11.02.2013
Может ли Архиерейский Собор отменять решения Поместного Собора, изменять Устав?
КОММЕНТАРИЙ.
« Завершил свою работу 17-й Архиерейский Собор РПЦ. На фоне принятых Собором текстов, выражающих озабоченность РПЦ проблемами экологии, семейного права и юю, а также технологиями учета и обработки персональных данных, оказалась в тени ключевая интрига нынешнего Собора. Она, безусловно, заключается в изменениях Устава об управлении РПЦ, которые были приняты на закрытом заседании в 3-ий день работы. Подвергнуты ревизии положения Устава касающиеся определения инстанции высшей церковной власти.
Если, согласно прежней редакции Устава, полноту высшей власти – как в области вероучения, так и канонического устроения Церкви – осуществлял Поместный Собор (в котором участвуют не только архиереи, но также простые клирики, монашествующие и миряне), то отныне эти прерогативы фактически в полном объеме присвоены Архиерейским Соборам. Поместному же Собору оставлены лишь вопросы избрания Патриарха, предоставления автокефалии частям РПЦ и расплывчатые полномочия вроде «попечения о хранении единства РПЦ». Поместный Собор созывается только «по мере необходимости». Эту «меру» определяет Архиерейский Собор, «в искл. случаях» – Патриарх и Синод.
Но главная проблема не в этом. В действующем Уставе об управлении РПЦ недвусмысленно прописано, что органом высшей власти в Церкви служит именно Поместный, а не Архиерейский Собор. Устав принят Поместным Собором, и вносить в него изменения полномочен только Поместный Собор. Поэтому данное деяние Архиерейского Собора никоим образом нельзя признать легитимным. Если называть вещи своими именами, то это узурпация церковной власти. Причем в пользу не столько Архиерейского Собора, сколько Патриарха, для которого довольно хлопотно проводить свои решения через Поместный Собор.
Манипуляция, предпринятая на нынешнем Архиерейском Соборе, противоречит не только процедурно-каноническим нормам, но и духовным основам Православной Церкви, одно из фундаментальных самоопределений которой – «соборная». Соборность Церкви традиционно понимается как представительство отнюдь не только епископата, а всей церковной полноты. Теперь Русская Церковь перестает быть соборной даже номинально.
По существу, и сам Архиерейский Собор на сегодняшний день представляет собой мероприятие во многом декоративное. Нетрудно заметить, что во время заседаний преосвященные владыки... не устраивают обсуждений и прений, а лишь утверждают, обычно единогласно, заранее подготовленные Патриархом и Синодом решения. uchenitsa-iya.
<-назад в раздел
РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ ПЕРЕСТАЕТ БЫТЬ СОБОРНОЙ?
Может ли Архиерейский Собор отменять решения Поместного Собора, изменять Устав?
КОММЕНТАРИЙ.
« Завершил свою работу 17-й Архиерейский Собор РПЦ. На фоне принятых Собором текстов, выражающих озабоченность РПЦ проблемами экологии, семейного права и юю, а также технологиями учета и обработки персональных данных, оказалась в тени ключевая интрига нынешнего Собора. Она, безусловно, заключается в изменениях Устава об управлении РПЦ, которые были приняты на закрытом заседании в 3-ий день работы. Подвергнуты ревизии положения Устава касающиеся определения инстанции высшей церковной власти.
Если, согласно прежней редакции Устава, полноту высшей власти – как в области вероучения, так и канонического устроения Церкви – осуществлял Поместный Собор (в котором участвуют не только архиереи, но также простые клирики, монашествующие и миряне), то отныне эти прерогативы фактически в полном объеме присвоены Архиерейским Соборам. Поместному же Собору оставлены лишь вопросы избрания Патриарха, предоставления автокефалии частям РПЦ и расплывчатые полномочия вроде «попечения о хранении единства РПЦ». Поместный Собор созывается только «по мере необходимости». Эту «меру» определяет Архиерейский Собор, «в искл. случаях» – Патриарх и Синод.
Но главная проблема не в этом. В действующем Уставе об управлении РПЦ недвусмысленно прописано, что органом высшей власти в Церкви служит именно Поместный, а не Архиерейский Собор. Устав принят Поместным Собором, и вносить в него изменения полномочен только Поместный Собор. Поэтому данное деяние Архиерейского Собора никоим образом нельзя признать легитимным. Если называть вещи своими именами, то это узурпация церковной власти. Причем в пользу не столько Архиерейского Собора, сколько Патриарха, для которого довольно хлопотно проводить свои решения через Поместный Собор.
Манипуляция, предпринятая на нынешнем Архиерейском Соборе, противоречит не только процедурно-каноническим нормам, но и духовным основам Православной Церкви, одно из фундаментальных самоопределений которой – «соборная». Соборность Церкви традиционно понимается как представительство отнюдь не только епископата, а всей церковной полноты. Теперь Русская Церковь перестает быть соборной даже номинально.
По существу, и сам Архиерейский Собор на сегодняшний день представляет собой мероприятие во многом декоративное. Нетрудно заметить, что во время заседаний преосвященные владыки... не устраивают обсуждений и прений, а лишь утверждают, обычно единогласно, заранее подготовленные Патриархом и Синодом решения. uchenitsa-iya.