Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
НАЗИДАТЕЛЬНЫЙ ПРИМЕР ИЗ ИСТОРИИ. КАТОЛИКИ (ПАПИСТЫ) БЫЛИ, ЕСТЬ И БУДУТ ВРАГАМИ ХРИСТА, ЦЕРКВИ И ПРАВОСЛАВНЫХ. 18.07.2012

НАЗИДАТЕЛЬНЫЙ ПРИМЕР ИЗ ИСТОРИИ. КАТОЛИКИ (ПАПИСТЫ) БЫЛИ, ЕСТЬ И БУДУТ ВРАГАМИ ХРИСТА, ЦЕРКВИ И ПРАВОСЛАВНЫХ.

Повесть о нашествии папистов на Святую гору Афонскую [1].

В царствование греческого царя Михаила Палеолога, латиняне, имея большое войско, завоевали у греков много городов и сел. В тоже время болгары взимали дань с греческой империи, и не жили в мире с греками из-за разных спорных вопросов. Находясь в критическом положении, греки обещали удовлетворить всем требованиям болгар, только бы те им помогли против латинян. Царь болгарский Кало-Иоанн пришел на помощь грекам, овладел Фригией и освободил греков от латинян. Эту победу оба царя отпраздновали с великим торжеством. После этого греческий император, не желая удовлетворить требованиям болгарского царя, посягнул на его жизнь, но Кало-Иоанн избегнул от всех козней Палеолога и ушел в свою землю. Усмирив случившееся тогда в его царстве возстание, Иоанн ожидал благоприятного случая отомстить коварному и беззаконному царю Палеологу. Улучив время, он вторгнулся с большим войском в пределы греческой империи, разорил немало городов, жителей увел в плен и опустошил области: Пропонтиду, Фракию, Македонию, Фессалию, Елладу даже до Пелопонеса. Греческая империя находилась тогда в жалком состоянии. Теснимый со всех сторон, Михаил Палеолог отправил послов в Италию (к папе) с замечательными письмами, которые, между прочим, гласили: «во всем, сделанном вам болгарами, мы невиновны, поелику все это было сделано ими произвольно; да и мы находимся в страхе от них. Следуя римской церкви, мы и прежде не отказывались веровать, исповедовать и мыслить так, как и вы. Просим вас, приидите на помощь к нам, единомыслящим с вами, так как мы погибаем от этих мерзких варваров – болгар. Если не поспешите к нам на помощь и не заступитесь, то имя наше истребится на земле, вы же будете наказаны от Вседержителя Бога за нашу погибель». Когда послы достигли Италии, все западные государи-католики ополчились и решились идти в Константинополь не столько на помощь, сколько на погибель «единомыслящему с ними» Михаилу Палеологу. На пути в Константинополь они устремились на Афонскую гору, названную Святой, и стали преследовать находящихся на ней. Прежде всего, они пришли в Лавру св. Афанасия и предложили находящимся в обители инокам присоединиться к их вере и войти в общение с ними. Монахи, испугавшись и ложно толкуя Апостольское изречение: дадите место гневу, согласились чрез одного из отлученных священников присоединиться к ним, чем и освободили обитель. Впоследствии они были обличены Богом и наказаны. Но мы, не желая укорять обители, умолчим об этом. Латиняне же пошли в Иверскую Лавру и просили находящихся в ней иноков соединиться с ними. Но иноки этой обители не соизволили на это и, обличивши нечестивцев, предали их проклятию, по Апостолу, за нововведения. Беззаконные же, услышав это, пришли в ярость, вывели всех с безчестием из обители и, посадив старейших на монастырский корабль, вместе с ним потопили их. Так эти блаженные иноки, за неповиновение беззаконникам, приняли венец исповедания и мученичества. Более же молодых иноков, родом иверян (т. е. грузин), вместе с монастырским имуществом они, достойные иудовой участи и подобные ему нравом, – отослали в плен в Италию, где совлекли с них иноческую одежду и продали иудеям. Уйдя из Иверской лавры, латиняне пришли к Ватопедской обители. В ней они нашли только больных и престарелых, которые, будучи спрошены ими о прочих иноках, отвечали: «в дебрях и чащах укрываются, чтобы сохранить веру и не оскверниться с богомерзкими». Умертвив этих святых исповедников, латиняне тотчас устремились в окрестности монастыря и, найдя настоятеля и остальных иноков, ласково убеждали сделаться единомысленными с ними. Но настоятель сказал им: «лучше Христу угодить, чем антихристу»; они же спросили: «разве мы не Христовы, а антихристовы?» Святой отвечал: «да, потому что всякий, сопротивляющийся Евангелию Христову, есть антихрист, и ныне он-то и помогает вам. Какое может быть отношение света к тьме? во век мы не присоединимся к ней». Духоборцы, слыша все это, затыкали свои уши и не только не убедились в истине православной веры, но даже простерли свои беззаконныя руки на хранителей закона и повесили всех их на том месте, где нашли. С тех пор и поныне это место называется «Фурковуни», т. е. виселичная гора. Затем латиняне перешли на другую сторону горы и достигли обители св. Великомученика Георгия, именуемой Зограф. Иноки этой обители были наставляемы в это время преподобнейшим игуменом Фомою, который несколькими днями раньше узнал, как о нашествии на Святую гору мерзких еретиков, так и об имеющих быть от этого нашествия несчастиях, из следующего чудесного происшествия. – Один добродетельный старец жил в винограднике выше сказанной обители на расстоянии получаса ходу от нее, по направлению к юго-западу. Этот старец имел у себя для келейных молитв икону Пресвятый Богородицы, пред которою, совершая ежедневное каждение, читал акафист (называемый греками «херетизмы», от чего и место это называется «Херово»). И вот, когда богомерзкие римляне напали на Святую гору с злодейскою целью и уже вышли из кораблей на берег, – этот богоугодный старец, стоя на обычной молитве пред иконою Пресвятой Богородицы и произнося: «радуйся», услышал от святой иконы следующее: «радуйся и ты, старче! поскорее беги отсюда, чтобы не постигло тебя несчастие. Возвести братиям обители, чтобы заперлись, потому что богопротивные римляне напали на это Мною избранное место и уже находятся близко». Старец же, упав пред иконою Богоматери на землю, сказал Ей: «как я могу, Владычице, оставить здесь Тебя мою Заступницу?» На это голос от иконы отвечал ему: «не заботься обо Мне, но иди поскорей». Когда он пошел к монастырю возвестить слышанное им, тотчас двинулась с своего места неисповедимою силою и неизвестным образом св. икона и, обогнав старца, прежде пришла в монастырь и стала над монастырскими воротами. Старец, пришедши в монастырь и увидев св. икону над монастырскими воротами, ужаснулся и рассказал всем о бывшем ему откровении. Иноки, увидя икону Пресвятой Богородицы и услышав о таком преславном чуде, прославили Бога и Его Пресвятую Матерь.
Игумен, узнав из этого откровения об ожидающем их несчастии, начал учить своих иноков, чтобы они были тверды и не боялись, говоря: «отцы и братия! которые Духом Божиим водятся, те сыны Божии. Поелику вы не приняли духа рабства в боязнь, но приняли Духа сыноположения. Если мы чада, то и наследники, наследники Бога, сонаследники Христа; если за Него пострадаем, то и прославимся с Ним, ибо уповаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. – Это же, согласно с Апостолом, и я говорю вам: которые из вас неустрашимы и готовы к мученичеству, те пусть остаются со мною в обители; те же из вас, которые боятся мучения, пусть возьмут церковные сосуды и удалятся с ними, пока не пройдет гнев еретиков, чтобы не впасть в грех хулы чрез отречение от своей веры». Итак, те, которые боялись мук, скрылись в дебрях, пещерах и ущельях гор. Святой же игумен с прочими иноками вошел в «пирг» (башню) не из боязни, но чтобы воспользоваться временем для обличения беззаконной ереси. Мучители, окружив со всех сторон обитель, стали кричать находящимся в пирге: «отворите нам, отворите!» Но преподобный сказал им: «мы не знаем вас – откуда вы». Мучители ответили: «мы – Христовы рабы и пришли обратить соблазненных на путь истинный». Святой же опять сказал: «отступите от нас делающие беззакония, потому что Апостол говорит: если бы и Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовестили вам, да будет анаѳема. Кто другого учителя ищет? – никто, кроме тех, которые явно безумствуют. Вы скажите нам о своем учении и, если оно будет от Бога, мы присоединимся к вам и примем вас, как братию; если же не от Бога, – то уходите от нас». Тогда еретики отвечали: «Мы от Бога, и в Господа Иисуса Христа веруем и святое Евангелие Его учим; посланы же мы от блаженнейшаго папы римскаго, который есть глава церкви, сказать вам безумным непонятное для вас, чтобы вы поумнели и поняли уставы церковные и верно читали в св. Символе, т. е. в «Верую во единаго Бога Отца».., что Пресвятый Дух исходит от Отца и Сына, и на св. проскомидии приносили пресный, а не квасный хлеб, чтобы священники ваши брили бороды, дабы и этим не согрешали в службе Божией, так как они – женихи церкви [2]. Если все это исполните, то получите от Вседержителя очищение, и мы ради вашего покаяния умилосердимся, если же нет, то безпощадно погубим вас, чтобы вы не занимали напрасно места на земле». Это и многое другое в этом роде говорили еретики. Преподобные же ответили им следующее: «Мы хотим найти истину и не обращаем внимания на ваши соблазны и безумие, поелику не боимся и не страшимся ваших угроз, потому что написано, что бояться нужно одного Бога, а человека нечего страшиться, и смело говорим: никого нет против нас, если с нами Бог, Который праведен и правду возлюбил. Сам Господь наш Иисус Христос в св. Евангелии говорит: когда придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, тот будет свидетельствовать о Мне (Иоан. 15, 26); и опять: и Я упрошу Отца и другого Утешителя даст вам, чтобы был с вами во веки Дух истины; и еще: это сказал Я вам, находясь с вами; Утешитель же Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам, о чем Я говорил (Иоан. 14, 25. 26).
Эти слова преподобные повторяли несколько раз для доказательства истины и чтобы заградить уста тем, которые говорят, что Дух Святый исходит «и от Сына». Ко всему этому преподобные присоединили еще и следующее: «Если же и этому не верите, духоборцы, то научитесь у Крестителя и Предтечи Иоанна, который видел Святаго Духа, сходящего в виде голубя с неба и пребывающего на Сыне; видите, что от Отца только Дух исходит. Это учение содержит наша мать – св. вселенская и апостольская Церковь и напаяет всех своих чад тем, что истекает не из Эдема, а из Божественных уст Христа, сказавшего следующее: возвестите Евангелие всякой твари; и кто имеет веру и крестится, будет спасен, а кто не имеет веры, будет осужден, и еще: ради этого говорю вам, всякий грех и хула простятся людям, а хула на Духа не простится; и если кто скажет слово на Сына человеческого, простится ему, а кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сей век, ни в будущий. Поелику Святым Духом все Пророки, Апостолы и Учители, будучи научены проповеди, крестили и научили православной вере в разных концах вселенной и передали правоверным признавать четырех Евангелистов: Матѳея, Марка, Луку и Иоанна. Кто же присоединяет 5-го евангелиста, тот да будет проклят. «Кто соблазняет одного из братий, говорит Спаситель, достоин мучения», а кто всю вселенную соблазняет, как вы, какое оправдание тот найдет, чтобы избежать достойнаго мучения? Который из 7-ми богоизбранных соборов [3] говорит, что Дух Святый исходит от Отца и Сына, или который из них постановил правилом, чтобы мы приносили опресноки и стригли волосы на бороде, как вы утверждаете? Будучи исполнен 7 лукавых духов других (в противоположность 7-ми соборам), в какого Христа ты учишь веровать, духоборец, и преподаешь не Евангельское, а антихристово учение. Но 5-го Евангелиста мы не находим, кроме Магомета Сарацинскаго, предтечи антихриста, который раньше вашей гибельной ереси произвел плевелы. А что касается ваших опресночных мертвых жертв, то это иудейский обычай. Но вы скажете: разве Христос не ел пасхи, будучи опоясан и держа посох в руках по писанию [4]? Да, скажем мы, Он ел пасху, но упразднил ее, как обрезание и многое другое, и потом, сидя с 12-ю учениками, установил Свою пасху. Во время вечери Он, взявши хлеб и благословив, преломил и дал Своим ученикам, говоря: приимите, ядите, сие есть тело Мое и проч. Вот истинное таинство. Сказано: взял хлеб, т. е. квасный, а не пресный, как вы противозаконно делаете и служите, и держитесь Аполинариевой ереси. Брить же волосы на бороде мы не научились ни из Ветхаго Завета, ни из Новаго, потому что в Ветхом Завете от первосозданнаго человека, праведников и пророков и до Самого Господа нашего Иисуса Христа нет об этом никакого постановления: в Новом же ни Сам Христос, ни Апостолы об этом ничего не говорили, а также ни одним из св. соборов не было постановлено, ни правилами указано, что можно видеть и слепому. Тебе же, окаянный духоборец, лучше бы не браду, а язык отрезать, чтобы он не изрекал хулы и соблазна и не приводил бы других вместе с тобою к погибели; лучше пусть сгниет худой член, дабы не повредил хороших. Не вредят волосы на бороде, но то, что исходит извнутри и из лукавого сердца, а именно: злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, воровство, лжесвидетельство и хулы, находящиеся в вашем помраченном уме, – это, а не волосы на бороде, оскверняет всякого человека, а тем более священника.
Женихов церкви не много, а Един, Который придет в полуночи судить живых и мертвых: живых – православных, мертвых – еретиков, каждого по его делам. Просим однако вас, други, познайте истинную Православную веру, которая есть жизнь и просвещение наших душ и следуйте ей так, как св. Отцы и священные Соборы, приняв эту веру от св. Апостолов, нам передали и узаконили в св. Символе, присовокупив: «если кто отнимет или приложит к нему, да будет проклят». А от этого греха (нарушения Символа) никто не может разрешить преступников и освободить от приготовленных им мучений. Послушайте, возлюбленные, и перейдите от зла к добру, дабы не подвергнуть своих душ мукам вечным.
Но для беззаконных католиков эти слова блаженных мужей были так же неприятны, как для волков камни из пращи; они бросились к ним и зажгли со всех сторон св. обитель. Причиной всех этих несчастий был нарушитель закона нечестивый Палеолог, новый этот Навуходоносор. Преподобные и Богоносные Отцы наши, подобно трем отрокам окруженные пламенем, стоя на башне (пирге), возсылали молитвы ко Христу, говоря: «Владыко, Господи Иисусе Христе Боже наш, Единородный Сыне и Слове Божий, давый Себе яко Агнца непорочного на заклание за род человеческий! Ты, Господи, излиявый пречестную кровь Свою ради церкви Твоея и рекий, яко врата адова не одолеют ей, сохрани церковь Твою от волков губящих ю. Умножи, Господи, достояние Твое по всей вселенней от конец и до последних земли; ересь сию низложи силою Пресвятаго Твоего Духа; Жребий Пречистыя Твоея Матери соблюди непреклонен и нерушим во веки; пребывающия же в нем освяти и прослави с Тобою, милующия их помилуй; кровы святых Твоих воздвигни во славу Твою и в память нашу; и сию молитву от уст наших приими, яко кадило благоухания, и призри на ны, якоже призрел еси на жертву Авраамову и на всесожжение Иефѳаево, и восприими ны, яко благ и человеколюбец». По окончании молитвы был свыше голос: Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небеси.
Мучители, услышав этот внезапный голос, ужаснулись, но мрак, лежащий на их умственных очах, помешал им понять случившееся, так как Дух Святый, Которого они хулили, не пришел разогнать этот мрак. Блаженные отцы предали души свои в руки Божии, умерли от огня в 1276 году по Рождестве Христове, а по греческой рукописи, находящейся в Протате [5], в Иверской и Ватопедской обителях 10 октября 1280 года. Всех святых числом было 26, из них монахов было 22 и 4 мирянина. Имена последних нигде не записаны, имена же монахов следующия: Ѳома, Варсанофий, Кирилл, Михей, Симон, Иларион, Иаков, Иов, Киприан, Савва, Иаков, Мартиниан, Косма, Сергий, Мина, Иосиф, Иоанникий, Павел, Антоний, Евѳимий, Дометиан и Парѳений. Из них первый, т. е. Фома, был, как сказано выше, игуменом и вел главным образом спор с богомерзкими латинянами, последний же, т. е. Парфений – экклессиархом, который был снесен огненным пламенем с башни на землю и не тотчас умер, но проживши еще 30 дней и разсказавши о всем происшедшем скрывшимся на время и теперь возвратившимся братиям. Он предал душу свою в руки Божии в 10 день ноября, получив венец мученический с прежде пострадавшими братиями.
После этого беззаконные латиняне разсеялись по всей Святой горе, и не скрылись от них ни обитель, ни башня, ни келлия и никакое другое монашеское жилище, но все было разрушено, или предано огню, а имущество разграблено. Протатом они не в состоянии были тотчас овладеть и, сделав несколько попыток, должны были с большим ущербом для себя отступить на время. После же, нечаянно напав на стражу, взяли и Протат, при чем было ужасное кровопролитие. Но враги победили многочисленностью и все разрушили и сожгли, не оставив никого в живых. Всепреподобнейшего же Прота, после многих истязаний, повесили пред Протатом по направлению к морю, на месте называемом «Халкос».
Отсюда беззаконные латиняне перешли на другую сторону горы – на юг, где встретили их иноки из Ксиропотамской обители с ветвями в руках и приветствовали их следующими словами: «да будет мир Христов с вами!» – Те отвечали: «есть и будет!» И тотчас вместе с иноками вошли в обитель и подарили монастырю часть награбленных богатств, назвавши себя ктиторами этой обители. Монахи (о какой соблазн!) соединяются с еретиками, но Бог призирает с неба на преступников и, во время молитвы при возгласе «о архиепископе нашем, иже в Риме и о благочестивом царе», потрясает землю и то место, где стояли недостойные, так что стены монастырские с находящимися в них зданиями распались на подобие иерихонских стен при Иисусе Навине. Только одна часть стены, и та наклоненная, осталась для доказательства совершившегося последующим поколениям. Жертвой этого землетрясения были многие из латинян, которые были убиты павшими стенами. Из оставшихся же в живых одни, видя такое знаменательное чудо, со страхом и стыдом удалились на свои суда, а другие из них покаялись, остались в горах и сделались хорошими иноками. Пристыженные Богом, иноки выше сказанной обители, сознав свое преступление, горько рыдали и, как птицы без гнезд, бродили по горам, не имея, где и голову склонить, поелику обитель была разрушена за их преступление. Вместе с тем прекратилось, прежде бывшее в этой обители, чудо в честь и славу 40 мучеников. Чудо это следующее:
Когда был устроен и прилично украшен храм приснопоминаемым и блаженным царем Романом, призван был святитель для освящения его. Во время освящения, когда архиерей произнес: «во имя св. 40 мучеников», тогда, о чудо! у подножия св. жертвенника выросло большое растение «губа» с стеблями и головами, в виде яблок числом 40, соответственно 40 мученикам. Эта губа, поднявшись в гору, обвилась вокруг престола. За такое преславное чудо все возсылали славу Богу и Его св. 40 мученикам. Все больные, находящиеся тогда в обители, исцелились, вкушая от этого растения. Известие об этом чуде распространилось по всей вселенной. Больные, приходящие за исцелением, получали его, а те из них, которые не могли придти, присылали дары в обитель, и им отсылалась частица от этого Богом дарованного растения, съедая которое, они получали исцеление. От множества народа это растение все было истребляемо в течение года, но в честь и славу 40 мучеников, оно опять выростало в 9-й день марта, когда св. Церковь празднует память их. Чудо этого благодатнаго растения превосходило чудо овчей купели. Та (купель) исцеляла одного только входящего в нее, а это растение исцеляло всех и везде, кто только вкушал от него. Таково и столь благодетельно было это чудо. Но издревле ненавидящему добро и врагу христианского православного рода – диаволу прискорбно было видеть это чудо, и он стал злоумышлять, пока не привел в исполнение свое злое намерение. Он увлек окаянных иноков соединиться с духоборцами, из-за которых и чудо прекратилось. Так Бог наказывает тех, кто ненавидит истину. Этим-то беззаконные духоборцы и опресночники воздали богомерзким инокам за соединение их с ними, потому что всякая жертва нечестивых неприятна Богу. Если они думают, что будут в числе избранных, то Бог доказывает им противное, чтобы эти беззаконники не превозносились, но посрамились ныне, как и во второе пришествие Христово. Православные же, если и страдают в нынешнем веке, то надеются восприять от Мздовоздаятеля Христа уготованные блага, что действительно и будет.
Беззаконный царь Палеолог, хотя и намеревался придти на Святую гору и уничтожить на ней православие, но не успел ничего в этом, потому что царствование его скоро прекратилось. Иноки, скрывшиеся от страха пред духоборцами, выходили из своих убежищ, и всякий приходил на свое прежнее место, но, находя свои жилища сожженными и разрушенными, а сожителей убитыми, горько плакали. Тогда Афонская гора, подобно Рахили, рыдала о детях своих. Да и кто бы, смотря на все тогда бывшее, не заплакал? До небес доходил вопль и рыдание плачущих, которые вместе с Давидом произносили следующее: «Боже, пришли иноплеменники (иноверцы) на место, принадлежащее Пречистой Твоей Матери и осквернили Твои святые храмы, положили трупы рабов Твоих на пищу птицам и зверям, пролили кровь их, как воду, вокруг жилищ их, и не было кому погребать. Пролей гнев Твой на людей, хулящих Тебя, и на государства, отступившия от православной веры. Пусть скоро посетят нас щедроты Твои, Господи, поелику мы очень обнищали; помоги нам, Боже, Спасителю наш, ради славы Твоего имени, Господи, избави нас и ради Своего имени очисти грехи наши, чтобы не сказали когда-нибудь иноверцы: где Бог их? и чтобы пред нашими глазами постигла иноверцев кара за пролитую ими кровь рабов Твоих. Мы же, Твои рабы, будем исповедовать Тебя, Боже, во век и передавать из рода в род славные исповедания и предания наших отцов». Так плача и горько рыдая, погребали по всей Святой горе святых, где кого находили.
Память пострадавших тогда преподобномучеников празднуется вместе со всеми святыми, подвизавшимися на Святой горе, – в неделю, следующую по неделе Всех Святых. Но празднуется и отдельно память преподобномучеников иверских – в Ивере [6], ватопедских – в Ватопеде [7], посему справедливо и прилично, чтобы память и наших преподобномучеников была празднуема в нашей обители отдельно (говорит автор этой повести – инок Зографской обители). Ибо, если память одного преподобнаго отца нашего Космы, и жившего после них, – празднуется надлежащим образом, то тем более следует праздновать память многих и живших раньше его. И если на Синае и в Лавре св. Саввы Церковь празднует память св. отцев, пострадавших не по собственной воле и не за православие, а от сарацин, то тем более прилично особо праздновать в нашей обители память наших св. отцов, пострадавших от еретиков латинян по собственному изволению и за православие. Это и сами братия обители нашей издавна чувствовали и этого желали, да и не могли не желать этого, умильно смотря на оставшиеся частицы сожженных костей их, целуя эти останки, ежедневно проходя мимо пирга, на котором эти св. отцы наши, как на жертвеннике, принесли себя на всесожжение ради исповедания и защиты православных догматов св. восточной Церкви нашей и, наконец, по временам обоняя неизреченное благоухание, исходящее от места, где они были сожжены. Ради всего этого все братия, говорю, издревле желали, чтобы память этих святых была празднуема в нашей обители, и желание их исполнилось. Когда волею Божиею, сверх всякого ожидания, наша обитель преобразовалась из идиорифма в общежительную, тогда началось празднование памяти этих святых, сообразно с желанием их, которое они высказали в молитве ко Господу, при последнем издыхании в пламени: «воздвигни, Господи, жилища святых Твоих в славу Твою и нашу память».
Припадем с сокрушенным сердцем к теплым предстателям и заступникам нашим, сего дня празднуемым нами, 26 преподобномученикам и обратимся умильно к ним с следующею молитвою: «О святые и блаженные отцы наши, вы, иже от великия любве к нам недостойным чадом вашим, и в пламени сгораемы, не забываете нас, но теплыя молитвы возсылаете к Богу о нашем и милующих нас спасении, освящении, прославлении и о благосостоянии сея святыя обители вашея; вы и ныне, – предстояще престолу Творца всея твари, Господа и Бога нашего Иисуса Христа, и наслаждающиеся неизреченные Его славы, красоты и лицезрения, – помяните нас чад ваших, память вашу творящих, и умолите неизреченную Его благость, да умилосердится над слабостью и окаянством нашим, да презрит вся вольные и невольные грехи наши, да вселит в нас божественный страх Свой, и укрепит нас Своею благодатию в исполнении иноческих наших обетов и в творении святых и животворящих Его заповедей и повелений, да утолит праведный Свой гнев, на ны движимый; да разсеет покрывающий обитель нашу темный и мрачный облак скорбей; да покрыет, заступит и избавит нас, в ней живущих, и вся повсюду православные христианы от всех видимых и невидимых врагов, от всяких зол, бед и напастей нашедших, чаемых и нечаемых; да сохранит ны в мире и тишине и безмятежии; да дарует нам всякое довольство и изобилие, яко да теплыми молитвами вашими и сильным предстательством вашим и заступлением покрываеми и избавляеми от всяких бед и искушений, в мире и тишине и довольстве, преизобилующе во всяком деле блазе, светло празднуем летнюю память вашу, славяще прославившаго вас Господа вечною славою, еяже и мы, смиренныя чада ваша, – молим, вас о достоблаженнейшие отцы наши, – да сподобимся с вами, в добром покаянии и благоугождении предел жизни дошедше. Аще и велико есть прошение наше, но надеемся да благость и неизреченное человеколюбие Того Самого Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Ему же буди честь, слава и поклонение со безначальным Его Отцом и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Примечания:
[1] Из рукописи зографской на славянском языке. Повесть эта была напечатана в книге: «Рай мысленный». Издание Валдайскаго Иверскаго монастыря (7167 г. окт. 28). И здесь событие это обозначено 1276-м годом (см. стр. 19-34), т. е. согласно с зографскою рукописью. В этом же виде повесть сия известна была и Барскому (сн. наше изд.: «Второе посещение святой Аѳонской горы Вас. Григ. Барскаго». СПб. 1887. 317-319), однако хронология этого события у него показывается неправильно. На русском языке повесть эта напечатана в «Холмском календаре» за 1886 г. (Киев). О подвигах страдальцев есть известие и в вослании Прота к великому князю Василию Васильевичу, писанном около 1441 года. О зографских мучениках здесь сказано, что они за твердость в вере задушены огнем в башне «и ныне мощи тех во освящение имамы». Послание это напечатано в 3-м томе «Летописи занятий Археографической Коммиссии» (СПб. 1865). Знал о сем предмете и говорил в своей знаменитой «Палинодии» и Захария Копыстенский и многие другие писатели (см: «Изучение Византийской истории в древней Руси» – Фил. Терновскаго, вып. 2-й. Киев, 1876, стр. 221 и дал., «Пахомий Серб», – Ив. Некрасова, в Записк. Новороссийскаго Университета, 1871 г., т. VI, стр. 4, «Апокрисис» Христофора Фалалета, Киев, 1870, стр. 396-399, «Святые южных Славян» – Филарета архиеп. Черниговскаго, Чернигов, 1865, отд. 2, стр. 136-286). О нашествии на Святую гору еретиков-латинян есть на Аѳоне сказание в рукописях и на греческом языке. Последнее, заимствованное из рукописей Московской Сѵнодальной библиотеки было напечатано архамандритом Димитравопулом в его книге: «Ἡ ὀρθόδοξος Ἑλλάς» (Leipzig, 1872). Такое же сказание на греческом языке из рукописи XVI века, принадлеж. Синайскому монастырю, напечатано еп. Порфирием в его «Истории Аѳона» (ч. III, отд. 2, № 6, стр. 634-637). Кроме того, об этом событии говорится и в книге: «Σύνοψις τῶν διαφόρων ἱποριῶν» (Ἐνετίησιν, 1806), что будто бы на Святую гору явился со своим насилием сам папа Николай, преемник папы Евгения, при котором состоялся известный Флорентийский собор. Здесь передается и самый акт соединения церквей, совершившегося на этом соборе. В числе подписей под сим актом, есть подпись и какого-то екклисиарха иеромонаха и местоблюстителя великой Лавры Святой горы. А о Михаиле Палеологе говорится только то, что он принял латинство (олатинился), и более ничего (см. стр. 399, 484, 534, 535 и 538). Что на Флорентийском соборе были действительно депутаты и от святой горы Аѳонской – см. «История Флорентийскаго собора» (стр. 34, М. 1847).
[2] Снеси: Парвов. Папския буллы по греко-униатскому вопросу. Спб. 1888. 6, 7 и др.
[3] Семь соборов – это вселенские, на которых была раскрыта в главных чертах вся суть христианского учения. Вопросом о Святом Духе главным образом занимался 2-й вселенский собор, хотя и раньше это учение было довольно полно раскрыто в сочинениях св. отцов: Афанасия Александрийскаго, Василия Великого и др.
[4] Т. е. по иудейскому обычаю, по которому употреблялся только пресный хлеб.
[5] Соборный храм всей Святой горы – на Карее.
[6] Маия 13.
[7] Января 4.


Источник: Афонский патерик или жизнеописание святых, на Святой Аѳонской горе просиявших. Часть II-я. – Издание седьмое, исправленное и переработанное, иждимением Русскаго Пантелеимонова монастыря на Аѳоне. – М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1897. – С. 233-250.

<-назад в раздел

Русский календарь