ОБРАЩЕНИЕ ОБ ОТКАЗЕ ПОДПИСАТЬ «СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ»
Что такое «Согласие на обработку персональных данных»
В 2005 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Совета Европы «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» (Страсбург, 28 января 1981 г.). С ратификацией этого международного документа наша страна и мы, её граждане вступили в новую социально-экономическую формацию, в которой полномочия государства и права человека вторичны относительно прав «операторов». Во исполнение Конвенции в 2006 году в России поспешно принят ФЗ-№152 «О персональных данных» (далее ФЗ-№152), который во всех базовых положениях повторяет Конвенцию. ФЗ-№152 действует с 2006 года, однако до последнего времени при походе в библиотеку или к стоматологу человеку не приходилось давать полный отчёт о своей жизни: себе, семье, работе, собственности.
Жёсткий и тотальный сбор информации обо всех сторонах жизни человека начался только в связи с принятием ФЗ-№210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Здесь-то и заработали заблаговременно принятые Конвенция Совета Европы «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» и ФЗ-№152. Именно на основании ФЗ-№152 в последнее время гражданам предлагают подписывать различные бланки «о согласии на обработку их персональных данных» по месту работы, учёбы, в детском саду, который посещает ребёнок. Собирают наши «добровольные» согласия школы, поликлиники, библиотеки, все социальные учреждения. Подсуетились и магазины, которые при предоставлении скидки раздают анкеты, где мелким шрифтом включена фраза о согласии на обработку персональных данных.
Прежде чем дать такое согласие, человеку необходимо знать, что стоит за понятиями, употребляемыми в бланках
1. В соответствии с ФЗ-№152 персональные данные – это любая информация, относящаяся прямо или косвенно к физическому лицу.
2. Понятие «обработка персональных данных» имеет далеко не такое невинное значение как большинству из нас кажется. В соответствии с п. 3 статьи 3 ФЗ-№152,«обработка» включает в себя – любое действие (операцию) или совокупность действий(операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
3. Очень важно понятие «оператор». Нужно помнить, что оператор независимо от желания человека самостоятельно решает какие персональные данные он собирает и какие действия с этими данными человека совершает.
В соответствии с ФЗ-№152 оператор это – государственный орган, муниципальный орган,юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных,подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
4. Что прячется за понятием «использование персональных данных»?
Поскольку операторам предоставлено право любых действий с нашими персональными данными, то и принятие юридически значимых решений охватывается этим правом.
Давая согласие на обработку своих персональных данных, человек соглашается на совершение операторами любых действий и манипуляций с любой своей, в том числе и конфиденциальной информацией.
5. В соответствии с ФЗ-№152 «распространение» – это действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц. Поскольку персональные данные – это любая информация о человеке, то распространение – это фактически не контролируемое человеком ознакомление с его самой конфиденциальной информацией любых физических и юридических лиц по усмотрению оператора.
Если оператор сочтёт необходимым, то в процессе обработки-распространения может осуществляться и трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных оператором через Государственную границу Российской Федерацииоргану власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу.
6. ФЗ-№152 даёт практически безграничные возможности для любых манипуляций с нашими персональными данными любому оператору, получившему согласие человека «на обработку персональных данных».
Формальная фраза бланков о праве человека отозвать согласие на обработку персональных данных ничего не решает. К моменту отзыва персональные данные человека уже разосланы в различные базы, где они остаются и используются. Кроме того, отзыв согласия чреват репрессивными мерами оператора. Некоторые операторы предупреждают о них сразу, а другие будут применять на практике без предупреждения. В статью 9 ФЗ-№152 внесены изменения, дающие оператору право продолжать обработку персональных данных и после отзыва согласия на обработку. А изменения в статье 6 этого закона допускают обработку персональных данных без согласия человека при оказании государственных и муниципальных услуг, включая регистрацию на едином портале государственных услуг. Если следовать логике этих положений, никакие электронные услуги не будут оказываться при отказе человека на обработку его персональных данных.
Итак, в информационном обществе на первый план выходит новое лицо – оператор, диктующий свои условия гражданам и государству.
7. Тысячи граждан по религиозным убеждениям не могут принять автоматизированный способ учета персональных данных, который основывается на использовании личных идентификаторов (СНИЛС, ИНН и других), штрихового кодирования информации, создании баз персональных данных, доступ в которые осуществляется на основании цифровых идентификаторов личности. Использование личных цифровых идентификаторов в любых правоотношениях нарушает право действовать под своим именем, гарантированное статьей 19 Гражданского кодекса РФ. Для верующего человека замена имени цифровым идентификатором неприемлема, поскольку происходит фактическая замена имени, данного при Крещении, цифровым номером, который является пожизненным и становится обязательным условием доступа к любым правам и услугам.
Однако отказ от использования автоматизированного способа учета персональных данных не лишает граждан прав, гарантированных Конституцией РФ. Первые примеры санкций за отказ предоставить всю информацию о себе в полное распоряжение оператора уже имеются. Так называемые операторы в ответ на отказ дать согласие на обработку персональных данных прекращают гражданам выплату дотаций, не оказывают медицинскую помощь и др. Учащиеся сообщают об угрозах не допустить к экзаменам или не выдать аттестат. Это является грубейшим нарушением прав граждан.
В Конституции РФ права граждан на социальное обеспечение, медицинскую помощь, образование и другие не обусловлены обязательным согласием на обработку персональных данных. Конституция имеет прямое действие и высшую юридическую силу. Граждане имеют право требовать реализации всех своих прав и в случае отказа на обработку персональных данных.
8. 4 февраля 2013 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви принят Документ «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных».
В Документе говорится, что тысячи граждан на основе своих конституционных прав и по религиозной мотивации отказываются от использования новой идентификационной системы.
Церковь считает особенно важным принцип добровольности принятия любых идентификаторов и указывает, что необходимо проявлять уважение к конституционным правам граждан и не дискриминировать тех, кто отказывается от принятия электронных средств идентификации.
Церковь считает недопустимым ограничение прав граждан в случае отказа дать согласие на обработку персональных данных.
В п. 5 говорится: «В связи с тем, что обладание персональной информацией создает возможность контроля и управления человеком через различные сферы жизни (финансы, медицинская помощь, семья, социальное обеспечение, собственность и другое), возникает реальная опасность не только вмешательства в повседневную жизнь человека, но и внесения соблазна в его душу. Церковь разделяет опасения граждан и считает недопустимым ограничение их прав в случае отказа человека дать согласие на обработку персональных данных».
ПОДРОБНЕЕ – в книге О.А. Яковлевой «Новые технологии и права человека» (тел. издательства 8-800-200-84-85, Интернет-магазин http://www.zyorna.ru ) . Подробности – на сайте http://rodinaprav.info в разделе «Издания». Правовая информация – на сайте «Союза правоcлавных юристов» http://rodinaprav.info
Просьба сообщать о фактах нарушения ваших прав при отказе от обработки персональных данных в «Союз православных юристов».
Адрес: 115573, Москва, а/я 137, Яковлевой О.А.
rodinaprav@yandex.ru
ОБРАЗЕЦ ОТКАЗА, КОТОРЫЙ СТОИТ НОСИТЬ С СОБОЙ
Обращение об отказе от обработки персональных данных по религиозным убеждениям _______________________________
(Наименование организации, ФИО руководителя, предложивших подписать бланк «Согласия», адрес организации)
103132, г. Москва, ул. Ильинка, дом 23
|
103265, г. Москва, улица Охотный ряд, дом 1
|
От ___________________________ Адрес: ________________________
Обращение об отказе подписать «Согласие на обработку персональных данных»
(на основании ст. Конституции РФ 2, 3, 15, 18, 23, 24, статьи 19 ГК РФ)
____________________________ (дата) мне было предложено подписать бланк «Согласие на обработку персональных данных» (моих, моих детей ) для ____________________________________________________________
(Указать, для чего получается «Согласие»)
Я не даю согласие на обработку моих (моих детей) персональных данных по религиозным и иным мотивам:
Я являюсь православным христианином (христианкой). Статья 28 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину свободу совести, вероисповедания, право иметь религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Статья 29 Конституции РФ запрещает принуждение в целях отказа от религиозных и иных убеждений.
Место человека в системе ценностей государства устанавливает статья 2, признающая права и свободы каждого высшей ценностью.
Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
По религиозным убеждениям не могу принять автоматизированный способ учета персональных данных, который внедряется в России на основании Конвенции Совета Европы «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» (Страсбург, 28 января 1981 года), ФЗ-№152 «О персональных данных», ФЗ-№210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Эти законодательные акты предусматривают введение автоматизированного учета персональных данных, который основывается на использовании личных идентификаторов (СНИЛС, ИНН и других), штрихового кодирования информации, создании баз персональных данных, доступ в которые осуществляется на основании цифровых идентификаторов личности. Использование личных цифровых идентификаторов в любых правоотношениях противоречит моим религиозным убеждениям и нарушает право действовать под своим именем, гарантированное мне статьей 19 Гражданского кодекса РФ.
Мой отказ от использования автоматизированного способа учета персональных данных не лишает меня (моего ребенка, моих детей) прав, гарантированных Конституцией РФ.
4 февраля 2013 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви принят Документ «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных». Он отвечает требованиям сегодняшнего дня и является действенным методом защиты конституционного права граждан жить в обществе в соответствии со своими религиозными убеждениями.
В Документе обозначена опасность использования идентификатора личности и сбора персональных данных, в том числе детей, создающих угрозу безопасности человека.
В п. 3 говорится: «Использование идентификатора вкупе с современными техническими средствами позволит осуществлять тотальный контроль за человеком без его согласия – отслеживать его перемещения, покупки, расчеты, прохождение им медицинских процедур, получение социальной помощи, другие юридически и общественно значимые действия и даже личную жизнь.
Уже сейчас вызывают тревогу действия по сбору и обработке персональных данных детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, так как нередко ведется неконтролируемый сбор данных, явно избыточных для обеспечения учебного процесса. Многие верующие выражают принципиальное несогласие с обязательным присвоением идентификационного кода с превращением его в несменяемый, пожизненный и посмертный атрибут...».
В п. 4 Документа говорится, что тысячи граждан на основе своих конституционных прав и по религиозной мотивации отказываются от использования новой идентификационной системы.
В п. 5, выступая в защиту прав своих чад, Церковь заявляет, что упомянутые технологии не должны быть безальтернативными и принудительными. Те, кто отказывается принимать эти технологии, должны иметь альтернативу – использование традиционных методов идентификации личности.
Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации. Реализацию права на доступ к социальным благам без электронных документов необходимо обеспечить материальными, техническими, организационными и, если необходимо, правовыми гарантиями.
Церковь считает особенно важным принцип добровольности принятия любых идентификаторов и указывает, что необходимо проявлять уважение к конституционным правам граждан и не дискриминировать тех, кто отказывается от принятия электронных средств идентификации.
Церковь считает недопустимым ограничение прав граждан в случае отказа дать согласие на обработку персональных данных.
В п. 5 говорится: «В связи с тем, что обладание персональной информацией создает возможность контроля и управления человеком через различные сферы жизни (финансы, медицинская помощь, семья, социальное обеспечение, собственность и другое), возникает реальная опасность не только вмешательства в повседневную жизнь человека, но и внесения соблазна в его душу. Церковь разделяет опасения граждан и считает недопустимым ограничение их прав в случае отказа человека дать согласие на обработку персональных данных».
1. Обязательное получение согласия на обработку персональных данных при ______________________
________________________________________________________________________________
(Указать: предоставлении медицинской помощи, выплате пособия, обучении, оформлении сделки и др.)
противоречит Конституции РФ, гарантирующей гражданам данное право без каких-либо условий. В соответствии со статьями 2, 15, 18 права и свободы человека, являющиеся высшей ценностью, действуют непосредственно, а Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие.
2. В соответствии со статьей 9 ФЗ-№152 «О персональных данных» субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе.
Согласие на обработку моих персональных данных, (персональных данных моих детей _______________
______________________) противоречит моим интересам и интересам моей семьи.
В соответствии с ФЗ-№152 персональные данные – это любая информация, относящаяся к физическому лицу. Понятие «обработка» включает в себя любые действия оператора с персональными данными: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ, в том числе и трансграничную передачу), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
В 2009 году в ФЗ-№152 «О персональных данных» были внесены изменения, отменившие обязанность операторов по криптографической (шифровальной) защите персональных данных. Отсутствие средств защиты информации делает человека потенциальным объектом любых криминальных манипуляций.
При использовании персональных данных оператор обладает правом принятия решений или совершения иных действий, порождающих юридические последствия в отношении меня (моих детей) или других лиц как субъектов персональных данных.
Получая согласие человека на обработку персональных данных – любой информации обо мне и моей семье – оператор становится их полным хозяином.
Формальная фраза бланка о праве отозвать согласие на обработку персональных данных ничего не решает, поскольку оператор к моменту отзыва «Согласия» уже имеет возможность использовать свои полномочия в полном объеме. Кроме того, в соответствии с п. 2 статьи 9 ФЗ «О персональных данных» в случае отзыва согласия оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных на основании статей 6, 10, 11 ФЗ-№ 152.
3. Получение согласия «на обработку персональных данных – любой информации о человеке» нарушает положения статей 23, 24 Конституции РФ, гарантирующей гражданам право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
4. Предложенный мне бланк «Согласия» нарушает требования статьи 5 «Принципы обработки персональных данных» ФЗ-№152 о недопустимости объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой; об обработке только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки; о соответствии содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки; о недопустимости избыточности обрабатываемых персональных данных по отношению к заявленным целям их обработки.
На основании изложенных доводов я отказываюсь от дачи согласия на обработку моих персональных данных (персональных данных моих детей) и прошу обеспечить мое право на
__________________________________________________________________________________
(Указать, что необходимо: медицинскую помощь, пенсию, дотацию, бесплатный проезд, обучение, совершение сделки, другое)
Я был (а) предупрежден(а), что в случае отказа подписать «Согласие» мне (моим детям) будет отказано _____________________________________________________________________________________________________________
(Указать в чем угроза: отказ в медицинской помощи, других услугах, созданы препятствия, другие последствия)
В случае реализации данной угрозы, прошу дать мне аргументированный письменный ответ, который мне необходим для обжалования неправомерных действий должностного лица (служащего) и возмещения материального и морального ущерба.
С уважением, Подпись, дата