Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
МИРОЛЮБИВЫЕ РЕЧИ ЛАТИНЯН НЕ СКРОЮТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ПОПОЛЗНОВЕНИЙ РИМА 01.11.2011

МИРОЛЮБИВЫЕ РЕЧИ ЛАТИНЯН НЕ СКРОЮТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ПОПОЛЗНОВЕНИЙ РИМА

29 октября 2011 года в университете города Лугано (Швейцария) состоялась церемония вручения председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Волоколамскому Илариону степени доктора богословия honoris causa.
Университет основан в 1996, входит в состав университетской системы Швейцарии и утвердил себя, как многоязычное учреждение, имеющее широкую международную открытость. Он является одним из первых швейцарских университетов, принявших новую европейскую модель университетского обучения, так называемую Болонскую модель, цель которой – создание европейского пространства высшего образования посредством унификации учебных программ.
В торжественном акте, организованном богословским факультетом университета, приняли участие епископ Лугано, почетный канцлер богословского факультета Пьерджакомо Грампа, ректор факультета священник Аццолино Кьяппини, ректор Фрибургского университета священник Гвидо Фергаувен, профессор Фрибургского университета Барбара Халленслебен, клирик Корсунской епархии иеросхимонах Гавриил (Бунге), помощник председателя ОВЦС священник Димитрий Агеев, профессора и студенты университета, а также члены прихода Русской Православной Церкви в Лугано.
Епископ Пьерджакомо Грампа представил собравшимся гостя и рассказал о его деятельности на ниве межхристианского сотрудничества, а также о его многочисленных богословских и музыкальных трудах.
Поблагодарив богословский факультет Лугано за оказанную честь, митрополит Иларион прочел на итальянском языке доклад на тему «Быть в мире, но не от мира».
В одном из пунктов доклада был затронут вопрос межхристианского диалога, по которому митрополит высказал свое мнение: «В свете задач христианской миссии в современном мире отсутствие единства между христианами является скандалом для всего мира и для наших Церквей. Тем не менее, как положительное явление, нужно отметить развитие межхристианского диалога на различных уровнях и во многих сферах. Прежде всего, я хотел бы подчеркнуть перспективы православно-католического диалога. Новый импульс ему придало избрание на папский престол Бенедикта XVI – человека с очень острым и глубоким богословским умом, прекрасно знающего православную традицию и открытого к диалогу с Православными Церквами, человека, который много сделал и продолжает делать для единства христиан.
Наши взаимоотношения с Римско-Католической Церковью развиваются параллельно в нескольких направлениях. Во-первых, это продолжающийся в течение нескольких десятилетий богословский диалог, в ходе которого мы обсуждаем проблемы, нас разделяющие, в том числе такие, как уния и примат Римского епископа. Мы надеемся, что эта дискуссия поможет обеим сторонам понять, что путь к восстановлению единства лежит через возвращение к вере Церкви первого тысячелетия. И тогда существовали различия богословского, экклезиологического порядка, различия в обрядах, но христианам удавалось сохранить единство.
Хотелось бы, чтобы мы больше сотрудничали не только в богословской сфере, но и в тех областях, которые непосредственно касаются жизни наших верующих. Для многих из них богословский диалог представляется лишь академическими штудиями. Если мы будем обсуждать только богословские темы, которые разделяют нас и которые мы унаследовали от прошлого, нам не удастся достичь согласия в будущем. Существуют широкие возможности для сотрудничества в тех областях, которые нас уже объединяют. Ведь если говорить о православии и католичестве, нельзя не отметить, что у нас очень схожие социальные учения, а нравственные учения у православных и католиков почти одинаковые. Мы очень многое можем говорить и делать вместе, не ожидая того момента, когда разделения между нами будут преодолены. Так, мы можем вместе говорить секулярному миру о традиционной христианской семье, о ценности человеческой жизни».

*  *  *
Верующие люди отчетливо понимают пагубность соединения Святой Православной Церкви с еретической римо-католической конфессией. Многие убеждены, что это неминуемо приведет к расколу в Церкви. Существует образное сравнение этого возможного события с мучительной казнью, практиковавшейся некогда у древних: приговоренного к смерти человека клали в гроб с мертвым телом. Сравнение это на первый взгляд кажется гротескным, но на самом деле оно ничуть не преувеличено: что значит смерть тела, когда разговор идет о гибели безсмертной человеческой души, заразившейся ересью латинян-духоборцев (так католиков называют на Афоне).

«Российская Церковь, вместе со всеми автокефальными православными церквами, всегда молится, ждет и пламенно желает, чтобы эти бывшие чада Матери-Церкви и овцы единаго стада Христова (латиняне и протестанты), теперь завистью врага отторгнутые и заблудшие, покаялись и пришли в познание истины, снова возвратились в лоно Святой Соборной, Апостольской Церкви и к своему единому Пастырю.
Но, к великому нашему сожалению и общей скорби всех истинных чад Церкви, ныне приходится думать не столько о смягчении наших отношений к западным христианам и любвеобильном привлечении их обществ к единению с нами, сколько о неустрашимой бдительной защите вверенных нам словесных овец от непрестанных нападений и многообразных соблазнов со стороны латинян и протестантов, известные вековые вожделения Рима, послужившие в свое время причиной и отпадения его; известные из истории различные ухищрения его – и явные, и тайные, направленные к подчинению себе православного Востока; известны и ныне существующие и дорогостоящий школы, миссионерские общества, монашеские ордена и другие учреждения, постоянно возрастающие в числе и имеющие – единственную цель – уловить, если возможно чад православной Церкви. И на Российскую Церковь давно уже направлены взоры латинства.
Поэтому, как бы миролюбивы ни были речи латинян и как бы старательно они ни обнаруживали и ни оттеняли, своей любви и уважения к православной Церкви, к русскому народу и государству, эти речи не могут закрыть собою действительных поползновений Рима и мы по необходимости, лишь еще более усиливаем нашу бдительность и нашу решимость непоколебимо стоять на незыблемой почве православия и не увлекаться никакими видами ложно понятого мира, несмотря на все стремление наше к единению веры, заповеданному всем христианам Самим Христом, нашим Спасителем.
(Из ответа Русской церкви на окружное послание Константинопольской церкви 1902 г.).

<-назад в раздел

Русский календарь