ДА ИСПРАВИТ СИНОД ЭЛЛАДСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ КАЛЕНДАРНОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ СВОИХ ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ
Синод Элладской Православной Церкви подверг критике власти Греции. В своем послании «К народу», которое было зачитано во всех храмах Элладской Православной Церкви во время Рождественской службы, иерархи выразили позицию Церкви относительно драматических событий, происходящих греческом обществе в последнее время.
«Наша страна выглядит более несвободной и по сути управляемой своими кредиторами. Действительно, то, что произошло у нас на родине – нечто беспрецедентное и шокирующее. Одновременно с духовным, социальным и экономическим кризисом налицо и отказ от своего характера. Речь идет о попытке ликвидировать то, что до нынешнего дня считалось естественным для жизни в нашем государстве. Таких мер требуют наши кредиторы. Поэтому мы заявляем, что наша страна оккупирована и выполняет приказы своих хозяев, наших кредиторов», – говорится в послании по поводу мер по устранению последствий мирового финансового кризиса в греческой экономике.
«Все эти проблемы в обществе и экономике, которые сегодня требуется решить таким насильственным образом – почему они не были изменены вовремя? Почему было необходимо доводить дело до такого состояния? Лица на нашей политической сцене одни и те же уже десятилетия подряд», – говорится в послании.
«Как исчислить такую политическую цену, зная, что она приведет страну к катастрофе? Поэтому сегодня многие думают, что политики действовали как агенты. Сейчас проводятся глубинные изменения, которые ранее взволновали бы всю Грецию, а сегодня они проходят почти без какой-либо реакции. Экономический кризис, которым измучена наша страна – это только верхушка айсберга. Он является результатом и плодом другого кризиса, духовного», – добавляют члены Синода.
«Руководство не может нести ответственность перед народом, не может или не хочет говорить на языке правды и развивает клиентелизм, так как имеет цель завладеть и распределить власть. Это и власть, которая, по сути, показывает, что не ценит истинные интересы страны и народа, а с другой стороны, это и народ, наш, который действует безответственно. Мы отдались во власть экономического термина "устойчивый рост", легкому обогащению, привольной жизни, стремимся к легкому доходу и иллюзии. Мы не обезпокоены истинным смыслом жизни. Вопрос-дилему Достоевского "свобода или счастье" сегодня мы переживаем со всей полнотой её трагичности. Мы выбрали лишь "устойчивый рост" и потеряли свободу и своей личности и свободу своей страны», – говорится в послании.
«В Синоде, мы, ваши духовные отцы, посмотрели на себя критично, чтобы признать и свою часть вины в этом кризисе. Знаем, что иногда мы вас огорчали, смущали скандалами. Не всегда и вовремя реагировали на события, которые вас волновали. Желавшие разрушить связь народа с Церковью использовали по полной как реальные, так и сфабрикованные скандалы и пытались подорвать ваше доверие Церкви», – признают иерархи в послании.
Радует, что иерархи Элладской Православной Церкви нашли в себе мужество признать свои ошибки. Наиболее серьезной и разрушительной ошибкой ЭПЦ, приведшей ее в нынешний духовный, экономический и государственный кризис, является принятие ее иерархами решений так называемого «всеправославного» совещания 1923 г., состоявшего из девяти обновленцев, нового григорианского календарного стиля. Это было сделано вопреки решению Великого Константинопольского Собора 1583 года, на котором папский календарный стиль был предан анафеме: «Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских Соборов о святой Пасхе и месяцеслове... законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову... – да будет анафема, отлучен от Церкви Христовой и собрания верных.» (Из соборного постановления в Константинополе при патриархе Иеремии II, 1583 г.)
Кассандрийский митрополит Ириней (†1945) по поводу обновленческого «конгресса» 1923 года писал: «Какое право имел этот пришлец [Мелетий Метаксакис] без мнения митрополитов Вселенского престола созвать «Всеправославный конгресс»? И согласно какому закону или канону предстоятель одной Поместной Церкви мог отменить решение всех Восточных Патриархов по вопросу календаря и пасхалии, принятое выдающимися Патриархами – Константинопольским Иеремией II, Александрийским Мелетием (Пигасом), Антиохийским Иоакимом и Иерусалимским Софронием? Допустимо ли в гражданских делах, чтобы низшая судебная инстанция отменяла решение высшей?».
Кроме того над иерархами, духовенством и мирянами Элладской Православной Церкви довлеет запрещение Патриарха Кирилла V, который в своем Окружном послании от 1756 года пишет, что тот, кто не следует Неботаиннику Павлу, рекшему в своем послании к галатам в главе 1, стих 8: Но и аще мы, или Ангел с Небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет, – таковые, – «иерей ли, мирянин ли, то да будет отлучен от Бога, проклят, и по смерти да не растлеется и пребудет в вечных муках... Да наследуют таковые проказу Гиезия и удавление Иуды, да будут на земле, как Каин, иже стеня и трясыйся, и гнев Божий да будет на главе их и участь их будет с предателем Иудою и с богоборцами иудеями... Ангел Божий да преследует их мечем во вся дни жизни их и да подлежат они всем проклятиям Патриархов и Соборов, под вечным отлучением и в муках огня вечного. Аминь. Да будет!».
Не эти ли соборные и святительские прещения привели Грецию в нынешнее плачевное состояние? Не настало ли время Элладской Православной Церкви исправить свое заблуждение и вернуться на царский святоотеческий путь?
В заключение рождественского послания Синода ЭПЦ «К народу» говорится: «Члены Синода осознают, что народ хочет, чтобы пастыри Церкви проявили героизм, неся живое и пророческое слово, хотят одну Церковь, которая не боится лукавого мира сего, а ее сопротивление даже выдержит гонения и мученичество». Здесь уже иерархи сознают, что могут подвергнуться за свое слово правды гонениям и мукам. Но смерть за Христа с таким для находящегося под таким тяжким прещением не приносит награды. «Падший причинил вред только себе; а там усилившийся произвесть ересь или раскол увлек за собою многих обманом, - пишет священномученик Киприан Карфагенский…, - падший, сподобившийся мученичества, может сподобиться и обетовании царства; а тот, если претерпит и смерть вне Церкви, не может достигнуть наград Церкви».
Да исправит же Синод Элладской Православной Церкви календарное отступление своих предшественников. Тогда прекратятся расколы, которых из-за этого явного нечестия произошло уже более двадцати. Тогда возрадуются Ангелы Божии о покаянии такого большого числа верующих. Их радость разделят все верные во вселенной. Тогда с чистой совестью иерархи, духовенство и народ ЭПЦ пойдут на мучения за Христа и сподобятся вечных почестей с мучениками Христовыми во Царствии Божием.
Николай Светлов