12.05.2013
<-назад в раздел
К ДИСКУССИИ О ЦИФРОВЫХ ИДЕНТИФИКАТОРАХ.
В середине февраля с. г. на православном интернет-сайте «Антимодернизм.ру», посвященном борьбе с модернизмом в церковной ограде, в комментариях к презентации ресурса, состоялась интересная дискуссия. Постоянный автор сайта священник-патриот протоиерей Владимир Переслегин и клирик Болгарской Православной Церкви священник Божидар Главев, служащий по святоотеческому юлианскому календарю, попытались убедить посетителя сайта раба Божия Василия в том, что такие атрибуты процесса глобализации как идентификационные номера налогоплательщиков (ИНН) и универсальные электронные карты (УЭК) (и их заграничные аналоги) не представляют опасности для спасения души.
В начале полемики протоиерей Владимир написал: «Прекрасная презентация, вооружает и зовет – к сопротивлению принудительной глупости, к исполнению христианского долга. К массовой глупости относится, к примеру, повсеместное заражение страхом „принять ИНН“, „принять электронный паспорт“. Другие – разумные и благочестивые – из страха перед этим массовым помрачением умов, сами будучи свободными от него, не исповедуют, что это глупость – страха ради человеческого, из равнодушия и ради своего духовного комфорта, не желая связываться с этой глупостью, вступая в бой. И глупость побеждает – становится массовой, всеобщей и обязательной. Пусть докажет тот, кто не согласен, что электронный паспорт – грех. Не одно из проявлений разрушения исторического государства, не явление антикультурного глобализма, в чем мы согласны и что разделяем, а именно конкретное беззаконие перед Богом, грех. Не зомбируйте, а докажите, апеллируя к пониманию, к смыслу, к вере, к Писанию».
Прежде всего, следует сказать, что и участие в разрушении Российской исторической государственности – это великий грех. Раба Божия Марина обратилась к отцу Владимиру со следующими убедительными словами: «А разве осознанное соучастие в разрушении исторического государства не является грехом, конкретным беззаконием, разве от этого не пострадают люди – Ваши ближние, которых заповедал любить Христос и душу за них полагать? Разве не грех участвовать в закабалении России – Святой Руси – безликими мировыми правителями, которые будут навязывать легализацию содомии, ювенальную юстицию, принудительные аборты и т. п., против чего выступает и этот замечательный сайт? Разве не к тому звал батюшка Иоанн Кронштадтский – чтобы русский человек вспомнил, что он русский, чтобы он благодарил Бога за это и стоял за Россию – подножие престола Божия?!» Протоиерей Владимир никак не отреагировал на данную реплику.
Но перейдем к основной претензии священника. Во-первых, бросается в глаза высокая оценка, которую он дает себе и своим единомышленникам – «разумные и благочестивые». Для сравнения приведем слова преподобного Сисоя Великого (память 6 июля по церковному календарю), не взирая на высоту своих аскетических подвигов, считавшего себя заблудшим грешником. Когда святой приблизился к смертному часу, за его душой явились ангелы, но он просил их оставить его еще на некоторое время на земле – для покаяния. Присутствующие при этом ученики спросили преподобного, с кем он беседует, и, когда тот ответил им, что просит ангелов продлить его жизнь для покаяния, они заметили: «Отец, ты не имеешь в этом нужды». На что смиренный подвижник возразил: «Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего». Этот случай показывает, как далека от нашего «разума» и «благочестия», упомянутых отцом Владимиром, самооценка святых.
Отвечая на призыв священника, участник дискуссии Василий привел отрывок из проповеди авторитетнейшего русского старца архимандрита Кирилла (Павлова), а также выдержку из его интервью, в которых дается подробный и аргументированный ответ на исследуемый вопрос.
Можно без преувеличения сказать, что отец Кирилл (Павлов) – наследник преподобных Оптинских и Глинских старцев, а также новых мучеников и исповедников Российских. Как известно, Глинская Пустынь была закрыта в 20-е годы XX века. После Великой Отечественной войны обитель возродилась, вернулись в родные места ее постриженики – старцы-исповедники, прошедшие тюрьмы и лагеря: преподобные Андроник (Лукаш), Серафим (Романцов), Серафим (Амелин), святитель Зиновий, в схиме Серафим, (Мажуга) и некоторые другие, которые начинали свой монашеский путь еще до революции, под руководством преподобных Глинских старцев. Во время хрущевских гонений монастырь опять закрыли, и старцы переместились частью на Кавказ, а частью – в Троице-Сергиеву лавру, где отец Кирилл, проходя путь монашеского делания, по промыслу Божиему, имел возможность прибегать к наставлениям этих богодухновенных учителей. Но и те старцы, которые уехали на Кавказ, периодически посещали Лавру, и батюшка также был их постоянным собеседником.
Впрочем, общение с преподобными Глинскими старцами – не единственная школа отца Кирилла. Он находился в духовно близких отношениях с великим русским исповедником святителем Афанасием (Сахаровым), который большую часть своего архиерейства провел в изгнании, «в узах и горьких работах», страдая за веру Христову. Общался батюшка и с другим исповедником – старцем Серафимом (Тяпочкиным), стяжавшем дары прозорливости, чудотворения и пророчества.
А с Оптиной Пустынью старца связывает ниточка, идущая от архиепископа Антония (Михайловского), великого современного русского делателя и учителя Иисусовой молитвы. Владыка полагал начало своего монашества в Оптинской обители еще при преподобных старцах, а затем пережил мучения, лагеря и тюрьмы. В конце жизни он настолько преуспел в умном делании, что, по свидетельству некоторых очевидцев, молитвенная благодать осеняла его подобно огню.
Итак, несомненно, что отец Кирилл – живой наследник, носитель и хранитель опыта, традиций, духовности и благодати русского старчества.
Приведем теперь слова старца по поводу ИНН, электронных карт и микрочипов: «Конечно, все эти зловещие сигналы… Я, конечно, знаю, как рассуждают. Убеждение мое лично, – что это нехорошее дело затевают, не хочу никого осуждать, но… христианам предстоят, приближаются испытания… Я думаю так, первый этап – номера, потом электронная карточка будет. Сейчас как-то попроще, потом труднее будет выкарабкаться, а потом, после этих карточек, уже метка будет. Когда придется отказываться от метки, там явная уже смерть будет, да. Или Христу изменить, поклониться антихристу, или наоборот – смерть принять за Христа. Я так понимаю. Потом, в отношении вот этих вот номеров, – это богоборческое дело. Прежде всего, имена человеку нарек Сам Бог. Господь Сам нарек имена – Адам и Ева. И так в последующем эта заповедь соблюдалась, хранилась, нарекали имена. Христиане тоже имя нарекают, дают имя, да. И при крещении Ангел-хранитель вручается, да. И Церковь имя святого вручает. А тут… мы отрекаемся от своего имени, и какое-то присваивается число. Так если так надо было бы, Господь не дал бы имя Адам, а какое-нибудь там 255 Адаму сказал бы… А ведь имя нарек. А здесь [от] диавола, то есть начинают новый порядок вводить, новый век. Видите, – имена исключить, [и] под номером [все] будут. Сейчас так тонко обрабатывают сознание, действительно, так постепенно, постепенно сознание переродят… Диавол борется с Богом. Богоборцы… богоборцы… Они новый век уже называют „новым веком“ [новой эрой]. Новая эпоха, новая жизнь, новые законы… Этот век будет веком тоталитаризма» (Расшифровка магнитофонной записи от 10 января 2001 г., http://www.stopoikumena.ru/gosudar/gos_st_kirill.htm).
Также в беседе с сотрудником сайта «Русское Воскресение» в 2001 году отец Кирилл сказал: «Присвоение номеров людям – это дело богоборческое, греховное, поскольку когда Бог создал человека, Он нарек ему имя. Наречение имени человеку – это Божия воля. Все тысячелетия, прошедшие с того времени, люди пользовались именами. И вот теперь вместо имени человеку присваивают номер. То, как и для чего это делается, не оставляет сомнений в греховности и богоборческом характере этого дела. Поэтому участвовать в этом деле не нужно, а по мере возможностей ему сопротивляться. Но нужно при этом сохранять мир и единство» (http:// www.voskres.ru/taina/ kirill.htm).
Примечательно то, как и в каком духе говорит отец Кирилл. Речь старца проста и наполнена болью и любовью к современному человеку, она – без разгорячения крови, в том самом духе, о котором преподобный Серафим Саровский сказал: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи».
К сказанному батюшкой Кириллом можно добавить слова великого афонского старца схимонаха Паисия (Эзнепидиса): «Сегодня логика „гностиков“ завлекает людей. Люди полюбили льготы и наложили на себя оковы. В то время как знают, что три шестерки в системе полосатого кода UPS (Universal Product Code) есть диавольский знак, они согласны поставить свои подписи. Другое дело, если кто не знает, что это диавольский знак (на какой-либо бумаге и проч.): кто не знает, не имеет ответственности. Но когда кто знает – принимает на себя большую ответственность!» (Иером. Христодул Агиорит. Избранный сосуд. Иваново, 2000).
А вот отрывок из беседы старца Паисия с духовными чадами: «„Геронда, один человек сказал: ‘А как же банкнота в пять тысяч драхм? Она имеет на себе три шестерки, и мы ей пользуемся? То же самое будет и на удостоверении личности…’“ – „Пять тысяч драхм – это денежная купюра. На английском фунте тоже нарисована королева Виктория, но меня это не безпокоит. ‘Кесарю – кесарево’. Однако [другое дело], когда речь идет об удостоверении личности. Это не деньги, а нечто личное. У слова ‘тавтотита’ (с греч. – ‘тождество’ – электронное удостоверение личности в Греции. – Примеч. ред.) буквальный смысл, то есть человек отождествляется с тем, что он декларирует. Они, значит, подсовывают диавола, а я расписываюсь в том, что его принимаю? Да как же я пойду на это?“ – „Геронда, а какая связь между новым удостоверением и печатью?“ – „Новое удостоверение – это не печать. Это введение печати“» (Слова. Духовное пробуждение. М., 2001. Т. II.).
В приведенных словах старцев, как просил отец Владимир, доступно, без «зомбирования», с апелляцией к «пониманию, к смыслу, к вере, к Писанию» объясняется, в чем заключается греховность принятия и использования идентификационных номеров и электронных паспортов с этими номерами. Грех состоит в нарушении воли Божией о присвоении человеку имени. Вместо имени слуги антихриста дают людям цифровые «имена», которые многие, к сожалению, добровольно принимают. Второй грех – когда человек ставит свою подпись под документом, в котором в виде штрих-кода или в электронном виде присутствует число «666».
Итак, ответ был дан, но по сути никак на него не возразив, протоиерей Владимир перешел к другой проблеме: «Я не понимаю, КАК присвоенный кем-то мне номер может повлиять на меня».
На наш взгляд, ошибка уважаемого священника заключается в том, что он рассматривает ИНН, УЭК и т. п. отдельно от строящейся электронной системы тотального контроля и ее итоговой точки – вживляемого в тело человека микрочипа. Он разделяет взаимосвязанные элементы одной системы и пытается анализировать их по отдельности, а при этом можно наделить их новыми качествами и прийти к ложным выводам, что и произошло.
Святые Отцы Православной Церкви учат, что принятие греховного помысла – это шаг ко греху; конечно, до совершения его делом требуется еще несколько шагов. Но если человек принял помысел, то он уже оскорбил Бога, в чем нужно принести покаяние. Точно также и в случае с ИНН – это не печать антихриста. Но это первоначальная ступень, шаг к вживляемому в тело человека микрочипу. А русские и афонские старцы высказывают мнение, что такие чипы – это и есть печать антихриста, о которой пишет в Откровении святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть (Откр. 13, 16–18). О греховности же и погибельности принятия печати в Откровении сказано: И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его (Там же. 14, 9–11).
Таким образом, если подытожить, то, кроме нарушения воли Божией о наречении человеку имени, греховность принятия цифровых идентификаторов личности состоит еще и в том, что таким образом люди делают добровольный шаг к принятию печати антихриста.
Подробно рассмотреть в этой статье все вопросы, адресованные отцом Владимиром противникам глобализации, у нас нет возможности. Но мы полагаем, что сказанное вполне убедительно обличает его неправоту. Почитаемые во всем мире православные старцы говорят, что использование цифровых идентификаторов личности – это путь к погибели. Значит, людям, не видящим в этом угрозы, необходимо вникнуть в предупреждения духоносных мужей, специалистов по электронным технологиям и юристов и разобраться с данной проблемой.
Чтобы поставить точку в рассмотрении вопросов отца Владимира, приведем цитату из документа «Позиции Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», принятого последним Архиерейским Собором Русской Православной Церкви: «Многое предупреждает нас о том, что мы можем оказаться перед лицом новых вызовов. Если сужение границ свободы, осуществляемое в том числе средствами электронного контроля, приведет к невозможности свободного исповедания веры Христовой, а законодательные, политические или идеологические акты, обязательные для исполнения, станут несовместимы с христианским образом жизни, – наступит время исповедничества, о котором говорит Книга Откровения (гл. 13–14)». Если следовать логике отца Владимира, получается, что весь епископат Русской Православной Церкви тоже уклонился в массовую глупость...
В дискуссии, как мы сказали вначале, принял участие и болгарский священник Божидар Главев. Он написал следующее: «Полностью поддерживаю позицию отца Владимира. Иннофобия и цифрофобия суть воистину великая глупость и вписываются как часть массовой культуры и политики. Это чистый светско-оккультный антиглобализм. Здесь то же самое как и при иррационализме. Он противится рационализму, но не от позиции Божественного Откровения, а от светских и оккультных позиций. Здесь то же самое – перед нами критика глобализма, но опять от чисто светских и оккультных позиций. Нет никакой библейской или святоотеческой основы. Здесь видим и типичное оккультное суеверие – знак, число, имя имеют таинственную силу, действующую независимо от веры».
Что на это ответить? При всем уважении к отцу Божидару, к его исповеднической позиции относительно святоотеческого календаря, глупостью скорее можно назвать его обвинение наших старцев в оккультизме и разных фобиях. Все, кто общался с отцом Кириллом (Павловым), прибегал к его советам и наставлениям, никогда впоследствии не раскаивались в послушании старцу, но, напротив, были рады и благодарны ему за молитвы и руководство. Потому что старец Кирилл открывал вопрошавшим не свою волю, а Божию, которая не может быть глупостью, а кажется таковой лишь людям душевным, но не духовным, как пишет апостол: Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно (1 Кор. 2, 14).
К тому же отец Кирилл – великий молитвенник. Прежде чем что-то сказать или дать совет, он в молитве испрашивает у Бога ответ и открывает его человеку. Поэтому у старца нет никаких колебаний в вопросах веры и убеждениях, кои можно порой наблюдать у современных священнослужителей. В то же время он не уклонился в раскол, хотя из-за своих взглядов на глобализацию попал в опалу у священноначалия. Кстати, касательно нового стиля отец Кирилл твердо держится святоотеческой позиции, подобно блаженной памяти архиепископу Серафиму (Соболеву). Такое же мнение об этой проблеме, а также об идентификационных номерах и электронных картах имеют подавляющее большинство русских старцев, и ныне здравствующих, и почивших. Думается, что священник Божидар Главев этого просто не знает, потому так несерьезно отнесся к словам отца Кирилла, выразившего позицию всего современного русского старчества по данному вопросу.
Кстати, и Афонские старцы единомысленны с нашими на этот счет. Так, убеждения старца Паисия в отношении электронных удостоверений легли в основу официальной позиции Кинота Святой Горы. Святогорцы осудили новые удостоверения с цифровыми идентификаторами и предупредили верующих о «числе зверя», которое содержится в них в электронном виде.
В заключение дискуссии главный редактор сайта «Антимодернизм.ру» Роман Вершилло написал: «Возвращаясь к теме презентации, – модернизм, атеизм, экуменизм, марксизм, либерализм безконечно опаснее ИНН и УЭК вместе взятых. Это сама суть времени, в которое мы живем».
На наш взгляд, уважаемый редактор «Антимодернизма» Роман, образно говоря, стоит рядом с горой и видит лишь один или несколько ее огромных камней, но за ними не различает целого. Между тем люди, имеющие духовные очи, уже объяли свои взглядом полную картину происходящего сегодня в мире. А она такова, что экуменизм есть религиозная разновидность глобализма. Оба эти явления тесно связаны и ведут к одной цели – воцарению сына погибели, антихриста. По этому поводу приснопамятный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) в своей последней беседе со студентами Санкт-Петебургской духовной академии и семинарии сказал: «В соответствии с двумя главными опорами, главными направлениями соборного единения – религиозным и светским, церковным и земским, общегражданским – сформировались и разрушительные технологии богоборцев, стремящихся уничтожить такое единство. <…> В области религиозной это злое начинание прикрывается лжеучением о необходимости объединения всех вероисповеданий (вне зависимости от истинности или ошибочности любого из них) – экуменизмом. В области государственной – лжеучением о неизбежности грядущего объединения человечества в единое сверхгосударство с общим мировым правительством во главе (мондиализмом). Оба эти лжеучения расцвели в XX веке пышным цветом. Оба они губительны для мира и для души человеческой».
В начале полемики протоиерей Владимир написал: «Прекрасная презентация, вооружает и зовет – к сопротивлению принудительной глупости, к исполнению христианского долга. К массовой глупости относится, к примеру, повсеместное заражение страхом „принять ИНН“, „принять электронный паспорт“. Другие – разумные и благочестивые – из страха перед этим массовым помрачением умов, сами будучи свободными от него, не исповедуют, что это глупость – страха ради человеческого, из равнодушия и ради своего духовного комфорта, не желая связываться с этой глупостью, вступая в бой. И глупость побеждает – становится массовой, всеобщей и обязательной. Пусть докажет тот, кто не согласен, что электронный паспорт – грех. Не одно из проявлений разрушения исторического государства, не явление антикультурного глобализма, в чем мы согласны и что разделяем, а именно конкретное беззаконие перед Богом, грех. Не зомбируйте, а докажите, апеллируя к пониманию, к смыслу, к вере, к Писанию».
Прежде всего, следует сказать, что и участие в разрушении Российской исторической государственности – это великий грех. Раба Божия Марина обратилась к отцу Владимиру со следующими убедительными словами: «А разве осознанное соучастие в разрушении исторического государства не является грехом, конкретным беззаконием, разве от этого не пострадают люди – Ваши ближние, которых заповедал любить Христос и душу за них полагать? Разве не грех участвовать в закабалении России – Святой Руси – безликими мировыми правителями, которые будут навязывать легализацию содомии, ювенальную юстицию, принудительные аборты и т. п., против чего выступает и этот замечательный сайт? Разве не к тому звал батюшка Иоанн Кронштадтский – чтобы русский человек вспомнил, что он русский, чтобы он благодарил Бога за это и стоял за Россию – подножие престола Божия?!» Протоиерей Владимир никак не отреагировал на данную реплику.
Но перейдем к основной претензии священника. Во-первых, бросается в глаза высокая оценка, которую он дает себе и своим единомышленникам – «разумные и благочестивые». Для сравнения приведем слова преподобного Сисоя Великого (память 6 июля по церковному календарю), не взирая на высоту своих аскетических подвигов, считавшего себя заблудшим грешником. Когда святой приблизился к смертному часу, за его душой явились ангелы, но он просил их оставить его еще на некоторое время на земле – для покаяния. Присутствующие при этом ученики спросили преподобного, с кем он беседует, и, когда тот ответил им, что просит ангелов продлить его жизнь для покаяния, они заметили: «Отец, ты не имеешь в этом нужды». На что смиренный подвижник возразил: «Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего». Этот случай показывает, как далека от нашего «разума» и «благочестия», упомянутых отцом Владимиром, самооценка святых.
Отвечая на призыв священника, участник дискуссии Василий привел отрывок из проповеди авторитетнейшего русского старца архимандрита Кирилла (Павлова), а также выдержку из его интервью, в которых дается подробный и аргументированный ответ на исследуемый вопрос.
Можно без преувеличения сказать, что отец Кирилл (Павлов) – наследник преподобных Оптинских и Глинских старцев, а также новых мучеников и исповедников Российских. Как известно, Глинская Пустынь была закрыта в 20-е годы XX века. После Великой Отечественной войны обитель возродилась, вернулись в родные места ее постриженики – старцы-исповедники, прошедшие тюрьмы и лагеря: преподобные Андроник (Лукаш), Серафим (Романцов), Серафим (Амелин), святитель Зиновий, в схиме Серафим, (Мажуга) и некоторые другие, которые начинали свой монашеский путь еще до революции, под руководством преподобных Глинских старцев. Во время хрущевских гонений монастырь опять закрыли, и старцы переместились частью на Кавказ, а частью – в Троице-Сергиеву лавру, где отец Кирилл, проходя путь монашеского делания, по промыслу Божиему, имел возможность прибегать к наставлениям этих богодухновенных учителей. Но и те старцы, которые уехали на Кавказ, периодически посещали Лавру, и батюшка также был их постоянным собеседником.
Впрочем, общение с преподобными Глинскими старцами – не единственная школа отца Кирилла. Он находился в духовно близких отношениях с великим русским исповедником святителем Афанасием (Сахаровым), который большую часть своего архиерейства провел в изгнании, «в узах и горьких работах», страдая за веру Христову. Общался батюшка и с другим исповедником – старцем Серафимом (Тяпочкиным), стяжавшем дары прозорливости, чудотворения и пророчества.
А с Оптиной Пустынью старца связывает ниточка, идущая от архиепископа Антония (Михайловского), великого современного русского делателя и учителя Иисусовой молитвы. Владыка полагал начало своего монашества в Оптинской обители еще при преподобных старцах, а затем пережил мучения, лагеря и тюрьмы. В конце жизни он настолько преуспел в умном делании, что, по свидетельству некоторых очевидцев, молитвенная благодать осеняла его подобно огню.
Итак, несомненно, что отец Кирилл – живой наследник, носитель и хранитель опыта, традиций, духовности и благодати русского старчества.
Приведем теперь слова старца по поводу ИНН, электронных карт и микрочипов: «Конечно, все эти зловещие сигналы… Я, конечно, знаю, как рассуждают. Убеждение мое лично, – что это нехорошее дело затевают, не хочу никого осуждать, но… христианам предстоят, приближаются испытания… Я думаю так, первый этап – номера, потом электронная карточка будет. Сейчас как-то попроще, потом труднее будет выкарабкаться, а потом, после этих карточек, уже метка будет. Когда придется отказываться от метки, там явная уже смерть будет, да. Или Христу изменить, поклониться антихристу, или наоборот – смерть принять за Христа. Я так понимаю. Потом, в отношении вот этих вот номеров, – это богоборческое дело. Прежде всего, имена человеку нарек Сам Бог. Господь Сам нарек имена – Адам и Ева. И так в последующем эта заповедь соблюдалась, хранилась, нарекали имена. Христиане тоже имя нарекают, дают имя, да. И при крещении Ангел-хранитель вручается, да. И Церковь имя святого вручает. А тут… мы отрекаемся от своего имени, и какое-то присваивается число. Так если так надо было бы, Господь не дал бы имя Адам, а какое-нибудь там 255 Адаму сказал бы… А ведь имя нарек. А здесь [от] диавола, то есть начинают новый порядок вводить, новый век. Видите, – имена исключить, [и] под номером [все] будут. Сейчас так тонко обрабатывают сознание, действительно, так постепенно, постепенно сознание переродят… Диавол борется с Богом. Богоборцы… богоборцы… Они новый век уже называют „новым веком“ [новой эрой]. Новая эпоха, новая жизнь, новые законы… Этот век будет веком тоталитаризма» (Расшифровка магнитофонной записи от 10 января 2001 г., http://www.stopoikumena.ru/gosudar/gos_st_kirill.htm).
Также в беседе с сотрудником сайта «Русское Воскресение» в 2001 году отец Кирилл сказал: «Присвоение номеров людям – это дело богоборческое, греховное, поскольку когда Бог создал человека, Он нарек ему имя. Наречение имени человеку – это Божия воля. Все тысячелетия, прошедшие с того времени, люди пользовались именами. И вот теперь вместо имени человеку присваивают номер. То, как и для чего это делается, не оставляет сомнений в греховности и богоборческом характере этого дела. Поэтому участвовать в этом деле не нужно, а по мере возможностей ему сопротивляться. Но нужно при этом сохранять мир и единство» (http:// www.voskres.ru/taina/ kirill.htm).
Примечательно то, как и в каком духе говорит отец Кирилл. Речь старца проста и наполнена болью и любовью к современному человеку, она – без разгорячения крови, в том самом духе, о котором преподобный Серафим Саровский сказал: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи».
К сказанному батюшкой Кириллом можно добавить слова великого афонского старца схимонаха Паисия (Эзнепидиса): «Сегодня логика „гностиков“ завлекает людей. Люди полюбили льготы и наложили на себя оковы. В то время как знают, что три шестерки в системе полосатого кода UPS (Universal Product Code) есть диавольский знак, они согласны поставить свои подписи. Другое дело, если кто не знает, что это диавольский знак (на какой-либо бумаге и проч.): кто не знает, не имеет ответственности. Но когда кто знает – принимает на себя большую ответственность!» (Иером. Христодул Агиорит. Избранный сосуд. Иваново, 2000).
А вот отрывок из беседы старца Паисия с духовными чадами: «„Геронда, один человек сказал: ‘А как же банкнота в пять тысяч драхм? Она имеет на себе три шестерки, и мы ей пользуемся? То же самое будет и на удостоверении личности…’“ – „Пять тысяч драхм – это денежная купюра. На английском фунте тоже нарисована королева Виктория, но меня это не безпокоит. ‘Кесарю – кесарево’. Однако [другое дело], когда речь идет об удостоверении личности. Это не деньги, а нечто личное. У слова ‘тавтотита’ (с греч. – ‘тождество’ – электронное удостоверение личности в Греции. – Примеч. ред.) буквальный смысл, то есть человек отождествляется с тем, что он декларирует. Они, значит, подсовывают диавола, а я расписываюсь в том, что его принимаю? Да как же я пойду на это?“ – „Геронда, а какая связь между новым удостоверением и печатью?“ – „Новое удостоверение – это не печать. Это введение печати“» (Слова. Духовное пробуждение. М., 2001. Т. II.).
В приведенных словах старцев, как просил отец Владимир, доступно, без «зомбирования», с апелляцией к «пониманию, к смыслу, к вере, к Писанию» объясняется, в чем заключается греховность принятия и использования идентификационных номеров и электронных паспортов с этими номерами. Грех состоит в нарушении воли Божией о присвоении человеку имени. Вместо имени слуги антихриста дают людям цифровые «имена», которые многие, к сожалению, добровольно принимают. Второй грех – когда человек ставит свою подпись под документом, в котором в виде штрих-кода или в электронном виде присутствует число «666».
Итак, ответ был дан, но по сути никак на него не возразив, протоиерей Владимир перешел к другой проблеме: «Я не понимаю, КАК присвоенный кем-то мне номер может повлиять на меня».
На наш взгляд, ошибка уважаемого священника заключается в том, что он рассматривает ИНН, УЭК и т. п. отдельно от строящейся электронной системы тотального контроля и ее итоговой точки – вживляемого в тело человека микрочипа. Он разделяет взаимосвязанные элементы одной системы и пытается анализировать их по отдельности, а при этом можно наделить их новыми качествами и прийти к ложным выводам, что и произошло.
Святые Отцы Православной Церкви учат, что принятие греховного помысла – это шаг ко греху; конечно, до совершения его делом требуется еще несколько шагов. Но если человек принял помысел, то он уже оскорбил Бога, в чем нужно принести покаяние. Точно также и в случае с ИНН – это не печать антихриста. Но это первоначальная ступень, шаг к вживляемому в тело человека микрочипу. А русские и афонские старцы высказывают мнение, что такие чипы – это и есть печать антихриста, о которой пишет в Откровении святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть (Откр. 13, 16–18). О греховности же и погибельности принятия печати в Откровении сказано: И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его (Там же. 14, 9–11).
Таким образом, если подытожить, то, кроме нарушения воли Божией о наречении человеку имени, греховность принятия цифровых идентификаторов личности состоит еще и в том, что таким образом люди делают добровольный шаг к принятию печати антихриста.
Подробно рассмотреть в этой статье все вопросы, адресованные отцом Владимиром противникам глобализации, у нас нет возможности. Но мы полагаем, что сказанное вполне убедительно обличает его неправоту. Почитаемые во всем мире православные старцы говорят, что использование цифровых идентификаторов личности – это путь к погибели. Значит, людям, не видящим в этом угрозы, необходимо вникнуть в предупреждения духоносных мужей, специалистов по электронным технологиям и юристов и разобраться с данной проблемой.
Чтобы поставить точку в рассмотрении вопросов отца Владимира, приведем цитату из документа «Позиции Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», принятого последним Архиерейским Собором Русской Православной Церкви: «Многое предупреждает нас о том, что мы можем оказаться перед лицом новых вызовов. Если сужение границ свободы, осуществляемое в том числе средствами электронного контроля, приведет к невозможности свободного исповедания веры Христовой, а законодательные, политические или идеологические акты, обязательные для исполнения, станут несовместимы с христианским образом жизни, – наступит время исповедничества, о котором говорит Книга Откровения (гл. 13–14)». Если следовать логике отца Владимира, получается, что весь епископат Русской Православной Церкви тоже уклонился в массовую глупость...
В дискуссии, как мы сказали вначале, принял участие и болгарский священник Божидар Главев. Он написал следующее: «Полностью поддерживаю позицию отца Владимира. Иннофобия и цифрофобия суть воистину великая глупость и вписываются как часть массовой культуры и политики. Это чистый светско-оккультный антиглобализм. Здесь то же самое как и при иррационализме. Он противится рационализму, но не от позиции Божественного Откровения, а от светских и оккультных позиций. Здесь то же самое – перед нами критика глобализма, но опять от чисто светских и оккультных позиций. Нет никакой библейской или святоотеческой основы. Здесь видим и типичное оккультное суеверие – знак, число, имя имеют таинственную силу, действующую независимо от веры».
Что на это ответить? При всем уважении к отцу Божидару, к его исповеднической позиции относительно святоотеческого календаря, глупостью скорее можно назвать его обвинение наших старцев в оккультизме и разных фобиях. Все, кто общался с отцом Кириллом (Павловым), прибегал к его советам и наставлениям, никогда впоследствии не раскаивались в послушании старцу, но, напротив, были рады и благодарны ему за молитвы и руководство. Потому что старец Кирилл открывал вопрошавшим не свою волю, а Божию, которая не может быть глупостью, а кажется таковой лишь людям душевным, но не духовным, как пишет апостол: Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно (1 Кор. 2, 14).
К тому же отец Кирилл – великий молитвенник. Прежде чем что-то сказать или дать совет, он в молитве испрашивает у Бога ответ и открывает его человеку. Поэтому у старца нет никаких колебаний в вопросах веры и убеждениях, кои можно порой наблюдать у современных священнослужителей. В то же время он не уклонился в раскол, хотя из-за своих взглядов на глобализацию попал в опалу у священноначалия. Кстати, касательно нового стиля отец Кирилл твердо держится святоотеческой позиции, подобно блаженной памяти архиепископу Серафиму (Соболеву). Такое же мнение об этой проблеме, а также об идентификационных номерах и электронных картах имеют подавляющее большинство русских старцев, и ныне здравствующих, и почивших. Думается, что священник Божидар Главев этого просто не знает, потому так несерьезно отнесся к словам отца Кирилла, выразившего позицию всего современного русского старчества по данному вопросу.
Кстати, и Афонские старцы единомысленны с нашими на этот счет. Так, убеждения старца Паисия в отношении электронных удостоверений легли в основу официальной позиции Кинота Святой Горы. Святогорцы осудили новые удостоверения с цифровыми идентификаторами и предупредили верующих о «числе зверя», которое содержится в них в электронном виде.
В заключение дискуссии главный редактор сайта «Антимодернизм.ру» Роман Вершилло написал: «Возвращаясь к теме презентации, – модернизм, атеизм, экуменизм, марксизм, либерализм безконечно опаснее ИНН и УЭК вместе взятых. Это сама суть времени, в которое мы живем».
На наш взгляд, уважаемый редактор «Антимодернизма» Роман, образно говоря, стоит рядом с горой и видит лишь один или несколько ее огромных камней, но за ними не различает целого. Между тем люди, имеющие духовные очи, уже объяли свои взглядом полную картину происходящего сегодня в мире. А она такова, что экуменизм есть религиозная разновидность глобализма. Оба эти явления тесно связаны и ведут к одной цели – воцарению сына погибели, антихриста. По этому поводу приснопамятный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) в своей последней беседе со студентами Санкт-Петебургской духовной академии и семинарии сказал: «В соответствии с двумя главными опорами, главными направлениями соборного единения – религиозным и светским, церковным и земским, общегражданским – сформировались и разрушительные технологии богоборцев, стремящихся уничтожить такое единство. <…> В области религиозной это злое начинание прикрывается лжеучением о необходимости объединения всех вероисповеданий (вне зависимости от истинности или ошибочности любого из них) – экуменизмом. В области государственной – лжеучением о неизбежности грядущего объединения человечества в единое сверхгосударство с общим мировым правительством во главе (мондиализмом). Оба эти лжеучения расцвели в XX веке пышным цветом. Оба они губительны для мира и для души человеческой».
С уважением,
иеромонах Петр (СЕМЕНОВ)
Из газеты "Православный крест"
иеромонах Петр (СЕМЕНОВ)
Из газеты "Православный крест"