23.01.2012
<-назад в раздел
МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН ЗАСЛУЖИЛ БИС!
22 января в Московском Доме музыки в рамках закрытия 2-ого Рождественского фестиваля духовной музыки состоится мировая премьера нового сочинения митр. Илариона Алфева кантаты «Stabat Mater»*...
Заключительный концерт 2-ого Рождественского фестиваля по традиции посвящен идее единения представителей разных конфессий в общем служении Богу и искусству.
«Stabat Mater» («Мать скорбящая») - поэтический текст на латинском языке.
Cлова католического гимна Stabat Mater (название по первой строчке «Stabat Mater dolorosa», «Стояла мать скорбящая») написал в 13-м веке итальянский поэт монах-францисканец Якопоне да Тодди.
Первая часть текста повествует о страданиях Богоматери во время распятия Иисуса Христа, а вторая представляет собой страстную мольбу грешника о даровании ему рая после смерти.
* В основе текста – библейский сюжет о распятии Иисуса Христа и страдании Пресвятой Девы Марии у подножия Креста. Сравнение текста с евангельским источником свидетельствует о поэтизации образа Богородицы,...
Изначально текст Stabat Mater предназначался для частной молитвы. Установлено наличие текста в частных (католических) молитвенниках с начала XIV века.
В XVI веке в Италии песнопение Stabat Mater исполнялось в рамках ежедневных духовных упражнений, проводимых францисканцами в частных молельных домах или церквах.
В период контрреформации в Германии культ Девы Марии получил особое распространение. Текст Stabat Mater своим трогательным содержанием соответствовал стремлениям иезуитов.
С середины XVIII века духовная музыка выходит за рамки церкви и исполняется в концертных программах: в парижском «Theatre – Italien» прозвучала вторая версия «Stabat Mater» Россини, в лондонском королевском «Albert Hall» – «Stabat Mater» Дворжака, в парижской «Grand Opera» – «Stabat Mater» Верди)...
Обращение к жанру Stabat Mater как правило связано с
1 - Трагическими событиями в жизни композитора.
2 - Написанием на заказ к определенному событию, памятной дате.
3 - ПОСВЯЩЕНИЕМ.
Якопоне да Тодди создал поэтический текст после трагической смерти жены, аналогична причина обращения к данному жанру 85-летним Верди, произведение «Stabat Mater» Дворжака стало выражением скорбных внутренних переживаний композитора в связи со смертью его детей
Внутренним фактором обращения к жанру Stabat Mater, помимо непосредственных событий в жизни композитора, является также мировоззрение.
В творчестве русских композиторов сочинения «Stabat Mater» не имеют большого значения. Очевидно, это определяется особым жанровым каноном, присущим православному богослужению, в котором нет места данной секвенции.
Многочисленные зрители приветствовали аплодисментами исполнение произведений, включенных в программу заключительного концерта музыкального форума. По окончании исполнения «Stabat Mater» хор и оркестр исполнили «на бис» еще одно произведение митрополита Илариона – «На реках Вавилонских», часть симфонии «Песнь восхождения».
Заключительный концерт 2-ого Рождественского фестиваля по традиции посвящен идее единения представителей разных конфессий в общем служении Богу и искусству.
«Stabat Mater» («Мать скорбящая») - поэтический текст на латинском языке.
Cлова католического гимна Stabat Mater (название по первой строчке «Stabat Mater dolorosa», «Стояла мать скорбящая») написал в 13-м веке итальянский поэт монах-францисканец Якопоне да Тодди.
Первая часть текста повествует о страданиях Богоматери во время распятия Иисуса Христа, а вторая представляет собой страстную мольбу грешника о даровании ему рая после смерти.
* В основе текста – библейский сюжет о распятии Иисуса Христа и страдании Пресвятой Девы Марии у подножия Креста. Сравнение текста с евангельским источником свидетельствует о поэтизации образа Богородицы,...
Изначально текст Stabat Mater предназначался для частной молитвы. Установлено наличие текста в частных (католических) молитвенниках с начала XIV века.
В XVI веке в Италии песнопение Stabat Mater исполнялось в рамках ежедневных духовных упражнений, проводимых францисканцами в частных молельных домах или церквах.
В период контрреформации в Германии культ Девы Марии получил особое распространение. Текст Stabat Mater своим трогательным содержанием соответствовал стремлениям иезуитов.
С середины XVIII века духовная музыка выходит за рамки церкви и исполняется в концертных программах: в парижском «Theatre – Italien» прозвучала вторая версия «Stabat Mater» Россини, в лондонском королевском «Albert Hall» – «Stabat Mater» Дворжака, в парижской «Grand Opera» – «Stabat Mater» Верди)...
Обращение к жанру Stabat Mater как правило связано с
1 - Трагическими событиями в жизни композитора.
2 - Написанием на заказ к определенному событию, памятной дате.
3 - ПОСВЯЩЕНИЕМ.
Якопоне да Тодди создал поэтический текст после трагической смерти жены, аналогична причина обращения к данному жанру 85-летним Верди, произведение «Stabat Mater» Дворжака стало выражением скорбных внутренних переживаний композитора в связи со смертью его детей
Внутренним фактором обращения к жанру Stabat Mater, помимо непосредственных событий в жизни композитора, является также мировоззрение.
В творчестве русских композиторов сочинения «Stabat Mater» не имеют большого значения. Очевидно, это определяется особым жанровым каноном, присущим православному богослужению, в котором нет места данной секвенции.
http://uchenitsa-iya.livejournal.com/
Многочисленные зрители приветствовали аплодисментами исполнение произведений, включенных в программу заключительного концерта музыкального форума. По окончании исполнения «Stabat Mater» хор и оркестр исполнили «на бис» еще одно произведение митрополита Илариона – «На реках Вавилонских», часть симфонии «Песнь восхождения».