Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
РУССКОСТЬ – ЭТО ОСОБОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ. Митрополит Калужский и Боровский Климент. 11.03.2012

РУССКОСТЬ – ЭТО ОСОБОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ. Митрополит Калужский и Боровский Климент.

Председатель Издательского совета Русской православной церкви митрополит Калужский и Боровский Климент дал интервью «Российской газете».


Русских людей объединяет вера, история и культура. Русский – это тот, кто любит и ценит Россию, кто принимает и живет ее историей и культурой, кто знает и ценит русский язык. У нас сегодня те же храмы, те же святые, мы молимся практически теми же словами, которыми молились Сергий Радонежский, Серафим Саровский. Нас соединяет Христос, Своей Кровью, проливаемой за наши грехи, нас соединяют святые, подвижники, мученики, пострадавшие за Правду и оставшиеся Ей верными, которые молятся за нас.

«Современная Россия является наследницей и Советского Союза, и Российской империи, которая началась с Петра I, – подчеркнул, в частности, владыка. – Но это еще и та Русь, которая восходит к победе на поле Куликовом, когда, по мнению ряда историков, из населения отдельных разрозненных княжеств сформировался русский народ.

У нас непростая, трагическая история, но именно осознание необходимости единства и совместного противостояния злу сформировало нашу страну. Ее история началась со святого князя Владимира, и она существует с тех пор не просто как территория, а как культура, как народ, объединяемый героями отечества. Святые Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, святитель Тихон Патриарх Всероссийский, новомученики, герои Великой Отечественной войны – они определяют российскую историю. Без этих и многих, многих других имен Россия не может существовать.

Сейчас мы живем в новых геополитических условиях, но нам всем важно понимать то, что это жизнь одной страны в разных исторических формах, то, что наша современная жизнь неразрывно связана с историей нашей страны, осознаем мы это или нет, – подчеркнул митрополит Климент. – Мы все причастны к ее истории, можно даже сказать, – что мы все в ней находимся, что мы ее строим. Точно так же, как строили и защищали ее наши соотечественники при Ярославе Мудром, при святом князе Данииле Московском, при Александре Суворове, при Михаиле Кутузове, при маршале Жукове.

Церковь причастна к вечности и вводит в эту вечность всех верующих во Христа, делая их едиными, причем объединяя разные поколения. Поэтому для церковного человека историческая преемственность очевидна: у нас и сегодня те же храмы, те же святые, нас объединяет та же самая литургия, мы молимся практически теми же словами, которыми молились Сергий Радонежский, Серафим Саровский. Нас соединяет Христос, Своей Кровью, проливаемой за наши грехи, нас соединяют святые, подвижники, мученики, пострадавшие за Правду и оставшиеся Ей верными, которые молятся за нас.

Наш русский язык развился из славянского языка, который одухотворен, высок и поэтичен. Он, как и славянский язык, часть нашей великой культуры. Быть русским – значит быть носителем этой культуры.

Безсмысленно искать «русскость» по крови, – заметил при этом владыка. – Россия, Русь изначальная, Киевская, Московская, соединила разные племена, жившие на больших территориях: кривичей, вятичей, древлян, полян, угро-финские народы и многих, многих других, посредством общего языка, общей культуры на основе православной веры. Это особая культура, сложившаяся под влиянием византийского православия.

«Русскость» – это еще и особое состояние духа, свойство души человека. Это хорошо понимали наши предки. Помните, как у Пушкина: «Татьяна – русская душой». Русский – это человек очень душевный и отзывчивый, для которого жизнь по правде и широта души выше интеллектуальных изысков и материальных благ. Это человек, который осознает ответственность за землю, на которой живет. Он любит ее и ни на что не променяет. Это человек, который готов защищать ее от неприятеля, и в то же время он гостеприимен и щедр, настолько, что отдаст свою последнюю рубашку ближнему. <…>

Мы живем в стране, которая на протяжении почти тысячи лет основывала свою культуру на традициях православной веры, которая среди жизненно важных ориентиров занимала всегда первое место. На войну шли с девизом: «За веру, царя и Отечество», ставя веру на первое место. Так было при Александре Невском, так было при Дмитрии Донском, так же было и при Николае II, потому что именно духовный стержень помогал нашему народу побеждать и быть самоидентичным государством».

Источник: «РГ», столичный выпуск № 5675 (2).

<-назад в раздел

Русский календарь