Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
«ДАННАЯ ПРОБЛЕМА АКТУАЛЬНА НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ОДНОГО ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОГО ПРИХОДА» 02.08.2013

«ДАННАЯ ПРОБЛЕМА АКТУАЛЬНА НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ОДНОГО ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОГО ПРИХОДА»

Наши читатели обратились в редакцию с просьбой прокомментировать следующую ситуацию, сложившуюся у них на приходе.
Их храм уже четыре года посещает женщина-армянка. Она ходит почти на все богослужения, усердно молится, участвует в Таинствах – исповедуется, причащается, разговаривает со священником. Никому из верующих не могло прийти в голову, что она – неправославная. И лишь недавно они узнали, что эта прихожанка принадлежит к так называемой «Армянской апостольской церкви».
Оказалось, что, переехав в Россию и придя в храм, она обратилась к батюшке и рассказала все о себе. Священник же сказал ей, что между Православной Церковью и «Армянской апостольской» нет никаких различий в вере, потому она смело может исповедоваться и причащаться в этом храме. Но когда на приход поставили второго пастыря, он выяснил у женщины, в какой «церкви» она была «крещена», и ужаснулся тем фактом, что, будучи неправославной, она приступает к Таинствам. Он запретил ей причащаться и исповедоваться и стал убеждать принять Православное Крещение. В то же время первый священник демонстрировал недовольство и откровенную неприязнь к своему собрату и продолжал отстаивать мнение, что члены «Армянской церкви» веруют так же, как мы.
Между священнослужителями возник конфликт, и эта информация дошла до митрополита, который, слава Богу, поддержал второго, ревностного пастыря. В итоге, после ряда разъяснительных бесед, женщина приняла Святое Крещение и в настоящее время так же усердно посещает храм, молится и участвует в Таинствах. Однако до сих пор многие прихожане смущаются и недоумевают относительно данной ситуации. Поэтому читатели попросили нас помочь им разобраться в случившемся и объяснить, почему члены «Армянской апостольской церкви» не могут участвовать в православных Таинствах. С этим вопросом мы обратились к нашему постоянному автору иеромонаху Петру (Семенову).

+   +   +

Данная проблема актуальна не только для одного отдельно взятого прихода. В настоящее время десятки, а может быть, сотни тысяч армян проживают в России. Поскольку здесь практически нет армянских молелен, они идут в православные храмы, ибо искренне считают себя православными. Но не все те православны, кто сам себя называет таковым, а лишь те, кто содержит православное учение в чистоте. К сожалению, этого нельзя сказать об армянах, принадлежащих к «Армянской апостольской церкви».
Согласно православному учению, еретиком считается человек, погрешающий хотя бы в одном догмате. А армяне-григориане искажают Православие не в одном, а в нескольких пунктах. В частности, они до сих пор придерживаются монофизитской ереси, согласно которой Божество поглотило во Христе человечество, и два Его естества – Божеское и человеческое – превратились в одно. Преподобный Максим Грек, характеризуя заблуждения армян-григориан, пишет: «Армянское зловерие, составившееся из различных ересей, заключает в себе три главнейшие и более других нечестивейшие и мерзкие ереси. Первая из них и злейшая всех заключается в том, что они мудрствуют, что во время спасительных страданий Бога Слова, безстрастное Божество подверглось смерти, как и человечество; вторая, которая утверждает, что вочеловечившееся Слово Божие, после Вознесения на Небо, совлеклось принятой Им от пречистых кровей Пречистой Богоматери Божественной плоти; третья же неправильно смешивает не смесно соединившиеся во Христе два естества – человеческое и Божественное, которые будто стали одним естеством».
Исповедуя это лжеучение, армяне не принимают выработанную Святыми Отцами Четвертого Вселенского Собора православную формулировку о соединении двух естеств во Христе – Божеского и человеческого. Святые Отцы учат, что два естества в нашем Господе соединились неслитно, неизменно. Эти слова опровергают вышеозначенное лжеучение еретиков-монофизитов. Кроме того, по соборному учению, естества во Христе соединились нераздельно и неразлучно. Этими словами опровергается лжеучение еретиков-несториан, которые разделяли во Христе естества, а также лжеучения других еретиков, отрицавших, что два естества во Христе соединены были постоянно и непрерывно.
Таким образом, коснение в монофизитской ереси и упорное нежелание армян принять это и другие постановления Халкидонского и последующих за ним Пятого, Шестого и Седьмого Вселенских Соборов делает их еретиками.
Правда, современные монофизиты преподают свое учение в обновленном виде, доказывая, что их отцов незаконно, не по правилам обвинили в ереси, в то время как они сами предали анафеме монофизитского ересиарха Евтихия. Но если ознакомиться с их богословскими воззрениями, то они не изменились.
Несмотря на это, в 1993 году «православные» экуменисты подписали с монофизитами Шамбезийское соглашение, принимающее их еретические расплывчатые формулировки, предающее нашу святую веру и признающее еретиков «православными». Это соглашение в православном народе получило название «Шамбезийской унии».
Возможно, что первый священник, о котором идет речь в рассматриваемом случае, принял эту унию и стал последователем ее лжеучения. А второй отец оказался ревностным пастырем, знающим Православную веру. Он поступил по святоотеческому учению и по совести. Как сейчас не хватает таких простых, но крепких верой священников!
Что касается прихожан, то им, безусловно, следует быть более внимательными и ревностными к соблюдению канонов Святой Церкви и спасению ближних. Следует знать, что подавляющее большинство армян – еретики-монофизиты и в подобных случаях надо выяснять, православны ли они. Если окажется, что они «крещены» в «Армянской церкви», то их следует призывать к присоединению к Православной Церкви, объясняя, что без этого их участие в жизни Православной Церкви не принесет им душевной пользы и не приведет ко спасению.

Иеромонах Петр (СЕМЕНОВ)
Из газеты "Православный крест"

<-назад в раздел

Русский календарь