Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ОБЩЕГО У ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ С ЕРЕТИКАМИ? 07.12.2011

ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ОБЩЕГО У ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ С ЕРЕТИКАМИ?

«Наиболее плодотворной формой экуменизма» кардинал Каспер назвал совместные молитвы христиан разных конфессий о единстве. При этом он заметил, что развитие экуменизма сегодня невозможно не заметить, в том числе и в связи с головокружительным ростом секты пятидесятников. Православную Церковь паписты, видимо, отнесли к одной из конфессий, уравняв ее со всеми религиозными организациями.
«Стены между Церквями однажды рухнут, и мы протрем глаза», – заявил кардинал Вальтер Каспер, вспоминая падение берлинской стены в 1989 г. Не нужно ждать больших церковно-политических прорывов, считает католический прелат. Поэтому необходимо придавать большое значение тому, что у Церквей общего. Об этом сообщает Радио Ватикана.

*  *  *
„Православить – означает правильно воздавать хвалу Богу. Но может ли однако бренная тварь, хотя бы и была исполнена искренней любви и благоговения к Своему Создателю, из глубины своего ничтожества, сама собою, уразуметь каким образом прославлять Бога достойно Его недоступного величия, если бы Он Сам не научил нас тому чрез Божественное Откровение? Правильное же прославление в том и состоит, чтобы мы искренно и сознательно, не только сердцем и умом, но и словами и делами воздавали хвалу Богу, Творцу и Спасителю нашему, – и не иначе, как Сам Он научил нас это совершать.
„Но где же, кроме как в св. церкви, мы можем научиться тому истинному Богопочтанию, которое заповедано Самим Господом, во время видимого Его пребывания на земле и передано св. апостолами векам и народам? Есть ли, вне церкви, иной какой либо верный блюститель всего, что нам заповедал Господь и в Богодухновенном писании, и в священном предании, которые, чрез столько веков, сохранились для нас на лоне церкви, как бы в некоей драгоценной сокровищнице? И можем ли мы, вопреки ее священных правил, заповедей и уставов православить Господа – ее Божественного Главу, Который обещал нам, что и врата адовы не одолеют Его церкви?
Итак православным может назваться только верный сын церкви. Ибо как говорит св. апостол Павел: никто не может положить иного основания, кроме положенного, которое есть Сам Иисус Христос (1 Кор. 3, 11); следовательно, кто чуждается церкви, чуждается и спасительного имени Христова, ибо только чрез посредство церкви познается Христос. Где кроме церкви можно почерпнуть чистое понятие о тайне воплощения Сына Божия для нашего искупления? И где кроме как в ее спасительных таинствах, можем мы усвоить себе плоды сего искупления? Где же, наконец, если не в самом ее богослужении, можем мы яснее изучать и ежедневно напоминать себе все священные догматы, необходимые для нашего спасения? (Феофан Затворник. Письма о православии. Киев 1873 г.)
Так Церковь Христова, в течении 8 веков, была спасительным кораблем, для всех верующих в Единого Господа Иисуса Христа. Но вот, в IX вв в церкви произошло крупное и печальное событие: римский папа, с своими последователями, увлекся суемудрием и отпал от единой церкви и веры. Так произошло разделение единой вселенской церкви, на восточную, сохраняющую в чистоте апостольское учете и западную или Латинскую, отступившую от него.
«Латинская церковь, говорить святитель Феофан, есть апостольского происхождения, но отступила от апостольских преданий и повредилась. Главный ее грех – страсть ковать новые догматы, по своему смышлению и своеволию. Сначала она изобрела догмат о происхождении Духа Святаго от Отца и Сына (filioque), а затем позднее еще два: о непорочном зачатии Божией Матери и о непогрешимости папы... Учение о происхождении Св. Духа и от Сына, повреждает догмат о Пресвятой Троице; учение о непорочном зачатии Божией Матери, повреждает догмат о повреждении нашего естества в падении и отчасти об искуплении; учение о непогрешимости папы, человеку самочинно присваивает Божеское свойство и повреждает общее учение о Бог и о человеке. Так у ней повреждены существеннейшие части христианского исповедания. Все сии учения чужды апостольскому преданию и суть человеческого измышления... которыми латиняне повредили и испортили св. веру, св. апостолами преданную. Особенно разрушителен последний новый догмат о непогрешимости папы. После него недоумеваешь, как и смотреть на эту церковь». (Письма епископа Феофана к разным лицам. Москва 1892 г.).
И из истории вселенских соборов нигде не видно, чтобы римский первосвященник признавался единственным и непогрешимым судьей в вопросах веры. Как на первом христианском соборе в Иерусалиме, апостолы и пресвитеры, со всею церковью, написав окружное послание Антиохийским христианам, начали словами: изволися Духу Святому и нам, и не требовали особенного утверждения его верховным Петром, так и отцы вселенских соборов руководились этим же правилом, и были примеры, что некоторые из этих семи соборов состоялись без участия римских пап, а но окончании им были посланы постановления соборные, но не для утверждения, а для руководства. Был и такой пример, что папа римский, не хотевший сначала подчиниться определению пятого вселенского собора, едва не лишился своей кафедры и удержался только признанием постановлений этого собора. Множество правил, изложенных на других соборах, возымели полную силу, хотя никогда не были признаваемы римскими папами, потому что в них осуждались некоторые римские обычаи. Из этого видно, как мало было нужно утверждение папское вселенскому собору. Окончательное решение догматов и канонов всегда происходило на самом соборе и затем уже оно рассылалось, как неотменное повеление, во все церкви, не исключая и Римской. (Письма о православии)
Подчинив здравое рассуждение соборов, произвольному решению одного первосвященника, превознесенного надменным титулом наместника Божия на земле, римская церковь до того дошла, что, смешав все в своей собственной дисциплине, запретила брак священникам и, что всего ужаснее, – похитила чашу, следственно половину таинства Евхаристии, у всех мирян, не смотря на ясные и точные слова Господни: Пейте от нея вcu (Mф. 26, 27). В своем стремлении олицетворить себя и свое учение в лице одного папы, она увлеклась до того, что вынуждена была признать за необходимое, для своей прочности, что бы глава ее был князем мирским, вопреки слова Господня, что Царство Его не от мира сего (Иoaн. 18, 36).
Католицизм понял христианство чисто практически, грубо. Царство Божие у него обращено в царство человеческое; из церковной иeрaрхии он образовал правительство, с правами жизни и смерти, – высшим выражением этого служить папа – глава церкви, подобно древнему Риму, повелевающий всему Mиру.
Католицизм питает чувства в верующих по преимуществу внешностью и бездушными церемониями, не отвечающими характеру христианского содержания. Согласно с своим чисто внешним воззрением, католик только рабски смотрел на свои отношения к Спасителю; он думал, что между ним и Божественным Искупителем нет и не может быть живого союза; что Его нужно умилостивлять, подобно тому, как это делается по отношению к земным царям и владыкам; что нужно платить подать Его наместнику, приносить жертвы и дары и ничего более... О любви, которая связывает с Ним мир человеческий, о благодатном, внутреннем общении с Ним в духе, он почти не слышал.... Сам Христос и Спаситель Мира – Невидимый, Вечный – являлся католику только под образом Христа видимого, и всемирная идея искупления и облагодатствования привязывалась к отдельной личности и даже к известной территории – к Риму...(Характер протестантства. С-Петербург. 1871 г.).
С течением времени, в римской церкви прибавлялось все боле разных заблуждений, и дело дошло до того, что некоторые недовольные ею, римские католики, отпали от нее и образовали свои общества протестантские. В XVI вв в Германии произошло сильное религиозное движение, результатом которого было появление священника Мартина Лютера с проповедью протестантства.


<-назад в раздел

Русский календарь