08.11.2011
<-назад в раздел
ОБРАЗ ПАСТЫРЯ
В сентябре этого года состоялась беседа с настоятелем храма святой великомученицы Екатерины в Риме, секретарем Администрации приходов Московского Патриархата в Италии иеромонахом Антонием (Севрюком).
– Участвуете ли Вы как секретарь Администрации православных приходов во встречах с представителями римо-католической «церкви» на территории Рима, если да, то в каких? Как Вы видите развитие отношений между православными приходами в Италии и римо-католической «церковью» в перспективе?
– Такие встречи, конечно, происходят. И происходят часто в нашем храме. Нередко гостями нашего прихода являются высокие представители римо-католической «церкви». Например, несколько недель назад нашим гостем был кардинал Сальваторе де Джорджи, который выразил желание посетить храм святой великомученицы Екатерины, познакомиться с его жизнью. Таких высокопоставленных гостей у нас достаточно много. Нас также приглашают принять участие в значимых событиях в жизни Римо-Католической Церкви, в конференциях, присутствовать на торжественных богослужениях.
На сегодняшний момент отношения с римо-католической «церковью» развиваются динамично. Это связано с тем, что римо-ратолическая «церковь» является одним из важных партнеров в диалоге, касающемся тех проблем и вызовов, которые стоят перед современным обществом. В первую очередь это проблема секуляризации, упадка нравственности, когда в ранг нормы возводится то, что Церковь всегда называла, называет и будет называть грехом. В этом мнения наших Церквей совпадают, нам есть что сказать вместе. Хочется надеяться, что наши отношения в этом направлении и впредь будут развиваться.
Немного истории:
17 сентября 2007года происходила беседа с воспитанниками СПб Духовной семинарии, представленная как – «Наши будущие пастыри». Одним из собеседников был Антоний Севрюк, 2 курс СПб ДС:
– Существует ли для вас идеал пастыря, встречался ли он вам в книгах или в жизни? Изменяется ли со временем идеал священника, т.е. те же черты должны быть свойственны хорошему пастырю, что 100-300 лет назад, или наше время требует новых качеств? А каким должен быть современный священник?
– Образ пастыря складывался в моем представлении и из моего общения со священнослужителями, и, конечно, из духовной литературы. Классическим образцом пастыря мне представляется святой праведный Иоанн Кронштадтский. Глубоко почитаю этого святого и очень рад, что в Петербурге могу прибегать к его мощам. Люблю его труды, особенно книгу «Моя жизнь во Христе». В них хорошо виден образ этого великого пастыря, которого вся Россия знает, почитает и любит.
Еще две тысячи лет назад величайший образ пастыря нам показал Господь Иисус Христос. И в своей главной духовной составляющей этот образ меняться не должен. Мне кажется, для пастыря главное – это строгость по отношению к себе. Он должен прекрасно понимать свою паству, знать ее нужды и проблемы, быть чутким к ним. Если человек сам многое пережил, он сможет помочь и людям. Он должен быть человеком, у которого всегда можно найти помощь и понимание в трудную минуту.
Но с другой стороны, этот образ должен меняться в соответствии с теми новыми требованиями, которые сегодня предлагает нам мир. Все мы живем в миру, и в церковь сегодня пришли очень разные люди, представители интеллигенции, молодежь, которая очень изменилась и сегодня уже не такая, какой была, скажем, пять лет назад. Священник должен все это понимать и уметь дать ответ любому. В этом, думаю, и заключается задача духовного образования. Священноначалие заботится, чтобы мы были всесторонне образованы. Меняется программа Духовных школ, вводятся новые предметы в соответствии с теми требованиями, которые выдвигает перед нами жизнь.
«Кто бы ни желал соединиться из православных с католиками или лютеранами и быть с ними одно – во Христе, одною Церковию, одним обществом верующих! Но кто из членов этих глаголемых церквей, особенно предстоятелей, именуемых папами, патриархами, митрополитами, архиепископами и епископами или же ксендзами, патерами, – согласится отречься от своих заблуждений? Никто. А мы согласиться с их еретическим учением не можем без вреда своему душевному спасению... Разве можно соединить несоединимое – ложь с истиной?» (Там же, стр. 31).
«Верны слова Спасителя нашего Иисуса Христа: кто не со Мною, тот против Меня (Мф. 12, 30). Католики, лютеране и реформаторы отпали от Церкви Христовой... они явно идут против Христа и Его Церкви... не уважают постов, превращают догматы веры спасительные. Они не с нами, против нас и против Христа» (Там же, стр. 32-33).
«Папы вообразили себя главами Церкви и основанием ее и даже наместниками Христовыми, что нелепо и ни с чем не сообразно. А отсюда все кичение римских пап и их давнишняя претензия на главенство и самовольное управление всею Вселенской Церковью. Ну, уж и натворили папы в своей папской церкви разных фокусов, разных ложных догматов, ведущих к фальши и в вере, и в жизни. Это вполне еретическая церковь» (Там же, стр. 35).
«Если бы Иисус Христос имел в виду дать Церкви Своей, по вознесении на небо, другого главу вместо Себя, или наместника, как говорят папы, считая себя наместниками Христа на земле, то Он ясно объявил бы об этом прежде Своего вознесения, ибо это столь важный для спасения душ человеческих догмат; да и апостолы бы объявили об этом, или себя кто-либо из них назвал наместником, а то никто из них не обмолвился, памятуя слова Господа: кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою (Мф. 20, 26); все же вы – братья (Мф. 23, 8)» (Там же, стр. 35).
«Паписты, признав главою церкви папу, возвели его на престол вместо Христа и обоготворили его, а Христа поставили на задний план. Папу сделали наместником Христа, между тем как Христос с нами пребывает во все дни до скончания века (Мф. 28, 20). Но посмотрите, сколько заблуждений допущено в папской (а не Христовой) вере, странных заблуждений, богохульных, – и вы с негодованием и ужасом отвернетесь от нея! – О, гордость человеческая! О, гордость сатанинская! Папа будто непогрешим! О, иезуитство!» (Там же, стр. 36).
«Единая глава Церкви небесной, земной и преисподней – Христос Бог. Может ли человек папа быть главою Церкви, сущей на небесах? Не может. Да и вообще может ли быть главою всей земной Церкви и распоряжаться участью земною и загробною – папа, человек грешный?.. Прочитайте историю пап: каковы они были? Много ли было из них достойных своего седалища? И только в первые века было несколько достойных, а в последующие века сколько было недостойных и порочных к стыду всей римской церкви! Это ли главы церквей?» (Там же, стр. 37-38).
«Католики превратили учение Самого" Премудрого Христа, небесного Учителя, без Которого никто не знает Отца, а только Он – Сын. Христос говорит, что Дух от Отца исходит, а между тем католики и лютеране с англиканцами говорят, что Он от Отца и Сына исходит. Да перестаньте же, наконец, хулить Духа Святого и возводить на Него ложь: хулящие Духа Святого не будут прощены ни в сем, ни в будущем веке. А вы забыли слова апостола: если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал. 1, 8). Это слово страшно или нет? – Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мф. 24, 35)» (Там же, стр. 38-39).
«Папы и католики отринули относительно мирян эту Кровь всеходатайственную и не дают им, вероятно из экономии, чтобы вина меньше выходило! А с каким бешеным рвением увлекают они православных в католичество, в свою погибельную веру Защити, Господи, Православие от лютого католичества, в котором все подчиняется произволу папы, иезуитов» (Там же, стр. 40).
«Именно в его догмате непогрешимости и заключается величайшая погрешность, ибо папа есть человек грешный и – беда, если он возомнит о себе, что он непогрешим. Сколько погрешностей величайших, гибельных для душ человеческих выдумала католическая, папская церковь в догматах, в обрядах, в канонических правилах, в богослужении, в мертвящих, злобных отношениях католиков к православным, в хулах и клеветах на Православную Церковь, в ругательствах, обращенных к Православной Церкви и к православным христианам! И во всем этом виноват непогрешимый, якобы, папа, его и иезуитов доктрина, их дух лжи, двоедушия и всяких неправильных средств ad maiorem Dei gloriam (к большей, якобы, славе Божией)» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Христианская философия. СПб. 1902, М., 1992, стр. 99).
«Ненависть к Православию, фанатизм и преследования православных, убийства – проходят красной нитью чрез все века жизни католичества. От плодов их познаете их. Таков ли дух заповедан нам Христом? Если кому, то католикам, лютеранам и реформаторам можно сказать: "Не весте, коего духа есте" (Лк. 9, 55)» (Там же, стр. 116).
«Папа и паписты до того возгордились и вознесли себя, что вздумали критиковать Самого Христа, Саму Ипостасную Премудрость Божию и простерли (под предлогом развития догматов) гордость свою до того, что извратили некоторые Его словеса, заповеди и установления, которые не должны быть изменяемы до скончания века, например, слово о Духе Святом, заповедь о чаше пречистой Крови Его, Которой они лишили мирян, ни во что поставили слова апостола Павла: «Елижды бо аще ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже при- идет» (1 Кор. 11, 26); вместо квасного хлеба употребляют на литургии опресноки» (Там же, стр. 117).
«Католики отпали от главы всей Церкви – Христа, избравши земную главу – погрешающего папу» (Там же, стр. 119).
«Придите к нам вы, именующие себя католиками, а нас порицающие схизматиками, и истяжимся, посмотрим беспристрастно, по Божьей правде, по Божьему цензу, на ваших святых, папою, а не Богом, прославленных, и сравним их с нашими святыми, Самим Богом засвидетельствованными бесчисленными чудесами исцелений и разных утешений с верою прибегавших к ним православных! Какая разница! Как истина веры нашей сияет и своим светом помрачает вашу, омраченную ересями и ложными мудрованиями веру» (Там же, стр. 127).
«О, суемудрие человеческое! О, лукавство, о, хитросплетение лжи! Лишили паписты мирян Крови Христовой, пролиянной во очищение от грехов. О, безглавое главенство, действующее вопреки истинной главе – Христу Богу!» (Там же, стр. 157).
– Участвуете ли Вы как секретарь Администрации православных приходов во встречах с представителями римо-католической «церкви» на территории Рима, если да, то в каких? Как Вы видите развитие отношений между православными приходами в Италии и римо-католической «церковью» в перспективе?
– Такие встречи, конечно, происходят. И происходят часто в нашем храме. Нередко гостями нашего прихода являются высокие представители римо-католической «церкви». Например, несколько недель назад нашим гостем был кардинал Сальваторе де Джорджи, который выразил желание посетить храм святой великомученицы Екатерины, познакомиться с его жизнью. Таких высокопоставленных гостей у нас достаточно много. Нас также приглашают принять участие в значимых событиях в жизни Римо-Католической Церкви, в конференциях, присутствовать на торжественных богослужениях.
На сегодняшний момент отношения с римо-католической «церковью» развиваются динамично. Это связано с тем, что римо-ратолическая «церковь» является одним из важных партнеров в диалоге, касающемся тех проблем и вызовов, которые стоят перед современным обществом. В первую очередь это проблема секуляризации, упадка нравственности, когда в ранг нормы возводится то, что Церковь всегда называла, называет и будет называть грехом. В этом мнения наших Церквей совпадают, нам есть что сказать вместе. Хочется надеяться, что наши отношения в этом направлении и впредь будут развиваться.
Немного истории:
17 сентября 2007года происходила беседа с воспитанниками СПб Духовной семинарии, представленная как – «Наши будущие пастыри». Одним из собеседников был Антоний Севрюк, 2 курс СПб ДС:
– Существует ли для вас идеал пастыря, встречался ли он вам в книгах или в жизни? Изменяется ли со временем идеал священника, т.е. те же черты должны быть свойственны хорошему пастырю, что 100-300 лет назад, или наше время требует новых качеств? А каким должен быть современный священник?
– Образ пастыря складывался в моем представлении и из моего общения со священнослужителями, и, конечно, из духовной литературы. Классическим образцом пастыря мне представляется святой праведный Иоанн Кронштадтский. Глубоко почитаю этого святого и очень рад, что в Петербурге могу прибегать к его мощам. Люблю его труды, особенно книгу «Моя жизнь во Христе». В них хорошо виден образ этого великого пастыря, которого вся Россия знает, почитает и любит.
Еще две тысячи лет назад величайший образ пастыря нам показал Господь Иисус Христос. И в своей главной духовной составляющей этот образ меняться не должен. Мне кажется, для пастыря главное – это строгость по отношению к себе. Он должен прекрасно понимать свою паству, знать ее нужды и проблемы, быть чутким к ним. Если человек сам многое пережил, он сможет помочь и людям. Он должен быть человеком, у которого всегда можно найти помощь и понимание в трудную минуту.
Но с другой стороны, этот образ должен меняться в соответствии с теми новыми требованиями, которые сегодня предлагает нам мир. Все мы живем в миру, и в церковь сегодня пришли очень разные люди, представители интеллигенции, молодежь, которая очень изменилась и сегодня уже не такая, какой была, скажем, пять лет назад. Священник должен все это понимать и уметь дать ответ любому. В этом, думаю, и заключается задача духовного образования. Священноначалие заботится, чтобы мы были всесторонне образованы. Меняется программа Духовных школ, вводятся новые предметы в соответствии с теми требованиями, которые выдвигает перед нами жизнь.
http://rusk.ru
Святой праведный Иоанн Кронштадтский († 1908): «Мы доселе все согласно и единомысленно верим в этот Символ веры и ни одной йоты не прибавляем к нему, чтобы не лишиться спасения за ложную прибавку, как католики, лютеране и англиканцы» (Живой Колос. Выписки из дневника за 1907-1908 гг., СПб, 1909, стр. 4).
«Кто бы ни желал соединиться из православных с католиками или лютеранами и быть с ними одно – во Христе, одною Церковию, одним обществом верующих! Но кто из членов этих глаголемых церквей, особенно предстоятелей, именуемых папами, патриархами, митрополитами, архиепископами и епископами или же ксендзами, патерами, – согласится отречься от своих заблуждений? Никто. А мы согласиться с их еретическим учением не можем без вреда своему душевному спасению... Разве можно соединить несоединимое – ложь с истиной?» (Там же, стр. 31).
«Верны слова Спасителя нашего Иисуса Христа: кто не со Мною, тот против Меня (Мф. 12, 30). Католики, лютеране и реформаторы отпали от Церкви Христовой... они явно идут против Христа и Его Церкви... не уважают постов, превращают догматы веры спасительные. Они не с нами, против нас и против Христа» (Там же, стр. 32-33).
«Папы вообразили себя главами Церкви и основанием ее и даже наместниками Христовыми, что нелепо и ни с чем не сообразно. А отсюда все кичение римских пап и их давнишняя претензия на главенство и самовольное управление всею Вселенской Церковью. Ну, уж и натворили папы в своей папской церкви разных фокусов, разных ложных догматов, ведущих к фальши и в вере, и в жизни. Это вполне еретическая церковь» (Там же, стр. 35).
«Если бы Иисус Христос имел в виду дать Церкви Своей, по вознесении на небо, другого главу вместо Себя, или наместника, как говорят папы, считая себя наместниками Христа на земле, то Он ясно объявил бы об этом прежде Своего вознесения, ибо это столь важный для спасения душ человеческих догмат; да и апостолы бы объявили об этом, или себя кто-либо из них назвал наместником, а то никто из них не обмолвился, памятуя слова Господа: кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою (Мф. 20, 26); все же вы – братья (Мф. 23, 8)» (Там же, стр. 35).
«Паписты, признав главою церкви папу, возвели его на престол вместо Христа и обоготворили его, а Христа поставили на задний план. Папу сделали наместником Христа, между тем как Христос с нами пребывает во все дни до скончания века (Мф. 28, 20). Но посмотрите, сколько заблуждений допущено в папской (а не Христовой) вере, странных заблуждений, богохульных, – и вы с негодованием и ужасом отвернетесь от нея! – О, гордость человеческая! О, гордость сатанинская! Папа будто непогрешим! О, иезуитство!» (Там же, стр. 36).
«Единая глава Церкви небесной, земной и преисподней – Христос Бог. Может ли человек папа быть главою Церкви, сущей на небесах? Не может. Да и вообще может ли быть главою всей земной Церкви и распоряжаться участью земною и загробною – папа, человек грешный?.. Прочитайте историю пап: каковы они были? Много ли было из них достойных своего седалища? И только в первые века было несколько достойных, а в последующие века сколько было недостойных и порочных к стыду всей римской церкви! Это ли главы церквей?» (Там же, стр. 37-38).
«Католики превратили учение Самого" Премудрого Христа, небесного Учителя, без Которого никто не знает Отца, а только Он – Сын. Христос говорит, что Дух от Отца исходит, а между тем католики и лютеране с англиканцами говорят, что Он от Отца и Сына исходит. Да перестаньте же, наконец, хулить Духа Святого и возводить на Него ложь: хулящие Духа Святого не будут прощены ни в сем, ни в будущем веке. А вы забыли слова апостола: если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал. 1, 8). Это слово страшно или нет? – Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мф. 24, 35)» (Там же, стр. 38-39).
«Папы и католики отринули относительно мирян эту Кровь всеходатайственную и не дают им, вероятно из экономии, чтобы вина меньше выходило! А с каким бешеным рвением увлекают они православных в католичество, в свою погибельную веру Защити, Господи, Православие от лютого католичества, в котором все подчиняется произволу папы, иезуитов» (Там же, стр. 40).
«Именно в его догмате непогрешимости и заключается величайшая погрешность, ибо папа есть человек грешный и – беда, если он возомнит о себе, что он непогрешим. Сколько погрешностей величайших, гибельных для душ человеческих выдумала католическая, папская церковь в догматах, в обрядах, в канонических правилах, в богослужении, в мертвящих, злобных отношениях католиков к православным, в хулах и клеветах на Православную Церковь, в ругательствах, обращенных к Православной Церкви и к православным христианам! И во всем этом виноват непогрешимый, якобы, папа, его и иезуитов доктрина, их дух лжи, двоедушия и всяких неправильных средств ad maiorem Dei gloriam (к большей, якобы, славе Божией)» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Христианская философия. СПб. 1902, М., 1992, стр. 99).
«Ненависть к Православию, фанатизм и преследования православных, убийства – проходят красной нитью чрез все века жизни католичества. От плодов их познаете их. Таков ли дух заповедан нам Христом? Если кому, то католикам, лютеранам и реформаторам можно сказать: "Не весте, коего духа есте" (Лк. 9, 55)» (Там же, стр. 116).
«Папа и паписты до того возгордились и вознесли себя, что вздумали критиковать Самого Христа, Саму Ипостасную Премудрость Божию и простерли (под предлогом развития догматов) гордость свою до того, что извратили некоторые Его словеса, заповеди и установления, которые не должны быть изменяемы до скончания века, например, слово о Духе Святом, заповедь о чаше пречистой Крови Его, Которой они лишили мирян, ни во что поставили слова апостола Павла: «Елижды бо аще ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже при- идет» (1 Кор. 11, 26); вместо квасного хлеба употребляют на литургии опресноки» (Там же, стр. 117).
«Католики отпали от главы всей Церкви – Христа, избравши земную главу – погрешающего папу» (Там же, стр. 119).
«Придите к нам вы, именующие себя католиками, а нас порицающие схизматиками, и истяжимся, посмотрим беспристрастно, по Божьей правде, по Божьему цензу, на ваших святых, папою, а не Богом, прославленных, и сравним их с нашими святыми, Самим Богом засвидетельствованными бесчисленными чудесами исцелений и разных утешений с верою прибегавших к ним православных! Какая разница! Как истина веры нашей сияет и своим светом помрачает вашу, омраченную ересями и ложными мудрованиями веру» (Там же, стр. 127).
«О, суемудрие человеческое! О, лукавство, о, хитросплетение лжи! Лишили паписты мирян Крови Христовой, пролиянной во очищение от грехов. О, безглавое главенство, действующее вопреки истинной главе – Христу Богу!» (Там же, стр. 157).