Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
НАЗИДАНИЯ СВЯТЫХ НЕ ИССЯКАЮТ СО ВРЕМЕНЕМ 12.10.2011

НАЗИДАНИЯ СВЯТЫХ НЕ ИССЯКАЮТ СО ВРЕМЕНЕМ

В последнее время мы все наблюдаем стремительное «духовное» восхождение митрополита Илариона (Алфеева), которое сопровождает его высокий музыкальный потенциал. Духовные идеи митрополита находят свое выражение в экуменической деятельности Отдела Внешних Церковных Связей, который он возглавляет, а музыкальные творения по своему масштабу продвигаются как проповеднические.

И вот на сцене московского храма «Всех скорбящих Радость» в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 10 часов начнется фестиваль духовной музыки.

Особенностью фестиваля является исполнение церковных песнопений из современного и классического наследия во время богослужений. Откроется фестиваль архиерейским богослужением за которым будут петь: Бостонский фестивальный хор..., Православный хор богословского факультета универ. Йоенсуу (Финляндия) и Московский Синодальный хор.

Московский Синодальный хор исполнит произведения след. композиторов:
15 октября - митр.Илариона (Алфеева),
16 октября - митр. Илариона (Алфеева),
22 октября - С.В.Рахманинова;
23 октября - С.В.Рахманинова;
29 октября - А.Д.Кастальского;
30 октября - Антона Вискова;
04 ноября - П.И.Чайковского.

Готовящейся музыкальной проповеди, предшествовала проповедь митрополита Илариона 9-го сентября на пресс-конференции в РИА «Новости», где он высказал собственное мнение в вопросе служения по святоотеческому юлианскому календарю: «Церковный календарь не является сам по себе чем-то священным и незыблемым, и повторил слова, уже сказанные им ранее в одной из телепередач: «Календарь не является священной коровой, которую нельзя трогать».

Его суждения не совпали с мнением Церкви, что служение по святоотеческому юлианскому календарю является многовековой богослужебной традицией Православной Церкви и оно закреплено соборными постановлениями и святоотеческими правилами.

Очень насущным является Обращение Святейшего Патриарха Тихона от 4/17 ноября 1921 года к архипастырям и пастырям Православной Российской Церкви: О НЕДОПУСТИМОСТИ НОВОВВЕДЕНИЙ В ЦЕРКОВНО-БОГОСЛУЖЕБНОЙ ПРАКТИКЕ, хотя и прошло уже 90 лет.

«Ведомо нам по городу Москве и из других мест епархиальные преосвященные сообщают, что в некоторых храмах допускается искажение богослужебных чинопоследований отступлениями от церковного устава и разными нововведениями, не предусмотренными этим уставом. Допускаются самовольные сокращения в чинопоследованиях и даже в чине Божественной литургии. В службах праздникам выпускается почти все, что составляет назидательные особенности праздничного богослужения, с обращением, вместо того, внимания на концертное исполнение обычных песнопений, не положенных по уставу, открываются царские врата во время, когда не следует, молитвы, которые положены читать тайно, читаются вслух, произносятся возгласы, не указанные в Служебнике; шестопсалмие и другие богослужебные части из слова Божия читаются не на церковнославянском языке, а по-русски; в молитве отдельные слова заменяются русскими и произносятся вперемежку с первыми; вводятся новые во время богослужения действия, не находящиеся в числе узаконенных уставом священнодействий, допускаются неблагоговейные или лицемерные жесты, не соответствующие требуемой существом церковной службы глубине чувства смиренной, трепещущей Божия присутствия, души священнослужителя.
 
Все это делается под предлогом приспособить богослужебный строй к новым требованиям времени, внести в богослужение требуемое временем оживление и таким путем более привлекать верующих в храм.
На такие нарушения церковного устава и своеволие отдельных лиц в отправлении богослужения нет и не может быть нашего благословения.
 
Божественная красота нашего истинно назидательного в своем содержании и благодатно действенного церковного богослужения, как оно создано веками апостольской ревности, молитвенного горения, подвижнического труда святоотеческой мудрости и запечатлено Церковью в чинопоследованиях, правилах устава, должна сохраняться в Святой Православной Русской Церкви неприкосновенною как величайшее и священнейшее ее достояние. Совершая богослужение по чину, который ведет начало от лет древних и соблюдается по всей Православной Церкви, мы имеем единение с Церковью всех времен и живем жизнью всей Церкви...»
 
Тихон, Патриарх Московский и всея России
Град Москва 4/17 ноября 1921 г.

Редакция сайта «Русский календарь»

<-назад в раздел

Русский календарь