09.07.2012
<-назад в раздел
ПРИЗРАЧНАЯ ЛЕСТЬ СУЕМУДРИЯ МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА
6 июля 2012 года Председатель Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии митрополит Иларион (Алфеев) направил поздравительную телеграмму архиепископу Герхарду Людвигу Мюллеру в связи с его назначением префектом Конгрегации доктрины веры. В телеграмме выражена надежда на дальнейшее плодотворное сотрудничество. Митрополит Иларион отметил, что ответственное задание, порученное архиепископу Мюллеру папой, свидетельствует о признании его заслуг в сфере научно-богословской и академической работы. В телеграмме подчеркнут личный вклад архиепископа Мюллера в учреждение Комиссии по вопросам богословского диалога между Московской Патриархией и конференцией католических епископов Германии, чьей работой он руководил, и выражена надежда, что достижения его прежней деятельности пригодятся на новом месте его церковного служения – по материалам Radio Watykańskie.
Восторженность митрополита Илариона всем папским очень сильно отличается, можно сказать, даже противоположна святоотеческому отношению к тем же папистам, потерявшим истинную точку опоры.
Святитель Феофан Затворник предостерегал нас в своих трудах: «Европа, опередившая нас в некоторых отношениях, сильно страдает лжеверием, неверием и индифферентизмом. А между тем у нас только Европа и восхваляется, – и вот целыми кораблями везут к нам оттуда, вместе с добром, и полчища врагов истины (вещи, лица, книги), которым трудно найти приличное имя, между которыми можно, однако же, различить как бы два неприятельских стана: папизм и вольномыслие (как будто противоположности, а между тем это отец и исчадие его). Тайными путями входят они в область нашу в надежде на верный успех. Для нас лично не страшны, конечно, ни паутинные сети этого общества отщепенцев-папистов, ни призрачная лесть суемудрия, прикрытая личиною здравоумия и ратующая во имя свободы убеждения; но нам не себя только спасать, а и стадо Христово ограждать должно. А тут домашний враг, состоящий в заговоре с врагами внешними и подготовляющий им дорогу, – разъединение паствы с пастырями, незнать как образовавшееся, но начавшее высказываться уже печатно, – с одной стороны, и все более и более расширяющееся развитие стихий духа мирского, противного духу Христову, – с другой. Все это вы знаете, братие и отцы; верно, болите о том душою и горите готовностью противодействовать врагам. Я только пользуюсь случаем одновременно огласить слух всех, чтобы всех соединить в одну мысль и одну решимость деятельно спасать святую веру и все, что утверждается на вере. По крайней мере, вы видите, что предложить нам делать впереди, к какой именно борьбе надобно приготовлять учащихся и к каким трудам пригласить учившихся». (Свт. Феофан Затворник. О православии с предостережениями от погрешений против него.)
Восторженность митрополита Илариона всем папским очень сильно отличается, можно сказать, даже противоположна святоотеческому отношению к тем же папистам, потерявшим истинную точку опоры.
Святитель Феофан Затворник предостерегал нас в своих трудах: «Европа, опередившая нас в некоторых отношениях, сильно страдает лжеверием, неверием и индифферентизмом. А между тем у нас только Европа и восхваляется, – и вот целыми кораблями везут к нам оттуда, вместе с добром, и полчища врагов истины (вещи, лица, книги), которым трудно найти приличное имя, между которыми можно, однако же, различить как бы два неприятельских стана: папизм и вольномыслие (как будто противоположности, а между тем это отец и исчадие его). Тайными путями входят они в область нашу в надежде на верный успех. Для нас лично не страшны, конечно, ни паутинные сети этого общества отщепенцев-папистов, ни призрачная лесть суемудрия, прикрытая личиною здравоумия и ратующая во имя свободы убеждения; но нам не себя только спасать, а и стадо Христово ограждать должно. А тут домашний враг, состоящий в заговоре с врагами внешними и подготовляющий им дорогу, – разъединение паствы с пастырями, незнать как образовавшееся, но начавшее высказываться уже печатно, – с одной стороны, и все более и более расширяющееся развитие стихий духа мирского, противного духу Христову, – с другой. Все это вы знаете, братие и отцы; верно, болите о том душою и горите готовностью противодействовать врагам. Я только пользуюсь случаем одновременно огласить слух всех, чтобы всех соединить в одну мысль и одну решимость деятельно спасать святую веру и все, что утверждается на вере. По крайней мере, вы видите, что предложить нам делать впереди, к какой именно борьбе надобно приготовлять учащихся и к каким трудам пригласить учившихся». (Свт. Феофан Затворник. О православии с предостережениями от погрешений против него.)
Татьяна Муравьева