Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
01.04.2011

ДЕРЖИМ ИСПОВЕДАНИЕ, КАКОЕ ПРИНЯЛИ

Выступая в очередной раз в эфире передачи «Церковь и мир» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) по просьбам телезрителей рассказал, может ли мнение отдельных священников не совпадать с мнением Церкви, какие разногласия допустимы между членами одной Церкви и как вырабатывается официальная церковная позиция.
Отвечая на вопросы телезрителей, митрополит Иларион коснулся также вопроса о церковном календаре. Он уверен, что разница в датах празднования церковных событий в разных Поместных Церквах не должна смущать верующих: «Я разговаривал с архимандритом Софронием (Сахаровым), который был учеником преподобного Силуана Афонского и написал книгу о нем, и я ему задал этот же вопрос, который нам задают телезрители. И отец Софроний, немного подумав, сказал: «События, которым посвящены церковные праздники, относятся к вечности и вообще не имеют отношения к календарю»».

Здесь нужно отметить, что архимандрит Софроний (Сахаров), на которого митрополит Иларион ссылается как на неоспоримый авторитет, таковым для многих верующих не является. В его трудах немало священнослужителей и мирян усматривает тонкую прелесть и расхождение со святоотеческим наследием. Нельзя обойти вниманием и тот факт, что архим. Софроний основал в Англии новостильный монастырь, т.е. осознанно отверг святоотеческое предание Церкви, касающееся календаря.
С того времени, как под давлением масонов в некоторых Поместных Православных Церквах была проведена беззаконная календарная реформа, истинные исповедники Веры Православной не стали на путь тяжкого греха непослушания Церкви принятием нового стиля при смешанном календаре и своими трудами и проповедью стремились уберечь от этого паству.


Яркий пример такого служения представляют работы приснопамятного архиепископа Серафима (Соболева):
<…>«Отсюда понятно, почему Православная Церковь так решительно и ревностно противилась этому антицерковному новшеству с самого начала введения календарной реформы и до самого последнего времени. Как только папа Григорий XIII ввел новый стиль, немедленно в том же 1582 году Вселенский Патриарх Иеремия II, вместе со своим Синодом, осудил новое римское счисление, как несогласное с преданием Православной Церкви. В следующем 1583 году Патриарх Иеремия, при участии Патриархов Александрийского Сильвестра и Иерусалимского Софрония VI, созвал Церковный Собор, осудивший введение в Римской церкви Григорианского календаря, как противное канонам всей Вселенской Церкви и нарушающее постановление I Вселенского Собора о порядке исчисления дня Святой Пасхи. Этот Собор – в своем постановлении, Сигиллионе 20 ноября 1583 года призывает православных твердо и неуклонно, даже до пролития своей крови, держаться православного месяцеслова и Юлианской Пасхалии, налагая на всех нарушителей настоящего своего постановления анафему, отлучение от Православной Церкви. О таком же своем решении Константинопольский Собор сообщил всем Восточным Церквам, Московскому Митрополиту Дионисию, Церкви Ионийских островов, знаменитому поборнику Православия в Западной Руси князю Константину Острожскому, Венецианскому дожу Н. Дапонте и папе Григорию XIII, виновнику церковной смуты."
Также совершенно отрицательно к введению нового стиля относились Вселенские Патриархи, а вместе с ними и вся Вселенская Церковь, и в последующие столетия. Например, Константинопольский Патриарх Каллиник XI вместе с Антиохийским Патриархом Афанасием (1686–1728) свидетельствовал, что празднование Пасхи одновременно с католиками, отречение от установлении Православной Церкви о постах и применение уставов церкви Римской есть измена Православию и отступление от святоотеческих заветов, гибельное для чад Православной Церкви, поэтому каждый христианин обязан праздновать Пасху и соединенные с нею праздничные дни и церковные времена применительно к практике Православного Востока, а не инославного Запада, чуждого нам по вере.
Вселенский Патриарх Кирилл V в своем Окружном послании в 1756 году налагает на всех христиан, принявших новый стиль, страшные проклятия на временную земную и вечную жизнь.
С целью предохранения православных от принятия нового стиля, как величайшего греха, Вселенский Патриарх Анфим VI, совместно с прочими Восточными Патриархами: Александрийским Иерофеем, Антиохийским Мефодием и Иерусалимским Кириллом с их синодами в 1848 году в Окружном послании от имени Единой Кафолической и Апостольской Церкви высказали такое исповедание веры:
"У нас ни патриархи, ни соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое Тело Церкви, то-есть народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верою отцев его... Да держим исповедание, какое приняли от таковых мужей, – святых Отец, да отвращаемся всякого новшества, как диавольского внушения, на что, если бы кто дерзнул или делом, или словом, или помышлением, таковый отрекся уже веры Христовой, уже добровольно подвергся вечной анафеме за хулу на Духа Святого, якобы несовершенно глаголавшего в Священном Писании и во Вселенских Соборах. Итак, все новшествующие: еретики ли то, или раскольники, добровольно облекошеся в клятву, яко в ризу (Пс. 118,18), хотя бы то были папы, хотя бы патриархи, хотя бы миряне, аще бы ангел с небесе - анафема ему"
В 1902–1904 годах по инициативе знаменитого Константинопольского Патриарха Иоакима III Автокефальные Церкви: Константинопольская, Иерусалимская, Греческая, Русская, Сербская, Румынская и Черногорская в лице своих представителей высказались за отрицание календарной реформы папы Григория XIII.
В таком же смысле высказался Всероссийский Церковный Собор 1917–1918 годов, сделавши постановление строго держаться старого стиля для церковного времяисчисления. При этом своем постановлении Московский Собор, вместе с другими основаниями, принял во внимание мнение проф. Московской Духовной Академии о. Дмитрия Александровича Лебедева, который, в силу научно-астрономических и церковно-канонических данных, засвидетельствовал пагубность всякого сближения с Григорианским стилем, отдавая безусловное преимущество старому Юлианскому стилю».<…> (Архиепископ Серафим (Соболев) О новом и старом стиле. Доклад на Московском Всеправославном Совещании 1948 г.

Редакция сайта "Русский календарь"

<-назад в раздел

Русский календарь