ПАПА РИМСКИЙ ПРЕДЛОЖИЛ ВДОХНУТЬ НОВЫЕ СИЛЫ В ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ ЗКУМЕНИЗМОМ
Бенедикт XVI выступил на пленарной сессии Папского совета по содействию христианскому единству, который в эти дни отмечал свой 50-летний юбилей. Папский совет подвел итоги богословских диалогов с основными христианскими конфессиями.
Папа призвал участников сессии к объективному анализу полученных результатов и отметил: «В сфере экуменизма за последние полвека мы прошли долгий путь. За этот период Церкви и Общины церковного типа лучше узнали друг друга, выросла и степень доверия между ними. Развивался богословский диалог, как и диалог любви.
«Ныне слышны мнения, – еще сказал в выступлении папа, – будто стремление к христианскому единству, особенно на Западе, утратило свой изначальный импульс. Как раз поэтому существует настоятельная необходимость оживить заинтересованность экуменизмом, вдохнуть новые силы в ведущиеся переговоры. Кроме того, дают знать о себе и неизвестные прежде вызовы: новые антропологические и этические интерпретации, экуменическое воспитание новых поколений, всё нарастающие разногласия в стратегии экуменизма. Необходимо осознать происшедшие перемены и выработать эффективный образ действий в том, что касается исполнения воли Христа: "да будут все едино". Католическая Церковь с энтузиазмом участвует в диалоге с Православными и Древними Восточными Церквами, с которыми нас связывают "теснейшие узы", стремясь со всей серьезностью и последовательностью изучать наше общее богословское, литургическое и духовное наследие, и со всей взвешенностью, но и с активностью, преодолевать то, что нас пока еще разделяет. В диалоге с православными мы уже подошли к ключевому моменту наших дискуссий и размышлений: к обсуждению роли римского епископа в общине Вселенской Церкви. В центре диалога с Древними Восточными церквами также стоят экклезиологические проблемы. После многих веков взаимного непонимания и отчуждения мы с радостью констатируем общность хранимого нами ценного наследия».
Сибирская католическая газета
ПРАВОСЛАВНОМУ УЧЕНИКУ НА ВОПРОС, ПОЧЕМУ У ПРАВОСЛАВНЫХ НЕТ СВОЕГО ПАПЫ
Есть, есть у православных свой «папа», старше всех пап и патриархов на свете. Он был от начала и будет до конца времен. Это Тот «Папа», Которого призывали все апостолы Христовы – Дух Святой, Дух мудрости и разума, Дух утешения и силы Божией. Он – истинный Папа Церкви Христовой от начала и до конца времен, без изменений и перемен, без дискуссий и выборов, без предшественников и наследников. А то, что апостолы признавали Духа Святого своим верховным Главой, мы доподлинно знаем из документа, написанного их рукой. На Первом Соборе в Иерусалиме апостолы записали свои знаменитые слова: Угодно Духу Святому и нам (Деян. 15, 28). Перед каждым Собором они Ему молились, Его призывали, Ему безусловно повиновались. Не так ли поступают и доныне архипастыри Церкви Православной? Накануне каждого Собора они обращая прежде всего к своему безгрешному Папе – Духу Святому. Со страхом и трепетом призывают Его благословение на всякое дело и безусловно повинуются Ему. И не только церковные главы, но и главы православных государств, министры, народные избранники начинали с молитвы Духу Святому и только потом открывали соборный совет. Так же делали и делают школьные учителя: в начале учебного года они идут со своими учениками помолиться Святому Духу. И всеблагой, всеведущий Святой Дух всем руководит, все укрепляет, все вдохновляет – и Церковь, и государство, и просвещение. И управляет всем не насильно, как земные диктаторы, но как отец – мудростью и любовью. Вам известно, что греческое слово «папа» в переводе значит «отец». Следовательно, в самом прямом историческом и нравственном смысле Дух Святой – наш Отец, наш Папа. А для чего Православной Церкви еще один отец, папа? Не предостерег ли нас Сам Господь Иисус Христос против земных «пап», «отцов»? Девятнадцать столетий назад Он заповедал нам: И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах (Мф. 23, 9).
Мир Вам и здравие от Бога.
Свт. Николай Сербский
Письма