ЛОЖНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ЕДИНСТВА
11 января 2011 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, находящийся в Литве по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению католической епископской конференции Литвы, посетил католическую архиепископию Вильнюса, где встретился с кардиналом Аудрисом Юозасом Бачкисом. Перед началом встречи председатель ОВЦС посетил католический архикафедральный собор святого Станислава.
Во встрече приняли участие кардинал Каунасский Сигитас Тамкявичус, настоятель вильнюсского архикафедрального собора кардинал Арунас Понишкайтис, канцлер Вильнюсской архиепископии пастор Робертас Шалашявичус, пастор Саулюс Румшас, секретарь Виленско-Литовской епархии Русской Православной Церкви протоиерей Владимир Селявко, сотрудник секретариата ОВЦС по межхристианским связям иеромонах Иоанн (Гуайта), референт председателя ОВЦС иеродиакон Иоанн (Копейкин).
В ходе беседы был обсужден широкий круг вопросов, касающихся взаимодействия между православными и католиками в Европе.
* * *
Как известно, католики отпали от Православной Церкви в 1054 году из-за претензии римского первосвященника – папы на роль главы Церкви в то время, как согласно христианскому учению Главой Церкви является сам Христос. С этого момента пути православных и католиков расходились все дальше, отступления католиков все умножались, принимались еретические «догматы», что сделало папистов явными хулителями Господа нашего Иисуса Христа и врагами Христовой Церкви.
Представители Православных Церквей, участвуя в во всевозможных экуменических конференциях, встречах, диалогах, зная отступления католиков, дают повод свидетельствовать, что Православие не единственная истинная вера Христова, ведущая ко спасению.
Римо-католики утвердили еретический догмат филиокве, примат непогрешимости папы, «тварной благодати», непорочного зачатия Богородицы, унии и многое другое, но, несмотря на все это, представители православных продолжают так называемые традиционные обмены визитами, оказывая папе честь, подобающую православному архиерею, и совершенно пренебрегая многочисленными священными канонами.
Ватикан не намерен отказаться от своих еретических заблуждений, с одной стороны это может произвести ложное впечатление единства, отвращая тем инославных, которые бы могли увидеть в Православии истинную Церковь, а с другой стороны, смутить догматическое чувство многих православных. Более того, это может подтолкнуть некоторых верных и благочестивых православных, глубоко обезпокоенных безчинием и нарушением священных канонов, к отделению от тела церковного и созданию новых расколов.