МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН В ОДНОЙ ЛОДКЕ С ЛАТИНЯНАМИ ПЛЫВЕТ С НАШЕГО КОРАБЛЯ
14 сентября на сайте НГ-религии было размещено интервью главы ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева), посвященного отношениям РПЦ и Ватикана под названием «Мы все сегодня в одной лодке» http://religion.ng.ru/printed/245109. Под словом «все» подразумевается Православная Церковь – то есть мы с вами, – и… католики.
Заявление по меньшей мере смелое даже для митр. Илариона, давно уже не считающегося с мнением всей церковной полноты.
Оставим однако в стороне личные привязанности и нездоровые фантазии митрополита и обратимся к одному историко-фактическому моменту беседы.
Оправдывая небывалый размах участия Русской Православной Церкви в экуменических шабашах, а также нескрываемое намерение как можно скорейшего объединения, митр. Иларион заявляет: «Вспомним также, что ПЕРЕД ЛИЦОМ ТУРЕЦКОГО И АРАБСКОГО НАШЕСТВИЙ ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ ИСКАЛА ПОМОЩИ ХРИСТИАНСКОГО ЗАПАДА, а мы сейчас тоже живем в условиях нашествия антихристианской пропаганды, развращающей наших сограждан, способствующей вандализации наших обществ. В этом смысле мы все чувствуем себя "в одной лодке». Т.е. владыка недвусмысленно указывает, что мы должны перенять опыт Византии по заключению уний с католиками?! Так что же это были за союзы, заключавшиеся для получения «помощи христианского запада»? Действительно, были в истории две унии, Лионской, подписанной в 1274 году, императором Михаилом Палеологом и не принятой в Византии ни духовенством, ни населением и осуждённой Константинопольским собором 1285 года, которая привела к многочисленным жертвам, особенно среди монахов на св. Горе Афон. Вторая, заключенная в1439 году, – Флорентийская уния, заключенная при содействии еретика, русского митрополита-латинофрона (грека по национальности) Исидора, и не подписанная свт. Марком Ефесским и отвергнутая в 1443 году Иерусалимским Собором Православной Церкви. «Это несчастное соединение «ради политических нужд и опасностей» имело весьма прискорбные последствия для православной Восточной Церкви. Тысячи жертв падали под их мечом <католиков>, а еще больше были гонимы, мучимы, ограбляемы и страдали за верность чистоте и святости Православной Восточной Церкви» .
После падения Византии, папство предпринимало неоднократные попытки склонить к унии Русское Православное государство, но -- тщетно. Вспомним одного только св. блгв. Князя Александра Невского. Тогда ситуация для страны чем-то напоминала нынешнюю – внутренняя раздробленность, слабое войско и нависшая угроза Золотой Орды. Но юный князь имел крепкую веру в Бога, а потому был намного мудрее нынешнего главы ОВЦС, и предпочел лучше склониться под временное монгольское иго, не утрачивая Православной веры, чем идти на вечную погибель в духовную кабалу к латинянам. Приняв от кардиналов, посланных Римом для склонения России к унии папскую грамоту, князь Александр ответил: «От Адама до потопа, от потопа до разделения язык, от разделения язык до начала Авраамля, от начала Авраамля до проитиа Израилева до умертвиа Давыда царя, от начала царства Соломня до Августа Римьского кесаря и до Рождества Христова, до страсти и воскресения, от воскресения же Его на небеса всшествия, до Константина царя и до перваго собора и до седмаго собора добре сведаем; а от вас учениа не принимаем».
Сказано – на века!
А потому так и хочется пожелать митрополиту Иллариону, коль скоро он себя чувствует в одной с лодке с латинянами – плывите ка вы вместе со своим ОВЦС – и чем быстрее и дальше от Русской Православной Церкви – тем лучше, а на нашем корабле, вместе с Зографскими мучениками, пострадавшими от рук латинян, со св. благоверным Александром Невским, с преп. Марком Эфесским, вместе со святителями Феофаном Затворником и Игнатием Брянчаниновым, преп. Оптинскими Старцами, вместе со св. прав. Иоанном Кронштадтским, и Вам будет в высшей степени неуютно.
Елена Добрынина