19.06.2012
<-назад в раздел
ЦЕРКОВЬ СОБИРАЕТ ПОДРОБНЫЕ ДОСЬЕ НА КЛИРИКОВ И МОНАШЕСТВУЮЩИХ
В течение последних лет десяти, православная общественность в лице священнослужителей и мирян не раз предупреждала о реальной опасности, грозящей России в случае построение глобального информационного общества. Сотни тысяч верующих православных отказываются от способов учета персональных данных, основанных на использовании идентификаторов, штрихового кодирования информации, личных кодах и микрочипах.
Комиссией Межсоборного присутствия разработан проект «Позиция Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности», в котором дана оценка происходящим глобализационным событиям в нашей стране и в мире.
В этом проекте, в частности, говорится:
п. 9 «В связи с тем, что обладание персональной информацией создает возможность контроля и управления человеком через различные сферы жизни (финансы, медицинская помощь, семья, социальное обеспечение, собственность и другое), создается реальная возможность вмешательства не только в повседневную жизнь человека, но и в его духовный мир. Церковь разделяет опасения граждан и считает недопустимым ограничение конституционных прав в случае отказа человека дать согласие на обработку персональных данных».
п. 2 «Вся собранная информация может не только храниться, но автоматически анализироваться с целью принятия управляющих решений в отношении конкретного человека. Введение же сквозного идентификатора личности позволяет создать единую базу данных, где в режиме реального времени могут собираться, храниться и автоматически анализироваться данные из различных сфер жизни человека».
п. 6 «При этом попираются и элементарные нормы человеческой морали, которая всегда включала в себя представления о том, что можно знать о человеке и что не должно».
Казалось бы, вот он, необходимый нам документ. Только возникает вопрос, как поступить с появившимся весной 2012 г. «Распоряжением» Синодальной комиссии по монастырям о сборе персональных данных на клириков, монашествующих и послушников, несущих свое послушание в монастырях, храмах и подворьях Русской Православной Церкви?
Вот оно:
Настоящим вам благословляется в срок до 1 мая 2012 года передать начальнику Канцелярии Монастыря личные дела всех насельников (клириков, монашествующих, послушников) вверенных вам подворий. Каждое личное дело должно содержать следующий список документов:
1. Цветные поясные фотографии – 3 шт., размер – 6х9
2. Подписанная и датированная автобиография (см. приложение№1)
3. Список послушаний (см. приложение №2)
4. Справка о Крещении
5. Справка о Венчании (для белого духовенства)
6. Справка с места жительства
7. Медицинская справка №286
8. Справка из психоневрологического диспансера
9. Справка из кожно-венерического диспансера
11. Справка из туберкулезного диспансера
12. Справка о составе семьи или семейном положении
13. Копия паспорта (все заполненные листы)
14. Копия паспорта супруги (все заполненные листы – для белого духовенства)
15. Копия трудовой книжки (все заполненные листы, если есть)
16. Копия военного билета (все заполненные листы)
17. Копия свидетельства о браке (для белого духовенства)
18. Копия удостоверения о монашеском постриге (для монашествующих)
19. Документы об образовании (в т.ч. и светском). В том случае, если кандидат еще находится на обучении, необходимо представить справку с места учебы.
20. Поясные фотографии без головного убора (2 шт., размер 6х9)
21. Копия о хиротонии
22. Анкета (кроме прочих данных, требуется полная информация о родственниках: родителях, детях, братьях и сестрах. Их год рождения, образование, род деятельности, семейное положение, а также требуется указать вид собственности жилого помещения: собственность, аренда, съем и др.).
Просим настоятелей при оформлении и ведении личных дел насельников монастырей принять во внимание вышеозначенный перечень документов, которые согласно решениям Синодальной Комиссии по монастырям, должны в необходимом порядке присутствовать в личных делах.
Синодальная Комиссия по монастырям
Как соотносится вышеуказанный проект Межсоборного присутствия и это «Распоряжение» Синодальной комиссии по монастырям, требующее от священников и монашествующих предоставить все личные сведения о себе да и еще о своих родственниках и собственности? Получается, что в управляющих системах, системах хранения и обработки данных каждый клирик, монах и послушник будет идентифицирован вместе со всеми родственниками? А ведь «эта обработка включает в себя не только сбор и хранение, но и адаптацию, изменение, использование и распространение персональных данных».
«Распоряжение» явно противоречит Конституции РФ, поскольку не спрашивает согласия клириков, монахов и послушников на получение информации о частных лицах, их болезнях, родственных связях и т.д., а обязывает их предоставить такую информацию.
Такой принцип сбора персональных данных вступает в противоречие и с п.1, ст. 24 Конституции РФ, где сказано, что«сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».
Более того, в Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» был включен пункт 54, в котором сказано: Недопустимы такие средства и методы электронного учета перемещений и действий людей, которые вторгались бы в их частную жизнь и делали бы возможным тотальный контроль над личностью и управление ею».
Напрашивается вывод, что «Распоряжение» Синодальной Комиссии по монастырям противоречит не только Конституции РФ, но и принятому Архиерейским Собором Определению.
Кроме всего, в ст. 2 Федерального Закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» говорится, что «целью настоящего ФЗ является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну».
Судьба проекта Межсоборного присутствия весьма туманна, он еще только обсуждается, он не стал поддержкой народному негодованию и основой официальных протестов РПЦ, а электронные щупальцы уже проникли во многие регионы России.
Несмотря на митинги, телеграммы, прошения протестующей части населения России, 27 июля 2010 года Президент Медведев Д.А. подписал Федеральный закон №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», предусматривающий выдачу всем гражданам универсальной электронной карты, которая станет для человека единственным источником существования, на которой замкнется вся система жизнеобеспечения.
И альтернатива этому не предусматривалась. Смысл закона сформулировала тогда газета «Коммерсант»: «универсальная электронная карта должна стать аналогом паспорта гражданина и позволять однозначно идентифицировать его...»
Епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим о введении в России «универсальной электронной карты», сказал: «Мы, православные церковные люди, обоснованно относимся с осторожностью и недоверием к попыткам государства установить электронный контроль над своими гражданами. Ибо имеем на то свидетельства из Апокалипсиса и пророчества Святых Отцов: «..и он (антихрист) сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его..» (Откр.13, 16-17).
Протоиерей Олег Стеняев, комментируя принятие 9 марта 2011 года Мосгордумой закона «Об универсальной электронной карте», тоже не предусматривающий альтернативы, сказал, что «это вторжение в нашу личную жизнь, это делает каждого из нас абсолютно прозрачным, и это делается с целью контролировать людей, особенно тех людей, которые будут уклоняться от этой системы контроля, потенциальных противников». Вместе с тем, отец Олег высказал пожелание, чтобы «мы не забивались в какое-то добровольное гетто, потому что все гетто или лагеря рано или поздно заканчиваются газовой камерой».
15 марта 2012 г. Президенту Медведеву Д.А. было передано письмо от общественности, в котором выражалась просьба приостановить действие «Постановления Правительства РФ от 28 ноября 2011 г. №977 «О Федеральной государственной системе «Единой системе идентификации […] ,используемой для представления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», поскольку этот закон полностью разрушает традиционное представление о государстве, практически полностью упраздняя равенство в правах человека, закрепленное в статьях 2, 3, 7, 15, 18, 23, 24, 28, 29, 32, 35, 38, 39, 41, 43, 71, 72, 80, 82, 110-114, 130-133 Конституции РФ.
Кроме того, каждый раз, когда владельцу УЭК будет необходимо документально подтвердить свою личность, он вынужден будет обращаться к услуге хозяина машиносчитывающих устройств, т.е. в лице этого хозяина гражданин приобретает обязательного посредника во всех без исключения гражданских операциях, что ограничивает его свободу. Закон не предусматривает иных, кроме электронной, форм взаимодействия гражданина и государства, что очередной дискриминацией православных граждан, не приемлющих электронную систему учета.
Также в письме отмечалось, что в 1946 году Нюрнбергский Трибунал назвал нумерацию людей преступлением против человечности, не имеющим срока давности, а граждан России принуждают к использованию вместо имени идентификационных номеров, что противоречит и Конституции РФ, и Федеральному закону от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».
Судя по происходящим событиям, электронная карта вскоре будет введена, и на что же остается надеяться? На проект Межсоборного присутствия? А как же быть с «Распоряжением», которое издал другой орган той же самой церковной администрации?
В п.1ФЗ о «Персональных данных» говорится, что «Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе». Но по «Распоряжению» данные должны быть отправлены, и согласия священников, монахов, послушников не спросили и даже не предполагали это делать.
В «Распоряжении» содержатся унизительные требования о предоставлении медицинских справок и диагнозов, информация о которых является врачебной тайной и охраняется законом, значит надо понимать, что существующее «Распоряжение» нарушает конституционно охраняемые права граждан РФ, которыми являются и клирики, и монахи.
О ком же печется администрация Церкви? О государстве или о людях, денно и нощно служащих Богу, порой не доедая и не досыпая, спешащих помощь нуждающимся?
Публикуется с сокращениями по статье иеромонаха Алексия (Дмитриева) (www.novayagazeta.ru)
Комиссией Межсоборного присутствия разработан проект «Позиция Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности», в котором дана оценка происходящим глобализационным событиям в нашей стране и в мире.
В этом проекте, в частности, говорится:
п. 9 «В связи с тем, что обладание персональной информацией создает возможность контроля и управления человеком через различные сферы жизни (финансы, медицинская помощь, семья, социальное обеспечение, собственность и другое), создается реальная возможность вмешательства не только в повседневную жизнь человека, но и в его духовный мир. Церковь разделяет опасения граждан и считает недопустимым ограничение конституционных прав в случае отказа человека дать согласие на обработку персональных данных».
п. 2 «Вся собранная информация может не только храниться, но автоматически анализироваться с целью принятия управляющих решений в отношении конкретного человека. Введение же сквозного идентификатора личности позволяет создать единую базу данных, где в режиме реального времени могут собираться, храниться и автоматически анализироваться данные из различных сфер жизни человека».
п. 6 «При этом попираются и элементарные нормы человеческой морали, которая всегда включала в себя представления о том, что можно знать о человеке и что не должно».
Казалось бы, вот он, необходимый нам документ. Только возникает вопрос, как поступить с появившимся весной 2012 г. «Распоряжением» Синодальной комиссии по монастырям о сборе персональных данных на клириков, монашествующих и послушников, несущих свое послушание в монастырях, храмах и подворьях Русской Православной Церкви?
Вот оно:
Распоряжение
Настоящим вам благословляется в срок до 1 мая 2012 года передать начальнику Канцелярии Монастыря личные дела всех насельников (клириков, монашествующих, послушников) вверенных вам подворий. Каждое личное дело должно содержать следующий список документов:
1. Цветные поясные фотографии – 3 шт., размер – 6х9
2. Подписанная и датированная автобиография (см. приложение№1)
3. Список послушаний (см. приложение №2)
4. Справка о Крещении
5. Справка о Венчании (для белого духовенства)
6. Справка с места жительства
7. Медицинская справка №286
8. Справка из психоневрологического диспансера
9. Справка из кожно-венерического диспансера
11. Справка из туберкулезного диспансера
12. Справка о составе семьи или семейном положении
13. Копия паспорта (все заполненные листы)
14. Копия паспорта супруги (все заполненные листы – для белого духовенства)
15. Копия трудовой книжки (все заполненные листы, если есть)
16. Копия военного билета (все заполненные листы)
17. Копия свидетельства о браке (для белого духовенства)
18. Копия удостоверения о монашеском постриге (для монашествующих)
19. Документы об образовании (в т.ч. и светском). В том случае, если кандидат еще находится на обучении, необходимо представить справку с места учебы.
20. Поясные фотографии без головного убора (2 шт., размер 6х9)
21. Копия о хиротонии
22. Анкета (кроме прочих данных, требуется полная информация о родственниках: родителях, детях, братьях и сестрах. Их год рождения, образование, род деятельности, семейное положение, а также требуется указать вид собственности жилого помещения: собственность, аренда, съем и др.).
Просим настоятелей при оформлении и ведении личных дел насельников монастырей принять во внимание вышеозначенный перечень документов, которые согласно решениям Синодальной Комиссии по монастырям, должны в необходимом порядке присутствовать в личных делах.
Синодальная Комиссия по монастырям
Как соотносится вышеуказанный проект Межсоборного присутствия и это «Распоряжение» Синодальной комиссии по монастырям, требующее от священников и монашествующих предоставить все личные сведения о себе да и еще о своих родственниках и собственности? Получается, что в управляющих системах, системах хранения и обработки данных каждый клирик, монах и послушник будет идентифицирован вместе со всеми родственниками? А ведь «эта обработка включает в себя не только сбор и хранение, но и адаптацию, изменение, использование и распространение персональных данных».
«Распоряжение» явно противоречит Конституции РФ, поскольку не спрашивает согласия клириков, монахов и послушников на получение информации о частных лицах, их болезнях, родственных связях и т.д., а обязывает их предоставить такую информацию.
Такой принцип сбора персональных данных вступает в противоречие и с п.1, ст. 24 Конституции РФ, где сказано, что«сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».
Более того, в Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» был включен пункт 54, в котором сказано: Недопустимы такие средства и методы электронного учета перемещений и действий людей, которые вторгались бы в их частную жизнь и делали бы возможным тотальный контроль над личностью и управление ею».
Напрашивается вывод, что «Распоряжение» Синодальной Комиссии по монастырям противоречит не только Конституции РФ, но и принятому Архиерейским Собором Определению.
Кроме всего, в ст. 2 Федерального Закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» говорится, что «целью настоящего ФЗ является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну».
Судьба проекта Межсоборного присутствия весьма туманна, он еще только обсуждается, он не стал поддержкой народному негодованию и основой официальных протестов РПЦ, а электронные щупальцы уже проникли во многие регионы России.
Несмотря на митинги, телеграммы, прошения протестующей части населения России, 27 июля 2010 года Президент Медведев Д.А. подписал Федеральный закон №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», предусматривающий выдачу всем гражданам универсальной электронной карты, которая станет для человека единственным источником существования, на которой замкнется вся система жизнеобеспечения.
И альтернатива этому не предусматривалась. Смысл закона сформулировала тогда газета «Коммерсант»: «универсальная электронная карта должна стать аналогом паспорта гражданина и позволять однозначно идентифицировать его...»
Епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим о введении в России «универсальной электронной карты», сказал: «Мы, православные церковные люди, обоснованно относимся с осторожностью и недоверием к попыткам государства установить электронный контроль над своими гражданами. Ибо имеем на то свидетельства из Апокалипсиса и пророчества Святых Отцов: «..и он (антихрист) сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его..» (Откр.13, 16-17).
Протоиерей Олег Стеняев, комментируя принятие 9 марта 2011 года Мосгордумой закона «Об универсальной электронной карте», тоже не предусматривающий альтернативы, сказал, что «это вторжение в нашу личную жизнь, это делает каждого из нас абсолютно прозрачным, и это делается с целью контролировать людей, особенно тех людей, которые будут уклоняться от этой системы контроля, потенциальных противников». Вместе с тем, отец Олег высказал пожелание, чтобы «мы не забивались в какое-то добровольное гетто, потому что все гетто или лагеря рано или поздно заканчиваются газовой камерой».
15 марта 2012 г. Президенту Медведеву Д.А. было передано письмо от общественности, в котором выражалась просьба приостановить действие «Постановления Правительства РФ от 28 ноября 2011 г. №977 «О Федеральной государственной системе «Единой системе идентификации […] ,используемой для представления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», поскольку этот закон полностью разрушает традиционное представление о государстве, практически полностью упраздняя равенство в правах человека, закрепленное в статьях 2, 3, 7, 15, 18, 23, 24, 28, 29, 32, 35, 38, 39, 41, 43, 71, 72, 80, 82, 110-114, 130-133 Конституции РФ.
Кроме того, каждый раз, когда владельцу УЭК будет необходимо документально подтвердить свою личность, он вынужден будет обращаться к услуге хозяина машиносчитывающих устройств, т.е. в лице этого хозяина гражданин приобретает обязательного посредника во всех без исключения гражданских операциях, что ограничивает его свободу. Закон не предусматривает иных, кроме электронной, форм взаимодействия гражданина и государства, что очередной дискриминацией православных граждан, не приемлющих электронную систему учета.
Также в письме отмечалось, что в 1946 году Нюрнбергский Трибунал назвал нумерацию людей преступлением против человечности, не имеющим срока давности, а граждан России принуждают к использованию вместо имени идентификационных номеров, что противоречит и Конституции РФ, и Федеральному закону от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».
Судя по происходящим событиям, электронная карта вскоре будет введена, и на что же остается надеяться? На проект Межсоборного присутствия? А как же быть с «Распоряжением», которое издал другой орган той же самой церковной администрации?
В п.1ФЗ о «Персональных данных» говорится, что «Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе». Но по «Распоряжению» данные должны быть отправлены, и согласия священников, монахов, послушников не спросили и даже не предполагали это делать.
В «Распоряжении» содержатся унизительные требования о предоставлении медицинских справок и диагнозов, информация о которых является врачебной тайной и охраняется законом, значит надо понимать, что существующее «Распоряжение» нарушает конституционно охраняемые права граждан РФ, которыми являются и клирики, и монахи.
О ком же печется администрация Церкви? О государстве или о людях, денно и нощно служащих Богу, порой не доедая и не досыпая, спешащих помощь нуждающимся?
Публикуется с сокращениями по статье иеромонаха Алексия (Дмитриева) (www.novayagazeta.ru)