29.05.2011
<-назад в раздел
ДЕМОКРАТИЯ В АДУ, А НА НЕБЕ ЦАРСТВО
В книге Бытие Священного Писания содержится рассказ о древнем Вавилоне. Именно тогда люди достигли первоначальных успехов в гражданской общественности и культуре. Они изобрели кирпич и при помощи земляной смолы начали строить каменные здания. Потом решили строить города и башни для того, чтобы прославиться (Быт 11, 4, 7-8). Но Богу неугоден был гордый замысел человеков и Он смешал их языки. Они перестали понимать друг друга и разбрелись в разные стороны света. Этот отрывок Слова Божия имеет весьма глубокий смысл, который очень актуален для нашего времени. В нем дан тип государственной общественности, основанный только на праве и человеческой правде.
Философ В. Соловьев определяет право, как «принудительное требование реализации определенного минимально добра или порядка, не допускающего известных проявлений зла». Конечно, философы могут ошибаться, но данное определение права по смыслу близко к действительности. При этом право как небо от земли, далеко отстоит от христианской любви, заповеданной нам Господом нашим Иисусом Христом. Общество, основанное на человеческом праве не способно когда-либо объединить людей в единый монолит. Единство всегда будет разрушаться человеческой гордыней, себялюбием и эгоизмом. А право не уничтожает этих проявлений падшего человеческого естества. Напротив оно охраняет эгоизм человека от посягательства на него эгоизма других людей. Если взглянуть на глубинную цель государства, то обнаружим, что она состоит в создании таких условий бытия граждан, чтобы эгоизм каждого получал бы удовлетворение, не вступая в противоречие с интересами других. При этом неизбежно ограничивается эгоизм некоторых членов общества. И в этом внутреннее противоречие права. Оно и утверждает эгоизм и его ограничивает.
И потому, как пишет священномученик Илларион (Троицкий) епископ Верейский «общество, основанное на человеческом праве, всегда носит в себе самом семена своего разложения, ибо оно охраняет эгоизм, которые разъедает и разрушает всякое единение. Судьба башни Вавилона – судьба правового общества; в этом обществе часто должно происходить «смешение языков», когда люди перестают понимать друг друга, хотя бы и говорили на одном языке. Правовой порядок нередко сменяется ужасным беспорядком».
Такому правовому обществу противополагается христианское общество – Церковь Христова, которая основана на противоположности гордыни и эгоизма – любви. Заповедь новую даю вам, – говорит Господь, – да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. (Ин. 13, 34). И эта любовь создает не механическое, а реальное единение всех верных чад Церкви. Такова святоотеческая позиция в отношении прав человека и правового общества.
Но в последнее время в нашей Церкви появилось много неофитов, которые, не успев должным образом изучить Православную Веру, сумели добиться рукоположения в священный сан. Они не понимают церковной природы и ее отличия от гражданского правового общества. Тем не менее, скороспелые священники дерзают представлять всю полноту Русской Православной Церкви в международных структурах. Таков, например сотрудник антиканонического Отдела внешних церковных связей игумен Филипп (Рябых). Совсем недавно он стал представителем РПЦ в Совете Европы.
Вскоре после этого он дал интервью журналу «Огонек». Отвечая на один из вопросов корреспондента, Рябых заявил: «Такие ценности, как права человека, демократия и верховенство права, важны и для людей консервативных взглядов».
Неизвестно, кого понимает Рябых под людьми консервативных взглядов, но только во всяком случае это не православные христиане. Скорее всего, он имел в виду себя и ему подобных церковных либералов и модернистов, таких как протоиерей Всеволод Чаплин, который именует себя «правым».
А для настоящих православных христиан ценностью являются не «права человека», не дерьмократия, о которой святой праведный Иоанн Кронштадтский сказал, что «демократия в аду, а на небе царство». Ценностями православных христиан являются Закон Божий, церковное законодательство, а так же православная самодержавная монархия. Очень жаль, что такие малограмотные священнослужители выступают от имени Церкви. Они представляют только себя и экуменическое крыло РПЦ, а всю полноте Русской Православной Церкви они представлять не могут, поскольку их учение расходится с церковным учением.
Философ В. Соловьев определяет право, как «принудительное требование реализации определенного минимально добра или порядка, не допускающего известных проявлений зла». Конечно, философы могут ошибаться, но данное определение права по смыслу близко к действительности. При этом право как небо от земли, далеко отстоит от христианской любви, заповеданной нам Господом нашим Иисусом Христом. Общество, основанное на человеческом праве не способно когда-либо объединить людей в единый монолит. Единство всегда будет разрушаться человеческой гордыней, себялюбием и эгоизмом. А право не уничтожает этих проявлений падшего человеческого естества. Напротив оно охраняет эгоизм человека от посягательства на него эгоизма других людей. Если взглянуть на глубинную цель государства, то обнаружим, что она состоит в создании таких условий бытия граждан, чтобы эгоизм каждого получал бы удовлетворение, не вступая в противоречие с интересами других. При этом неизбежно ограничивается эгоизм некоторых членов общества. И в этом внутреннее противоречие права. Оно и утверждает эгоизм и его ограничивает.
И потому, как пишет священномученик Илларион (Троицкий) епископ Верейский «общество, основанное на человеческом праве, всегда носит в себе самом семена своего разложения, ибо оно охраняет эгоизм, которые разъедает и разрушает всякое единение. Судьба башни Вавилона – судьба правового общества; в этом обществе часто должно происходить «смешение языков», когда люди перестают понимать друг друга, хотя бы и говорили на одном языке. Правовой порядок нередко сменяется ужасным беспорядком».
Такому правовому обществу противополагается христианское общество – Церковь Христова, которая основана на противоположности гордыни и эгоизма – любви. Заповедь новую даю вам, – говорит Господь, – да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. (Ин. 13, 34). И эта любовь создает не механическое, а реальное единение всех верных чад Церкви. Такова святоотеческая позиция в отношении прав человека и правового общества.
Но в последнее время в нашей Церкви появилось много неофитов, которые, не успев должным образом изучить Православную Веру, сумели добиться рукоположения в священный сан. Они не понимают церковной природы и ее отличия от гражданского правового общества. Тем не менее, скороспелые священники дерзают представлять всю полноту Русской Православной Церкви в международных структурах. Таков, например сотрудник антиканонического Отдела внешних церковных связей игумен Филипп (Рябых). Совсем недавно он стал представителем РПЦ в Совете Европы.
Вскоре после этого он дал интервью журналу «Огонек». Отвечая на один из вопросов корреспондента, Рябых заявил: «Такие ценности, как права человека, демократия и верховенство права, важны и для людей консервативных взглядов».
Неизвестно, кого понимает Рябых под людьми консервативных взглядов, но только во всяком случае это не православные христиане. Скорее всего, он имел в виду себя и ему подобных церковных либералов и модернистов, таких как протоиерей Всеволод Чаплин, который именует себя «правым».
А для настоящих православных христиан ценностью являются не «права человека», не дерьмократия, о которой святой праведный Иоанн Кронштадтский сказал, что «демократия в аду, а на небе царство». Ценностями православных христиан являются Закон Божий, церковное законодательство, а так же православная самодержавная монархия. Очень жаль, что такие малограмотные священнослужители выступают от имени Церкви. Они представляют только себя и экуменическое крыло РПЦ, а всю полноте Русской Православной Церкви они представлять не могут, поскольку их учение расходится с церковным учением.
Николай Светлов