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям св. соборов и хочет их изменить и ослабить – да будет анафема, отлучен от Церкви Христовой и собрания верных да будет.
Вы же, православные и благочестивые христиане, пребывайте в том, в чем научились, в чем родились и воспитались, и когда вызовет необходимость и самую кровь вашу пролейте, чтобы сохранить отеческую веру и исповедание. Хранитесь и будьте внимательны от сих, дабы и Господь наш Иисус Христос помог вам и молитвы нашей мерности да будут со всеми вами.
Аминь.
+Константинопольский патриарх Иеремия П.
+Александрийский патриарх Сильвестр.
+Иерусалимский патриарх Софроний
и прочие архиереи собора, бывшего 20 ноября 1583 г.»
Кроме того на новом стиле лежат запреты и других Патриархов более позднего времени. А слово даже простого священника, его запрет имеет громадную силу, если он произнесен справедливо.
В книге «Иросонфион» приводится пример, как поссорились дьякон со священником и священник запретил ему причащаться. Вскоре священник скончался, а дьякон обошел все инстанции, вплоть до Патриарха, но никто не дерзнул снять с него запрещение. Лишь один пустынник помолился, тогда явился тот пресвитер и снял свой запрет.
Тут же три Патриарха, твердо стоявших в Православии (один из них – Иеремия II даровал Русской Церкви Патриаршество) и множество митрополитов, архиепископов и епископов предали анафеме всех новостильников. Кто, если он в здравом уме, дерзнет отменить их запрещение? И эти анафемы, несомненно, довлеют над Элладской Церковью, создавая массу, как богословских, так и канонических проблем. И из-за упорства в новом стиле в ней до сегодняшнего дня продолжается раскол на новостильников и старостильников. А уже новый стиль действительно держится на эгоизме греческих архиереев, не желающих признать свою ошибку и смириться перед своими же благочестивыми предками.
Вот в чем главная богословская проблема Элладской Церкви. А вторая, подобная ей – ересь филетизма, согласно которой только греки могут спастись. Они люди первого сорта, остальные обязаны им служить. Хотя она была осуждена еще в XIX в., но до сих пор еще не изжита греками. Вот основные богословские проблемы ЭПЦ
Но эта ли главная богословская проблема ЭПЦ? Если нет, тогда какова главная богословская проблема Элладской Церкви? Эти вопросы мы предложили на обсуждение нашим читателям.
В полемике участвуют: СТОРОНА "А" – противники экуменизма, и СТОРОНА "Б" – сторонники экуменизма.
СТОРОНА "Б" – сторонники экуменизма:
Архиепископ Иероним наделен даром слова и рассуждением. Такой сложный вопрос, а ответ оказался простым. Не к этому ли относятся слова старца Амвросия «где просто – там ангелов со сто»?
СТОРОНА "А" – противники экуменизма:
Думаю, что нет. Возможно, что с дар слова у него действительно есть. Но в определении главной богословской проблемы он ошибся.
СТОРОНА "Б" – сторонники экуменизма:
Неужели вы знаете лучше проблему Элладской Церкви, нежели ее Предстоятель?
СТОРОНА "А" – противники экуменизма:
Нет, но эгоизм - это явно проблема не богословская, а аскетическая.
СТОРОНА "Б" – сторонники экуменизма:
А какова, по-вашему, главная богословская проблема ЭПЦ?
СТОРОНА "А" – противники экуменизма:
Новый стиль. Совершение богослужений по новоюлианскому календарю.
СТОРОНА "Б" – сторонники экуменизма:
Неужели?
СТОРОНА "А" – противники экуменизма:
Да, новый календарный стиль, по которому служит Элладская Церковь. Он был трижды предан анафеме на Константинопольских Соборах 1583, 1587, 1593 годов. Причем в 1583 году соборную анафему подписали три восточных Патриарха – Константинопольский, Иерусалимский и Александрийский:
Анафема Великого Собора
1583 года на последователей "нового" (григорианского) календаря [каноны]
Патриарший сигиллион Послания везде сущим православным христианам о том, чтобы не принимались новейшая Пасхалия или Календарь обновленного месяцеслова, но твердо сохранять однажды и добро составленному 318 святыми и богоносными отцами святого I Вселенского Собора, с епитимией и анафемой.
Всем и повсюду христианам истинным чадам Святой Христовой Кафолической и Апостольской Церкви Востока, да будет благодать и мир и милость Бога Вседержителя.
Не малая морская буря обрушилась на ветхий кивот, когда сильно колеблемый волнами он носился над водами, и если бы не Ты Господи Боже помянул Ноя и благоволил, чтобы убывала вода, не было бы у него никакой надежды спасения.
Так и Новый Ковчег нашей Церкви, хотя и нет войны, но злославные восстают на нас, в отношении сих и мы настоящий том решили составить, чтобы через описанные в нём (истины) вы могли более надежно ваше Православие защищать.
Так как опять церковь старого Рима, как бы радуясь тщеславию своих астрономов, неосмотрительно изменила прекрасные постановления о священной Пасхе, совершаемой христианами всей земли и празднуемой, как определено, — сего ради становится причиною соблазнов, ибо пред нашей мерностью предсташа мужи армяне, спрашивая относительно практики празднования, потому что и они вынуждаются принять новшества.
Сего ради мы должны были сказать, что о сем постановлено святыми Отцами. Наша мерность, обсудив вместе с блаженнейшим патриархом Александрийским и блаженнейшим пaтpиapхом Иерусалимским и прочими членами синода в Дусе Святе, определяет и разъясняет решение о сем св. Отцов:
Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских соборов о святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям св. соборов и хочет их изменить и ослабить – да будет анафема, отлучен от Церкви Христовой и собрания верных да будет.
Вы же, православные и благочестивые христиане, пребывайте в том, в чем научились, в чем родились и воспитались, и когда вызовет необходимость и самую кровь вашу пролейте, чтобы сохранить отеческую веру и исповедание. Хранитесь и будьте внимательны от сих, дабы и Господь наш Иисус Христос помог вам и молитвы нашей мерности да будут со всеми вами.
Аминь.
+Константинопольский патриарх Иеремия П.
+Александрийский патриарх Сильвестр.
+Иерусалимский патриарх Софроний
и прочие архиереи собора, бывшего 20 ноября 1583 г.»
Кроме того на новом стиле лежат запреты и других Патриархов более позднего времени. А слово даже простого священника, его запрет имеет громадную силу, если он произнесен справедливо.
В книге «Иросонфион» приводится пример, как поссорились дьякон со священником и священник запретил ему причащаться. Вскоре священник скончался, а дьякон обошел все инстанции, вплоть до Патриарха, но никто не дерзнул снять с него запрещение. Лишь один пустынник помолился, тогда явился тот пресвитер и снял свой запрет.
Тут же три Патриарха, твердо стоявших в Православии (один из них – Иеремия II даровал Русской Церкви Патриаршество) и множество митрополитов, архиепископов и епископов предали анафеме всех новостильников. Кто, если он в здравом уме, дерзнет отменить их запрещение? И эти анафемы, несомненно, довлеют над Элладской Церковью, создавая массу, как богословских, так и канонических проблем. И из-за упорства в новом стиле в ней до сегодняшнего дня продолжается раскол на новостильников и старостильников. А уже новый стиль действительно держится на эгоизме греческих архиереев, не желающих признать свою ошибку и смириться перед своими же благочестивыми предками.
Вот в чем главная богословская проблема Элладской Церкви. А вторая, подобная ей – ересь филетизма, согласно которой только греки могут спастись. Они люди первого сорта, остальные обязаны им служить. Хотя она была осуждена еще в XIX в., но до сих пор еще не изжита греками. Вот основные богословские проблемы ЭПЦ
Интернет-дискуссия преподавателей духовных школ
http://www.dobrievesty.ru/noviy_stil.html
http://www.dobrievesty.ru/noviy_stil.html