05.02.2013
<-назад в раздел
ПРАВОСЛАВНАЯ ПОЛЕМИКА. Тема дискуссии: СПРАВЕДЛИВА ЛИ БОГОСЛОВСКАЯ И ИСТОРИЧЕСКАЯ КРИТИКА АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ?
Один интерактивный верующий Армянской Церкви в своем блоге пишет: «Как много раз я уже отмечал, отношения между верующими Русской и Армянской Церквей омрачаются всякого рода претензиями русских собратьев по вере в адрес ААЦ, как Церкви "неправославной" и "состоящей в разделении" (в грубом варианте "еретической" и "раскольничьей", да еще и не Церкви, а "организации"). Спрашивают, мол – "почему не хотите вернуться из раскола и ереси в наше Вселенское Православие?"… Хочу коснуться самой той проблемы, что вносит недоразумения между нормальными верующими двух Церквей. Почему все верующие ААЦ (местных национал-заторможенных тоже не считаем!) по-доброму и без претензий относятся к русским верующим, в то время как среди русских есть не малое число тех, кто относится к армянам как к неким недохристианам? Это естественное отношение православных к не православным, да еще и раскольникам? Если это так, то конечно. Но действительно ли это так? Почему многие русские верующие считают армян "неправославными раскольниками"? Что это – печальное недоразумение или еще более печальная реальность? Одни считают, что недоразумение, другие уверенны, что реальность. Последние же, прямо могут заявить, что этому их учит Церковь. И положа руку на сердце, можно признать, что в РПЦ действительно есть мнение о том, что армяне "отпали от Православия"… В конце концов, ведь не на пустом же месте возникла проблема? Нет дыма без огня... Ведь есть расхождения в догматах, а это уже само по себе не шутка... А есть и исторические свидетельства о разделении между двумя Церквями (или как говорят некоторые - "откол от Вселенской Церкви армянской общины"). А, как известно, раскол хуже всякой ереси, и если армяне раскольники, то какие с ними могут быть еще разговоры?
Понятно, что мы, верующие и служители ААЦ отвергаем подобные против нас обвинения и претензии. Мы не считаем себя ни еретиками, ни раскольниками, а как раз наоборот - неотделимой частью Вселенской Церкви и хранителями наиболее чистого и древнего христианского учения. И также понятно, что наши оппоненты с такой же уверенностью отвергают наше мнение и настаивают на том, что мы, так думая о себе, заблуждаемся. Все это понятно! Вопрос только в том, что делать с теми конкретными историческими и богословскими претензиями против нас? Ведь они есть и их много! И просто взять и отвернуться от них не удастся. Их нужно рассматривать и делать какие-то выводы. И если обвинения против нас действительно не беспочвенны, то нужно нам признать собственную несостоятельность…».
Мы предложили на обсуждение данную статью нашим читателям.
Этот верующий армянин прав. Древневосточные дохолкидонские Церкви вполне православны. И мы практически едины. В 1993 году в Шамбези было подписано соглашение между нашими Церквами, согласно которым мы признаем эти Церкви православными.
В православном мире данное событие получило название Шамбезийская уния. Ее подписали экуменисты из восточных новостильных Поместных Церквей. Но некоторые православные Поместные Церкви не признали шамбезийские соглашения. Русская Православная Церковь, за исключением доморощенных обновленцев и модернистов, так же не признает Шамбезийскую унию.
Но мы же признаем благодатность их Таинств!
С чего вы это взяли?
Мы принимаем их через Покаяние. Следовательно, мы признаем их крещение и апостольское преемство.
Вы заблуждаетесь. Прием армянских монофизитов через Покаяние это экуменическое снисхождение к еретикам. Древние Святые Отцы всех еретиков и раскольников принимали в Церковь через Таинство Крещения. Позднее Святые Отцы допускали чиноприем через Таинства Миропомазания и Покаяния ради того, чтобы привлечь еретиков и раскольников к присоединению к Церкви.
У вас есть какие-то веские основания так думать?
Есть. Святитель Василий Великий в своих правилах пишет: «Ибо, хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподание благодати, потому что ПРЕСЕКЛОСЬ ЗАКОННОЕ ПРЕЕМСТВО. Ибо первые отступившие получили посвящение от отцев, и, чрез возложение рук их, имели дарование духовное. Но отторженные, соделавшись мирянинами, не имели власти ни крестити, ни рукополагати, и не могли преподать другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали. Почему приходящих от них к Церкви, яко крещенных мирянами, древние повелевали вновь очищати истинным церковным крещением». (1-е правило).
Современные армянские богословы практически согласны с православными. Некоторые из них учатся в Московской Духовной Академии. Наши иерархи встречаются и по-братски общаются. Армяне сейчас стали другими.
В настоящее время их учение о Христе несколько видоизменилось. Раньше армянское богословие находилось под сильным влиянием афтартодокетизма Юлиана Галикарнасского. Сейчас же оно практически совпадает с лжеучением Севира Антиохийского. Но православным оно от этого не стало. Армяне не признают двух природ во Христе, как верует Правослаанвая Церковь. И вообще они мало интересуются догматическими отличиями. Их интересует сотрудничество с православными в социальных сферах, вопросы пастырской практики и церковной жизни. Но Святые Отцы запрещали православным иметь общение с еретиками, чтобы не заразиться их лжеучением. Святитель Афанасий Великий, говоря о преподобном Антонии Великом, пишет: «И сам так думал, и другим внушал, что дружба и беседа с еретиками – вред и погибель душе».
Посему этому вдумчивому армянину и ему подобным верующим армянской конфессии, если они искренно желают спасения своей душе, действительно следует заняться разбором конкретных исторических и богословских претензий против ААЦ. Их в самом деле очень много! Отвернуться от них не удастся. Их нужно рассматривать и делать какие-то выводы. К этому следует присоединить искреннюю молитву ко Господу, чтобы помог разобраться, на чьей стороне правда, на стороне ли Армянской Церкви или же на стороне православных ее критиков. И если окажется, что обвинения против ААЦ действительно не беспочвенны, то ему и его единомышленникам просто необходимо честно признать собственную несостоятельность и присоединиться к какой-либо из Поместных Православных Церквей.
Понятно, что мы, верующие и служители ААЦ отвергаем подобные против нас обвинения и претензии. Мы не считаем себя ни еретиками, ни раскольниками, а как раз наоборот - неотделимой частью Вселенской Церкви и хранителями наиболее чистого и древнего христианского учения. И также понятно, что наши оппоненты с такой же уверенностью отвергают наше мнение и настаивают на том, что мы, так думая о себе, заблуждаемся. Все это понятно! Вопрос только в том, что делать с теми конкретными историческими и богословскими претензиями против нас? Ведь они есть и их много! И просто взять и отвернуться от них не удастся. Их нужно рассматривать и делать какие-то выводы. И если обвинения против нас действительно не беспочвенны, то нужно нам признать собственную несостоятельность…».
Мы предложили на обсуждение данную статью нашим читателям.
СТОРОНА "Б"
сторонники экуменизма,
зарегистрированы как черные
сторонники экуменизма,
зарегистрированы как черные
Этот верующий армянин прав. Древневосточные дохолкидонские Церкви вполне православны. И мы практически едины. В 1993 году в Шамбези было подписано соглашение между нашими Церквами, согласно которым мы признаем эти Церкви православными.
СТОРОНА "А"
противники экуменизма,
зарегистрированы как зеленые
противники экуменизма,
зарегистрированы как зеленые
В православном мире данное событие получило название Шамбезийская уния. Ее подписали экуменисты из восточных новостильных Поместных Церквей. Но некоторые православные Поместные Церкви не признали шамбезийские соглашения. Русская Православная Церковь, за исключением доморощенных обновленцев и модернистов, так же не признает Шамбезийскую унию.
СТОРОНА "Б"
сторонники экуменизма,
зарегистрированы как черные
сторонники экуменизма,
зарегистрированы как черные
Но мы же признаем благодатность их Таинств!
СТОРОНА "А"
противники экуменизма,
зарегистрированы как зеленые
противники экуменизма,
зарегистрированы как зеленые
С чего вы это взяли?
СТОРОНА "Б"
сторонники экуменизма,
зарегистрированы как черные
сторонники экуменизма,
зарегистрированы как черные
Мы принимаем их через Покаяние. Следовательно, мы признаем их крещение и апостольское преемство.
СТОРОНА "А"
противники экуменизма,
зарегистрированы как зеленые
противники экуменизма,
зарегистрированы как зеленые
Вы заблуждаетесь. Прием армянских монофизитов через Покаяние это экуменическое снисхождение к еретикам. Древние Святые Отцы всех еретиков и раскольников принимали в Церковь через Таинство Крещения. Позднее Святые Отцы допускали чиноприем через Таинства Миропомазания и Покаяния ради того, чтобы привлечь еретиков и раскольников к присоединению к Церкви.
СТОРОНА "Б"
сторонники экуменизма,
зарегистрированы как черные
сторонники экуменизма,
зарегистрированы как черные
У вас есть какие-то веские основания так думать?
СТОРОНА "А"
противники экуменизма,
зарегистрированы как зеленые
противники экуменизма,
зарегистрированы как зеленые
Есть. Святитель Василий Великий в своих правилах пишет: «Ибо, хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподание благодати, потому что ПРЕСЕКЛОСЬ ЗАКОННОЕ ПРЕЕМСТВО. Ибо первые отступившие получили посвящение от отцев, и, чрез возложение рук их, имели дарование духовное. Но отторженные, соделавшись мирянинами, не имели власти ни крестити, ни рукополагати, и не могли преподать другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали. Почему приходящих от них к Церкви, яко крещенных мирянами, древние повелевали вновь очищати истинным церковным крещением». (1-е правило).
СТОРОНА "Б"
сторонники экуменизма,
зарегистрированы как черные
сторонники экуменизма,
зарегистрированы как черные
Современные армянские богословы практически согласны с православными. Некоторые из них учатся в Московской Духовной Академии. Наши иерархи встречаются и по-братски общаются. Армяне сейчас стали другими.
СТОРОНА "А"
противники экуменизма,
зарегистрированы как зеленые
противники экуменизма,
зарегистрированы как зеленые
В настоящее время их учение о Христе несколько видоизменилось. Раньше армянское богословие находилось под сильным влиянием афтартодокетизма Юлиана Галикарнасского. Сейчас же оно практически совпадает с лжеучением Севира Антиохийского. Но православным оно от этого не стало. Армяне не признают двух природ во Христе, как верует Правослаанвая Церковь. И вообще они мало интересуются догматическими отличиями. Их интересует сотрудничество с православными в социальных сферах, вопросы пастырской практики и церковной жизни. Но Святые Отцы запрещали православным иметь общение с еретиками, чтобы не заразиться их лжеучением. Святитель Афанасий Великий, говоря о преподобном Антонии Великом, пишет: «И сам так думал, и другим внушал, что дружба и беседа с еретиками – вред и погибель душе».
Посему этому вдумчивому армянину и ему подобным верующим армянской конфессии, если они искренно желают спасения своей душе, действительно следует заняться разбором конкретных исторических и богословских претензий против ААЦ. Их в самом деле очень много! Отвернуться от них не удастся. Их нужно рассматривать и делать какие-то выводы. К этому следует присоединить искреннюю молитву ко Господу, чтобы помог разобраться, на чьей стороне правда, на стороне ли Армянской Церкви или же на стороне православных ее критиков. И если окажется, что обвинения против ААЦ действительно не беспочвенны, то ему и его единомышленникам просто необходимо честно признать собственную несостоятельность и присоединиться к какой-либо из Поместных Православных Церквей.
http://www.dobrievesty.ru/armjnskaj_cerkov.html