10.04.2013
<-назад в раздел
«ПРИНЯТИЕ ЭТОГО ЗАКОНОПРОЕКТА НЕДОПУСТИМО». Заключение общественной экспертизы по проекту ФЗ «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации»*
2013 году Федеральной миграционной службой Российской Федерации разработан, а Министерством экономического развития и торговли размещен в сети Интернет проект Федерального закона «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации» (см.: http://www. economy.gov.ru/minec/about/structure/depregulatinginfluence/doc20130128_04).
Поспешное внесение указанного законопроекта показывает, что введение в России универсальной электронной карты (УЭК) провалилось, но намерение власти выдать каждому гражданину электронный документ, содержащий всю информацию о человеке и его жизни, осталось неизменным и реализуется жестко. В новом варианте эта карта называется паспортом. Ее возможности и функции будут такими же, как у универсальной электронной карты. В пояснительной записке, направленной ФМС в федеральные органы исполнительной власти, говорится: «<…> использование электронной карты создаст прочную основу для ее широкого применения в различных сферах деятельности информационного общества Российской Федерации. Позволит создать базу для существенного роста доли электронных операций, базы для создания новых электронных <...> сервисов <...>. Обезпечит возможность получения электронных услуг как в государственном, так и в частном секторах без необходимости личного взаимодействия с органом или организацией, оказывающей такие услуги». Таким образом, новый вариант УЭК по-прежнему предназначен для осуществления доступа человека к государственным и иным услугам.
В отличие от универсальной карты, от паспорта отказаться невозможно. В соответствии со ст. 1 законопроекта, паспорт, оформленный в виде электронной идентификационной карты, является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, а также в информационных системах. После принятия закона получение электронной карты с биометрическими данными станет обязательным для всех граждан России, достигших 14-летнего возраста.
Далее в тексте законопроекта употребляется исключительно понятие «электронная карта». ФМС РФ предлагает обязать всех граждан сдавать свои биометрические данные. В ст. 1 п. 2 говорится, что электронная карта содержит персональные данные человека, включая биометрические персональные данные, зафиксированные на ней в визуальной и электронной форме и позволяющей идентифицировать личность ее владельца. Таким образом, в случае принятия закона удостоверять личность человека, а вернее идентифицировать его как объект, будут по биометрическим данным. Однако в законопроекте отсутствует конкретизация биометрических данных, что позволяет требовать при получении электронного паспорта любые биометрические данные человека фактически в принудительном порядке.
В соответствии со ст. 4, исчерпывающий перечень сведений, содержащихся в электронной карте, определит Правительство РФ уже при реализации закона. Такой прием выводит из процесса принятия судьбоносного для страны решения не только граждан России, но и депутатов Государственной Думы, Федеральное Собрание и даже Президента РФ, подписывающего закон. При отсутствии конкретного перечня биометрических данных, которые будут включены в электронном виде в карту и в информационные системы, трудно возражать против принятия законопроекта, поскольку непонятно, с чем не соглашается гражданин, депутат или даже Президент. Намерения ввести биометрическую идентификацию граждан, включая геномную, открыто и четко сформулированы в СМИ председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ Александром Бастрыкиным. Он предлагает создать не только общий для страны дактилоскопический банк данных, но и ввести в России геномную регистрацию (см.: http://www.rg.ru/2010/03/18/bastrykin.html).
В настоящее время в соответствии с ФЗ №152 «О персональных данных» биометрические данные для установления личности обрабатываются только при наличии письменного согласия человека. Без согласия человека обработка биометрических персональных данных возможна в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии (согласие государства на прием обратно на свою территорию своих граждан, а также, в некоторых случаях, иностранцев, прежде находившихся или проживавших в этом государстве, которые подлежат депортации из другого государства), в связи с осуществлением правосудия и исполнением судебных актов, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-розыскной деятельности, о государственной службе, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию. В случае принятия предлагаемого законопроекта любой человек, не совершивший преступления и не подозреваемый в его совершении, попадает в положение преступника или подозреваемого в совершении преступления. Одновременно граждан России приравнивают к беженцам, лицам без гражданства и людям, подлежащим депортации. С 1 января 2013 года вступили в силу изменения в ФЗ «О беженцах» и ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». С принятием этих изменений проездной документ беженца содержит электронный носитель информации для хранения персональных данных, в том числе биометрических персональных данных владельца (электронного изображения лица человека и электронного изображения папиллярных узоров указательных пальцев рук этого человека). Лицам без гражданства выдается вид на жительство. С 1 января 2013 года этот документ также содержит электронный носитель информации с теми же биометрическими данными. При внесении указанных изменений в Пояснительной записке было откровенно сказано, что при их разработке учитывались нормативные документы государств Европейского сообщества, регламентирующие порядок и объемы получения биометрических идентификаторов, а также устанавливающие возраст лица, по достижении которого подлежат фиксации особенности папиллярных узоров пальцев его рук. Таким образом, вначале «опыт Европейского сообщества» и «нормативные документы государств Европейского сообщества» были применены к негражданам России, а затем эксперимент продолжен уже над всем населением нашей страны.
Огромную опасность для каждого человека, получившего электронный паспорт, представляет включение всех его персональных данных в Реестр документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации. Это предусмотрено ст. 10 законопроекта. Указанный Реестр в концентрированной электронной и фактически общедоступной форме будет содержать всю информацию о населении России в целом, в том числе и о военнослужащих. Такая электронная информация делает возможным любые преступные, в том числе и диверсионные, действия по отношению ко всему населению страны. Создается реальная угроза национальной безопасности. Электронная карта – паспорт с биометрическими параметрами человека – может стать и мощным средством подавления личности и уничижения человеческого достоинства.
Всем федеральным органам государственной власти и, конечно, ФМС РФ, разработавшей законопроект, хорошо известно, что огромное количество граждан по религиозным убеждениям не приняли паспорт гражданина РФ и проживают с паспортами граждан СССР. Эта категория людей и в дальнейшем не примет паспорт гражданина РФ на бумажном носителе, который будет выдаваться до 1 января 2025 года наравне с электронным вариантом. Тем более эти люди не будут получать паспорт в виде электронной карты. В ст.15 законопроекта говорится о прекращении действия паспорта гражданина СССР с 1 января 2015 года. Поэтому после вступления в силу закона об электронном паспорте сотни тысяч граждан будут вынуждены проживать вообще без документа, удостоверяющего личность, что лишит их всех прав.
Таким образом, проектом закона не учтены интересы значительного числа российских граждан.
Законопроект разоблачает незаконные действия государственных ведомств, многие годы нарушающих права граждан, проживающих с паспортами СССР. Этим людям не выдают пенсии, пособия, отказывают в медицинской помощи, праве распоряжения своей собственностью, других правах по причине «недействительности паспорта СССР». Однако из проекта закона ФМС РФ ясно, что до 1 января 2015 года паспорт СССР действителен. Многолетние нарушения прав этих граждан носят дискриминационный характер.
Разработчики проекта ФЗ «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации» намеренно проигнорировали права и интересы сотен тысяч православных граждан России, отказывающихся от использования паспорта гражданина РФ и электронных документов. Только к настоящему времени общественными организациями собрано около 10 тысяч фактов нарушения конституционных прав этой категории граждан. Большую часть дискриминируемых граждан составляют пенсионеры, инвалиды, Ветераны ВОВ, Ветераны труда. Это пожилые, больные люди, нуждающиеся в медицинской помощи и социальной поддержке государства. Для обезпечения конституционных прав этих граждан необходимо законодательно закрепить вариант основного документа традиционной формы без идентификаторов, личных кодов, микрочипов и других средств автоматической идентификации личности, биометрии. Об этом годами просят тысячи людей, направляя обращения в органы власти. Пример правового решения этого вопроса показывает Молдавия, где для православных верующих выпущен основной документ традиционной формы. В законопроекте же, разработанном ФМС РФ, никакого варианта традиционного паспорта не предусмотрено.
Необходимо отметить положения ст. 15 законопроекта о переходном периоде с момента вступления в силу закона с 1 января 2015 года по 1 января 2025 года. В указанный период желающим будет выдаваться паспорт гражданина РФ, однако получить доступ к государственным и иным услугам с таким документом будет затруднительно. Будучи Президентом РФ, Дмитрий Медведев на заседании Госсовета 23 декабря 2009 года заявил, что в соответствии со «Стратегией развития информационного общества в России» (см.: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=92004#31EDC2FDBD81A2475D2F3BC651949743) к 2015 году «мы обязаны перевести все госуслуги в электронный вид». Никаких правовых гарантий доступа граждан к так называемым государственным и иным услугам с использованием традиционных документов не предусмотрено. Поэтому граждане, не получившие электронную карту в варианте паспорта, будут вынуждены получать УЭК, которая является ключом доступа ко всем услугам. Выдаваемый «для проформы» бумажный вариант паспорта гражданина РФ в системе электронных услуг человеку не поможет.
Итак, проект ФЗ «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации» носит ярко выраженный антиконституционный характер, является одним из способов подавления свободы человека, ограничения всех его конституционных прав, включая право на социальную защиту государства, медицинскую помощь, личную неприкосновенность, право жить и действовать в обществе в соответствии со своими религиозными и иными убеждениями. Концепция законопроекта и его конкретные положения нарушают основополагающие нормы Российской Конституции, закрепленные статьями 21, 22, 23, 24, 28, 29, 35, 38, 39, 41, 43, 51, 55. В случае принятия данного законопроекта будет создана угроза национальной безопасности Российской Федерации и безопасности всех ее граждан. Принятие этого законопроекта недопустимо.
Поспешное внесение указанного законопроекта показывает, что введение в России универсальной электронной карты (УЭК) провалилось, но намерение власти выдать каждому гражданину электронный документ, содержащий всю информацию о человеке и его жизни, осталось неизменным и реализуется жестко. В новом варианте эта карта называется паспортом. Ее возможности и функции будут такими же, как у универсальной электронной карты. В пояснительной записке, направленной ФМС в федеральные органы исполнительной власти, говорится: «<…> использование электронной карты создаст прочную основу для ее широкого применения в различных сферах деятельности информационного общества Российской Федерации. Позволит создать базу для существенного роста доли электронных операций, базы для создания новых электронных <...> сервисов <...>. Обезпечит возможность получения электронных услуг как в государственном, так и в частном секторах без необходимости личного взаимодействия с органом или организацией, оказывающей такие услуги». Таким образом, новый вариант УЭК по-прежнему предназначен для осуществления доступа человека к государственным и иным услугам.
В отличие от универсальной карты, от паспорта отказаться невозможно. В соответствии со ст. 1 законопроекта, паспорт, оформленный в виде электронной идентификационной карты, является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, а также в информационных системах. После принятия закона получение электронной карты с биометрическими данными станет обязательным для всех граждан России, достигших 14-летнего возраста.
Далее в тексте законопроекта употребляется исключительно понятие «электронная карта». ФМС РФ предлагает обязать всех граждан сдавать свои биометрические данные. В ст. 1 п. 2 говорится, что электронная карта содержит персональные данные человека, включая биометрические персональные данные, зафиксированные на ней в визуальной и электронной форме и позволяющей идентифицировать личность ее владельца. Таким образом, в случае принятия закона удостоверять личность человека, а вернее идентифицировать его как объект, будут по биометрическим данным. Однако в законопроекте отсутствует конкретизация биометрических данных, что позволяет требовать при получении электронного паспорта любые биометрические данные человека фактически в принудительном порядке.
В соответствии со ст. 4, исчерпывающий перечень сведений, содержащихся в электронной карте, определит Правительство РФ уже при реализации закона. Такой прием выводит из процесса принятия судьбоносного для страны решения не только граждан России, но и депутатов Государственной Думы, Федеральное Собрание и даже Президента РФ, подписывающего закон. При отсутствии конкретного перечня биометрических данных, которые будут включены в электронном виде в карту и в информационные системы, трудно возражать против принятия законопроекта, поскольку непонятно, с чем не соглашается гражданин, депутат или даже Президент. Намерения ввести биометрическую идентификацию граждан, включая геномную, открыто и четко сформулированы в СМИ председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ Александром Бастрыкиным. Он предлагает создать не только общий для страны дактилоскопический банк данных, но и ввести в России геномную регистрацию (см.: http://www.rg.ru/2010/03/18/bastrykin.html).
В настоящее время в соответствии с ФЗ №152 «О персональных данных» биометрические данные для установления личности обрабатываются только при наличии письменного согласия человека. Без согласия человека обработка биометрических персональных данных возможна в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии (согласие государства на прием обратно на свою территорию своих граждан, а также, в некоторых случаях, иностранцев, прежде находившихся или проживавших в этом государстве, которые подлежат депортации из другого государства), в связи с осуществлением правосудия и исполнением судебных актов, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-розыскной деятельности, о государственной службе, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию. В случае принятия предлагаемого законопроекта любой человек, не совершивший преступления и не подозреваемый в его совершении, попадает в положение преступника или подозреваемого в совершении преступления. Одновременно граждан России приравнивают к беженцам, лицам без гражданства и людям, подлежащим депортации. С 1 января 2013 года вступили в силу изменения в ФЗ «О беженцах» и ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». С принятием этих изменений проездной документ беженца содержит электронный носитель информации для хранения персональных данных, в том числе биометрических персональных данных владельца (электронного изображения лица человека и электронного изображения папиллярных узоров указательных пальцев рук этого человека). Лицам без гражданства выдается вид на жительство. С 1 января 2013 года этот документ также содержит электронный носитель информации с теми же биометрическими данными. При внесении указанных изменений в Пояснительной записке было откровенно сказано, что при их разработке учитывались нормативные документы государств Европейского сообщества, регламентирующие порядок и объемы получения биометрических идентификаторов, а также устанавливающие возраст лица, по достижении которого подлежат фиксации особенности папиллярных узоров пальцев его рук. Таким образом, вначале «опыт Европейского сообщества» и «нормативные документы государств Европейского сообщества» были применены к негражданам России, а затем эксперимент продолжен уже над всем населением нашей страны.
Огромную опасность для каждого человека, получившего электронный паспорт, представляет включение всех его персональных данных в Реестр документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации. Это предусмотрено ст. 10 законопроекта. Указанный Реестр в концентрированной электронной и фактически общедоступной форме будет содержать всю информацию о населении России в целом, в том числе и о военнослужащих. Такая электронная информация делает возможным любые преступные, в том числе и диверсионные, действия по отношению ко всему населению страны. Создается реальная угроза национальной безопасности. Электронная карта – паспорт с биометрическими параметрами человека – может стать и мощным средством подавления личности и уничижения человеческого достоинства.
Всем федеральным органам государственной власти и, конечно, ФМС РФ, разработавшей законопроект, хорошо известно, что огромное количество граждан по религиозным убеждениям не приняли паспорт гражданина РФ и проживают с паспортами граждан СССР. Эта категория людей и в дальнейшем не примет паспорт гражданина РФ на бумажном носителе, который будет выдаваться до 1 января 2025 года наравне с электронным вариантом. Тем более эти люди не будут получать паспорт в виде электронной карты. В ст.15 законопроекта говорится о прекращении действия паспорта гражданина СССР с 1 января 2015 года. Поэтому после вступления в силу закона об электронном паспорте сотни тысяч граждан будут вынуждены проживать вообще без документа, удостоверяющего личность, что лишит их всех прав.
Таким образом, проектом закона не учтены интересы значительного числа российских граждан.
Законопроект разоблачает незаконные действия государственных ведомств, многие годы нарушающих права граждан, проживающих с паспортами СССР. Этим людям не выдают пенсии, пособия, отказывают в медицинской помощи, праве распоряжения своей собственностью, других правах по причине «недействительности паспорта СССР». Однако из проекта закона ФМС РФ ясно, что до 1 января 2015 года паспорт СССР действителен. Многолетние нарушения прав этих граждан носят дискриминационный характер.
Разработчики проекта ФЗ «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации» намеренно проигнорировали права и интересы сотен тысяч православных граждан России, отказывающихся от использования паспорта гражданина РФ и электронных документов. Только к настоящему времени общественными организациями собрано около 10 тысяч фактов нарушения конституционных прав этой категории граждан. Большую часть дискриминируемых граждан составляют пенсионеры, инвалиды, Ветераны ВОВ, Ветераны труда. Это пожилые, больные люди, нуждающиеся в медицинской помощи и социальной поддержке государства. Для обезпечения конституционных прав этих граждан необходимо законодательно закрепить вариант основного документа традиционной формы без идентификаторов, личных кодов, микрочипов и других средств автоматической идентификации личности, биометрии. Об этом годами просят тысячи людей, направляя обращения в органы власти. Пример правового решения этого вопроса показывает Молдавия, где для православных верующих выпущен основной документ традиционной формы. В законопроекте же, разработанном ФМС РФ, никакого варианта традиционного паспорта не предусмотрено.
Необходимо отметить положения ст. 15 законопроекта о переходном периоде с момента вступления в силу закона с 1 января 2015 года по 1 января 2025 года. В указанный период желающим будет выдаваться паспорт гражданина РФ, однако получить доступ к государственным и иным услугам с таким документом будет затруднительно. Будучи Президентом РФ, Дмитрий Медведев на заседании Госсовета 23 декабря 2009 года заявил, что в соответствии со «Стратегией развития информационного общества в России» (см.: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=92004#31EDC2FDBD81A2475D2F3BC651949743) к 2015 году «мы обязаны перевести все госуслуги в электронный вид». Никаких правовых гарантий доступа граждан к так называемым государственным и иным услугам с использованием традиционных документов не предусмотрено. Поэтому граждане, не получившие электронную карту в варианте паспорта, будут вынуждены получать УЭК, которая является ключом доступа ко всем услугам. Выдаваемый «для проформы» бумажный вариант паспорта гражданина РФ в системе электронных услуг человеку не поможет.
Итак, проект ФЗ «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации» носит ярко выраженный антиконституционный характер, является одним из способов подавления свободы человека, ограничения всех его конституционных прав, включая право на социальную защиту государства, медицинскую помощь, личную неприкосновенность, право жить и действовать в обществе в соответствии со своими религиозными и иными убеждениями. Концепция законопроекта и его конкретные положения нарушают основополагающие нормы Российской Конституции, закрепленные статьями 21, 22, 23, 24, 28, 29, 35, 38, 39, 41, 43, 51, 55. В случае принятия данного законопроекта будет создана угроза национальной безопасности Российской Федерации и безопасности всех ее граждан. Принятие этого законопроекта недопустимо.
О.А. ЯКОВЛЕВА,
председатель «Союза православных
юристов», адвокат Московской
областной коллегии адвокатов,
почетный адвокат России
Полный список подписавшихся
см. на сайте (http://pkrest.ru)
* Заключение направлено Президенту РФ, Председателю Правительства РФ,
руководителям фракций Государственной Думы РФ и в Совет Федерации РФ.
председатель «Союза православных
юристов», адвокат Московской
областной коллегии адвокатов,
почетный адвокат России
Полный список подписавшихся
см. на сайте (http://pkrest.ru)
* Заключение направлено Президенту РФ, Председателю Правительства РФ,
руководителям фракций Государственной Думы РФ и в Совет Федерации РФ.