НЕ КРИВИТЬ ДУШОЙ: Еще раз к докладу главы ОВЦС
Преподобный и богоносный отец наш Амвросий Оптинский никогда не кривил душою, всегда называя католиков еретиками. В своем «Ответе благосклонным к латинский церкви…» он пишет: «Православная Восточная Церковь от времен Апостольских и доселе соблюдает неизменными и неповрежденными от нововведений как учение Евангельское и Апостольское, так и предание святых Отцов и постановления Вселенских Соборов, на которых богоносные мужи, собравшись от всей вселенной, соборне составили божественный Символ православной веры и, провозгласив его вслух всей вселенной во всех отношениях совершенным и полным, воспретили страшными прещениями всякое прибавление к нему и убавление или изменение или переставление в нем хотя бы одной иоты. Римская же церковь давно уклонилась в ересь и нововведение».
А отдельные современные архиереи по ложной стыдливости избегают называть католиков еретиками и даже как-то это оправдывают. Например, председатель ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев). 1 ноября в МДА он прочел лекцию для студентов на тему православно-католических отношений. На лекции митрополит заявил: «вступая в диалог, Православная Церковь отказалась от употребления термина «ересь» в отношении католичества… Это значит, что православные наложили мораторий на употребление данного термина на время работы богословской комиссии по православно-католическому диалогу».
У слушателей лекции мог возникнуть вопрос: а зачем нужен этот диалог, ради которого мы должны отказаться от использования термина «ересь» хотя бы даже на время? Предвидя его, митрополит Иларион сразу в своей лекции на него ответил. «Прежде всего, это было сделано для того, чтобы найти новые пути сосуществования и новые методы взаимодействия». Из этих слов митрополита Илариона получается, что Святые Апостолы и Святые Отцы были неразумными. Ибо их методы апостольские и святоотеческие привели к размежеванию с еретическим Ватиканом. Преподобный Амвросий Оптинский пишет: «Апостол Павел заповедует удаляться от поврежденных ересью, а не искать с ними соединения, говоря: еретика человека, по первом и втором наказании отрицайся: ведый, яко развратися таковый и согрешает и есть самоосужден (Тит. 3, 10-11).
А размежевание это с точки зрения экуменистов, которую отстаивает митрополит Иларион, есть нечто отрицательное. Т.е. он считает неразумным удаляться от развращенных и самоосужденных еретиков, а предлагает, наоборот, дружить с ними и вместе отстаивать «общие нравственные ценности» Христианства. Т.е. в «развращенных» латинских еретиках он находит «нравственные ценности Христианства»…
Но у православных христиан есть свои богословы – Святые Отцы Церкви. Их разумность и премудрость подтвердил Господь дарованием благодати прозорливости и чудотворений, а также засвидетельствовала Мать наша Православная Церковь. Учение Святых Апостолов и Святых Отцов - самое лучшее руководство ко спасению.
Николай Светлов