Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
27.03.2011

ОТКРЫТ ПАМЯТНЫЙ ЗНАК В ЧЕСТЬ 900-ЛЕТИЯ ПОБЕДЫ РУССКИХ ВОЙСК НАД ПОЛОВЦАМИ

В Харьковской области в городе Изюм фонд «Честь и Достоинство» при поддержке Изюмской районной государственной администрации, Изюмского городского совета и ряда общественных организации («Память Державы», «Русь Триединая», «Русское Движение Украины», «За культурно-языковое равноправие», «Чугуевское военно-историческое общество») 26 марта провели мероприятия, посвященные 900-летию победы над половцами на реке Сальница (ныне Сухой Изюмец) объединенных сил русских князей под руководством Владимира Мономаха. Здесь состоялось торжественное открытие и освящение памятного знака в честь 900-летия победы, датированной 27 марта 1111 г.
Поход Владимира Мономаха ставил своей задачей освободить земли Киевской Руси от опустошительных половецких набегов объединенными усилиями дружин семи русских князей. Всего же Мономах участвовал в 83 военных походах, заключил 19 мирных договоров и пленил около 100 половецких князей.

«Если раньше историю русскую военной доблести мы вели от Ледового побоища и Невской битвы, воспевая деяния святого Благоверного князя Александра Невского, то теперь мы с полной уверенность сможем сделать это с 1111 года, а город Изюм становится не только местом жестоких поражений в годы ВОВ, но и городом воинской славы с 900-летней историей», – сообщил Геннадий Макаров, председатель координационного совета русских организаций Востока Украины.
По его словам, теперь в Харькове принято решение о проведении конкурса сочинений среди школьников, посвященного древнерусскому периоду, а также викторины.
Кроме того, решено провести военно-историческую реконструкцию битвы с половцами.
В завершении мероприятия изюмские казаки вынесли в зал копии хоругвей Владимира и знаменитую шапку Мономаха, взятую напрокат из Харьковского оперного театра.

Немного истории:

Великий Князь Владимир Мономах (1053-1125) – внук Ярослава Мудрого, сын князя Всеволода, женатого на дочери Византийского императора Константина Мономаха. Прославился и ратными подвигами за Отечество (сумел прекратить княжеские междоусобицы и объединить большую часть древней Руси), и своим добрым нравом. Летописцы славят его незлобие, щедрость, милосердие, покорность отцу, которого он ни разу не ослушался.
В 1113 г. киевляне упросили Князя Владимира сесть на престол. Тринадцатилетнее правление Мономаха было счастливейшим на Руси. Византийский Император прислал Владимиру Мономаху царский венец, бармы и золотые цепи и греческий митрополит Неофит торжественно возложил венец на голову Владимира и назвал его царем – потому Вел. Князь считается первым русским венчанным самодержцем. Венец назвали шапкой Мономаха, и им венчались на княжение русские Великие Князья и Цари.
Лучшей характеристикой Князя Владимира служит его завещание детям:
«Не бегал я для сохранения живота своего, не щадил головы своей... Дети! Не бойтесь ни рати, ни зверя, делайте мужское дело, ничто не может нам вредить, если Бог не позволит; а от Бога будет смерть, так ни отец, ни братья, не отнимут; Божье блюденье лучше человеческого».
«Дети мои, храните заповеди Божии, ходите по стопам отцов наших. Страх Божий – основание добродетели. Хвалите Бога и любите человека, Не пост, не уединение, не монашество спасет вас: спасут вас дела добрые... Не имейте гордости ни в уме, ни в сердце…Бойтесь лжи, пьянства и любострастия, равно пагубного для тела и души Не засыпай те ниюгда без земного поклона... Да не застанет вас солнце в постели. Идите рано в церковь воздать Богу хвалу утреннюю...».

А вот самое яркое свидетельство понимания Мономахом княжения как служения: «Гордости не имейте в сердце и уме: смертные все, сегодня живы, а завтра в гробу, все, что имеем, Ты, Господи, дал. Не наше, но Твое поручил нам еси на мало дней». Эта мысль – что князь (царь) лишь распорядитель власти, данной Богом, ответчик перед Ним за врученную его попечению страну и людей – ляжет со временем в основу самовоззрения всякой законной власти на Руси.
Удержать народ в рамках богоугодного жития, оберегая его от соблазнов и поддерживая всякое благочестивое начинание – такова державная задача власти. И народ русский – державный народ в той мере, в какой он соучаствует в выполнении этой задачи, удерживая рвущееся в мир сатанинское зло от распространения и господства.
О космической значимости этого противостояния злу Церковь знает со времен апостола Павла, возвестившего, что Антихрист, этот "человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею", не придет, несмотря на то, что "тайна беззакония уже в действии", до тех пор, "пока не будет взят от среды удерживающий теперь" (2 Сол. 2: 3, 4, 7).
Не покладая рук трудились над созданием российской державы русские князья. Свидетели тому – многие десятки святых Рюриковичей, прославленных Церковью строителей и защитников русской православной государственности. Терпеливо и любовно складывали они основание будущего русского православного царства, преодолевая междоусобия, примиряя враждующих, отвергая честолюбивых. С момента раздробления России на множество уделов после смерти Ярослава Мудрого объединительная работа не утихала ни на миг. Поучения Владимира Мономаха, самодержавные устремления святого Андрея Бого-любского, кропотливый труд московских князей по собиранию Руси – все это лишь этапы становления русской державности, завершившиеся двумя блестящими царствованиями – Иоанна III и Иоанна IV и утвердившими национальное единство, освященное в своих истоках и целях святынями веры. <…> ( По книге Русская симфония. Митр. Иоанн (Снычев)).

<-назад в раздел

Русский календарь