08.04.2011
<-назад в раздел
УСЛУГИ ДЛЯ МУСУЛЬМАН СО СКИДКОЙ
В столице Татарстана стала появляться реклама товаров и услуг, которые дают преимущества мусульманам. Это вызывает непонимание общественности, причем как атеистов, так и самих верующих мусульман.
В поле зрения корреспондента ИА REGNUM попал рекламно-информационный путеводитель по халяльному бизнесу «Халяль гид», где размещено рекламное объявление одного из казанских мусульманских центров, предоставляющего стоматологические услуги, а также услуги для автовладельцев. При этом указано, что одной категории граждан (конкретно – мусульманам) услуги предоставляются со скидкой.
В телефонном разговоре с управляющим этой стоматологической клиники (который категорически отказался называть свое имя) выяснилось, что «скидки даются и не мусульманам тоже», однако их размер и условия получения собеседник назвать не смог. Также не смог он пояснить, как реклама со «скидками для мусульман» попала в рекламно-информационный путеводитель (зарегистрирован федеральной Службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ПИ ТУ 16-00446 от 22 сентября 2010 года).
Комментируя подобный факт, менеджер по связям с общественностью другой казанской стоматологической клиники Василий Иванов заявил: «Подобная дифференциация пациентов является абсолютно неприемлемой для врача. На мой взгляд, это ничем не лучше ситуации, если бы стоимость услуг отличалась в зависимости от цвета кожи человека. Все врачи в нашей стране приносят клятву врача Российской Федерации, в тексте есть такие слова: «Быть всегда готовым оказать медицинскую помощь больному <...>, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».
«Как видим, – говорит Иванов, – здесь прямым текстом запрещается делить людей по вероисповеданию. Кроме того, в тексте клятвы есть такие слова: «Я торжественно клянусь: честно исполнять свой врачебный долг». Если врач делит пациентов по признаку вероисповедания либо по признаку цвета кожи – это, на мой взгляд, уже не является честным исполнением врачебного долга».
Реакция представителя мусульманской общественности также была не в пользу деления клиентов по религиозному признаку. Так, главный редактор мусульманской газеты «Умма» Ришат Хамидуллин напомнил, что «мы живем в светском государстве, и законы, касающиеся рекламы, также регулируются государством». По его мнению, «Антимонопольная служба не заставит себя долго ждать». Кроме того, по мнению Хамидуллина, определить «мусульманин ты или нет – очень сложно». «Ведь если нет бороды, тюбетейки или платка, как доказать свою религиозную принадлежность?».
Эксперт Казанского центра региональных и этнорелигиозных исследований Яна Амелина указывает, что «само наличие скидок мусульманам в стоматологической клинике, автомагазине или иных учреждениях и предприятиях нарушает действующее законодательство, которое не делит население России по конфессиональному или любому другому признаку. Равенство граждан РФ декларируется Конституцией и далее законами, вплоть до закона о правах потребителя, и это общеизвестный факт». В то же время эксперт уверена, что «создание преимуществ для представителей той или иной религиозной общности потенциально создает угрозу межконфессиональному миру в республике, поскольку искусственно выделяет (в данном случае – мусульман) из общего массива жителей Казани».
«Очевидно, что зубы мусульман ничем не отличаются от зубов последователей иных религий, а также неверующих и атеистов – так из каких соображений мусульманам должны предоставляться скидки? Понятно, что, например, личное знакомство с врачом может сделать визит к стоматологу и вовсе безплатным, но подобные вещи не прописываются в рекламах медицинских клиник. Полагаю, что никому не следует искусственно противопоставлять приверженцев той или иной конфессии друг другу, тем более напоказ, в общедоступной рекламе», – делает вывод Яна Амелина.
В поле зрения корреспондента ИА REGNUM попал рекламно-информационный путеводитель по халяльному бизнесу «Халяль гид», где размещено рекламное объявление одного из казанских мусульманских центров, предоставляющего стоматологические услуги, а также услуги для автовладельцев. При этом указано, что одной категории граждан (конкретно – мусульманам) услуги предоставляются со скидкой.
В телефонном разговоре с управляющим этой стоматологической клиники (который категорически отказался называть свое имя) выяснилось, что «скидки даются и не мусульманам тоже», однако их размер и условия получения собеседник назвать не смог. Также не смог он пояснить, как реклама со «скидками для мусульман» попала в рекламно-информационный путеводитель (зарегистрирован федеральной Службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ПИ ТУ 16-00446 от 22 сентября 2010 года).
Комментируя подобный факт, менеджер по связям с общественностью другой казанской стоматологической клиники Василий Иванов заявил: «Подобная дифференциация пациентов является абсолютно неприемлемой для врача. На мой взгляд, это ничем не лучше ситуации, если бы стоимость услуг отличалась в зависимости от цвета кожи человека. Все врачи в нашей стране приносят клятву врача Российской Федерации, в тексте есть такие слова: «Быть всегда готовым оказать медицинскую помощь больному <...>, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».
«Как видим, – говорит Иванов, – здесь прямым текстом запрещается делить людей по вероисповеданию. Кроме того, в тексте клятвы есть такие слова: «Я торжественно клянусь: честно исполнять свой врачебный долг». Если врач делит пациентов по признаку вероисповедания либо по признаку цвета кожи – это, на мой взгляд, уже не является честным исполнением врачебного долга».
Реакция представителя мусульманской общественности также была не в пользу деления клиентов по религиозному признаку. Так, главный редактор мусульманской газеты «Умма» Ришат Хамидуллин напомнил, что «мы живем в светском государстве, и законы, касающиеся рекламы, также регулируются государством». По его мнению, «Антимонопольная служба не заставит себя долго ждать». Кроме того, по мнению Хамидуллина, определить «мусульманин ты или нет – очень сложно». «Ведь если нет бороды, тюбетейки или платка, как доказать свою религиозную принадлежность?».
Эксперт Казанского центра региональных и этнорелигиозных исследований Яна Амелина указывает, что «само наличие скидок мусульманам в стоматологической клинике, автомагазине или иных учреждениях и предприятиях нарушает действующее законодательство, которое не делит население России по конфессиональному или любому другому признаку. Равенство граждан РФ декларируется Конституцией и далее законами, вплоть до закона о правах потребителя, и это общеизвестный факт». В то же время эксперт уверена, что «создание преимуществ для представителей той или иной религиозной общности потенциально создает угрозу межконфессиональному миру в республике, поскольку искусственно выделяет (в данном случае – мусульман) из общего массива жителей Казани».
«Очевидно, что зубы мусульман ничем не отличаются от зубов последователей иных религий, а также неверующих и атеистов – так из каких соображений мусульманам должны предоставляться скидки? Понятно, что, например, личное знакомство с врачом может сделать визит к стоматологу и вовсе безплатным, но подобные вещи не прописываются в рекламах медицинских клиник. Полагаю, что никому не следует искусственно противопоставлять приверженцев той или иной конфессии друг другу, тем более напоказ, в общедоступной рекламе», – делает вывод Яна Амелина.
http://vit65d.ya.ru/index