Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
09.11.2010

«ЕСТЬ ЛИ УЛУЧШЕНИЕ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С ПАПИСТАМИ?»

По сообщению Службы коммуникации ОВЦС, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион прочитал учащимся Московской духовной академии и семинарии лекцию о взаимоотношениях между Православием и католичеством в рамках курса «Внешние церковные связи».
В своей лекции Владыка обозначил приоритеты взаимоотношений Русской Православной и римско-католической конфессии в эпоху второго Ватиканского собора.
«Как вы знаете, на протяжении первых десяти веков христианства Восток и Запад составляли единую Церковь, несмотря на то, что существовали определенные различия в богословии и в области литургической практике, – сказал митрополит Иларион. – Церковь на Востоке и Западе  сохраняла свое единство. События, которые произошли в середине XI века и привели к печальному разделению между христианским Востоком и христианским Западом, (следует уточнить, что Церковь не разделялась, так как она не может разделиться, а «христианский запад» – паписты – отпали от Истинной веры, уклонившись в ересь и до сих пор по своей гордости пребывают вне Церкви. – Прим. ред.). В течение второго тысячелетия, вплоть до середины XX века, во взаимоотношениях между Православием и католичеством ключевым моментом  являлось понятие ереси, отметил председатель ОВЦС: «Православные воспринимали католиков как еретиков, и католики воспринимали православных как еретиков, следовательно, никакого разговора о взаимодействии, о правилах сосуществования на той или иной территории не могло и быть».
Стабильное улучшение во взаимоотношениях между двумя Церквами стало заметным в последние годы с избранием в 2005 году Папы Римского Бенедикта XVI (следует заметить, что «стабильное улучшение» очень стало заметным после назначения на пост председателем ОВЦС митрополита Илариона. – Прим. ред.). По мнению председателя ОВЦС, диалог Русской и Римско-Католической Церквей в настоящее время необходим для отстаивания христианских ценностей в секулярном мире. И православные, и католики отстаивают традиционные взгляды на семейный уклад, рождение и воспитание детей, защищают целостность брака, считают грехом аборт, считают недопустимым эвтаназию. «Это взаимодействие мы должны развивать вне зависимости от успехов  или неудач богословского диалога», – считает митрополит Иларион.

Совсем иного суждения о католиках и взаимоотношений с ними, как с еретиками придерживались Святые Отцы и нас научали и предостерегали:

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Папизм – так называется ересь, объявшая Запад, от которой произошли, как древа ветви, различные протестантские учения. Папизм присваивает папе свойства Христа и тем отвергает Христа. Некоторые западные писатели почти явно произнесли это отречение, сказав, что гораздо менее грех – отречение от Христа, нежели отречение от папы. Папа есть идол папистов, он – божество их. По причине этого ужасного заблуждения благодать Божия отступила от папистов, они преданы самим себе и сатане – изобретателю и отцу всех ересей, в числе прочих и папизма. В этом состоянии омрачения они исказили некоторые догматы и таинства, а Божественную литургию лишили ее существенного значения, выкинув из нее призывание Святого Духа и благословение предложенных хлеба и вина, при котором они прелагаются в Тело и Кровь Христовы... Никакая ересь не выражает так открыто и нагло непомерной гордости своей, жестокого презрения к человекам и ненависти к ним» (О ереси и расколе. «Православное чтение»).

Преподобный Амвросий Оптинский: «Православная Восточная Церковь от времен апостольских и доселе соблюдает неизменными и неповрежденными от нововведений как учение евангельское и апостольское, так и предание святых отцов и постановления Вселенских Соборов... Римская же церковь давно уклонилась в ересь и нововведение... » И далее: «Римская церковь... так как не хранит свято соборных и апостольских постановлений, а уклонилась в нововведения и неправые мудрования, то совсем не принадлежит к Единой, Святой и Апостольской Церкви» (Собрание писем блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам).

Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Папы вообразили себя главами Церкви и основанием ее и даже наместниками Христовыми, что нелепо и ни с чем не сообразно. А отсюда все кичение римских пап и их давнишняя претензия на главенство и самовольное управление всею Вселенской Церковью. Ну, уж и натворили папы в своей папской церкви разных фокусов, разных ложных догматов, ведущих к фальши и в вере, и в жизни. Это вполне еретическая церковь» (Живой Колос. Выписки из дневника за 1907-1908 гг., СПб, 1909, стр. 4).
«…А с каким бешеным рвением увлекают они православных в католичество, в свою погибельную веру Защити, Господи, Православие от лютого католичества, в котором все подчиняется произволу папы, иезуитов» (Там же, стр. 40).
«Католики отпали от главы всей Церкви – Христа, избравши земную главу – погрешающего папу» (Там же, стр. 119).

А по отношению к еретикам у православных есть канонические правила, что с ними можно общаться только для вразумления, чтобы они покаялись и обратились ко Христу, любое другое общение не подлежит оправданию по законам Церкви. Сказано: Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся (Тит.3, 10).

Святые Отцы являются общепризнанным непререкаемым авторитетом, на который опираются православные в вопросах Веры наряду со Святым Писанием и Преданием. И любой православный человек, и священник, и духовник, и епископ, и митрополит могут являться только носителями этой непреложной Истины. И если люди, подвизаются распространять Слово Божие, но расходятся в своем мнении с учением Святого Писания или творениями Святых Отцов, то следовать их мудрованиям не стоит, а следует подчиниться голосу Церкви, т. е. Священному писанию, каноническим постановлениям, учению Отцов. И если Отцы сказали, что паписты еретики, то мы обязаны их слушать, а не тех, кто противопоставляет им свое мнение. Частное мнение в вопросах веры есть не что иное, как прелесть.

Как вытекает из слов митрополита Илариона – намечается улучшение во взаимоотношениях с папистами. Для православных, следующих Святым отцам, никаких улучшений быть не может, пока еретики не вернутся в Церковь, а вот у митрополита Иллариона, конечно, все возможно, раз закон не писан…).

Редакция сайта «Русский календарь»


<-назад в раздел

Русский календарь