БЕСЕДА С ОТЦОМ СИМЕОНОМ (СТАНЧЕТИЧЕМ), ИГУМЕНОМ СЕРБСКОГО МОНАСТЫРЯ РУКУМИЯ, ОБ ОБНОВЛЕНЧЕСТВЕ
Отец Симеон, некоторые епископы вводят новые порядки в Литургию и говорят, что это является возвращением к первохристианской литургической практике. Что можно об этом скзать?
– Святые Апостолы, наши святые Отцы, наши святые Соборы всегда все решали в согласии с нашей святой Православной верой и с ее порядком, с Духом Святым. Так, например, какой порядок Богослужений принял святой Савва от святых Отцов и святых Апостолов, такой он и принес сербам.
Истина просто передается, и ничего к ней не прибавляется и не отнимается от нее. Если кто-то хочет добронамеренно вернуть нас во время до X века, он должен спросить об этом Собор. Но я сомневаюсь в добром намерении подобного новаторского предложения. Очень важно не делать ничего самочинно, следует выносить все вопросы относительно любого изменения в Богослужении на церковный Собор, а вопрос об изменении Литургии может быть рассмотрен только на Вселенском Соборе. Если кто-то что-то предпринимает самочинно, он противится Духу Святому. Святые Отцы советуют нам просто держаться Православной веры и Святого Предания.
У многих священников возникает сильное смущение по поводу нововведений. Часто надлежащий епископ вводит обновленческие элементы, противоречащие решениям церковных Соборов, а неподчинение епископу грозит наказанием. Как тут быть?
– Да, тяжело очень священникам. Один протоиерей как-то сказал мне: «Вот, я сорок лет учил народ соблюдать посты, каяться в грехах, Богу молиться, всех прощать, а потом только приступать ко святому Причащению. Если сейчас приму нововведения, то получится, что я 40 лет обманывал народ, и тогда люди плюнут на меня». Другой батюшка 20 лет служил и то же самое мне говорит.
Например, было два епископа, которые придерживались строгого православного порядка, пришел третий, который не признает ничего, высмеивает святого Николая Сербского и других святых, как мы его можем слушать? Слушаться надо того епископа, который послушен своему Собору. Каждый рассудительный человек сразу это понимает. Терпеть надо, но слушаться надо послушливого! Как можно слушать непослушного?! Кому же тогда непослушный послушен? Если он Собор не слушает, то какой другой слушает собор? Любовь к Богу, о которой нынче много говорится и которой так хвалятся, обновленцы используют, чтобы отменить все правила. Но любовь к Богу подтверждается послушанием. Ведь кто слушает Церковь, тот слушает ее Главу. Глава – Господь Христос, и в Церкви Дух Святый. Вот что важно.
Я спросил одного священника-обновленца, зачем он служит самочинно. Он мне ответил: «Кто не хочет присутствовать на этой новой Литургии, сорок поколений его будут прокляты!»
– Это он сам себя проклинает. Зачем придавать значение проклятию непослушливого? Ведь он, по сути, сам проклят. Следует уяснить одно: если он не слушает Собор своей Церкви, и к тому же упорствует в этом, да еще и вас проклинает, очевидно, что он сам проклят. Не обращайте внимания на его клевету. Он, должно быть, в прелести бесовской. Почему? Потому что больше не имеет Святаго Духа в себе, а Его место заняло озлобление. Там, где Бог, – нет злобы! Там, где благодать Святаго Духа, – там благие речи, почтение ко всякому человеку, ведь каждый человек сотворен по образу Божиему. Очень важно не придавать значения таким глупостям, ведь это великая глупость, если кто-то проклинает до сорокового колена. Да и кто же? Тот, который не слушает свой Собор! Если Собор не слушает, не слушает Церковь, если Церковь не слушает, то не слушает ее Главу Господа Христа. Он сам проклят, не иначе!
Хуже ситуация с теми, которые не имеют твердых убеждений и твердой веры и из страха принимают решения таких епископов. Есть трусы, которые не способны говорить: «Нет!» У них нет мужества. Там, где Бог, там – мужество, и эта сила возвращает на истинный путь всех тех, которые с него свернули. Скажу одно только: «Дай Боже, чтобы они все покаялись!»
«О соборе в Смеперове», монастырь Рукумия, 2008
Источник: газета «Православный крест»