ДЕРЖАТЬСЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ И АПОСТОЛЬКИХ ДОГМАТОВ
Житие священномученика Евсевия, епископа Самосатского
Святой Евсевий был епископом города Самосаты, мужем правоверным, благочестивым, исполненным ревности по Боге, постоянным и непоколебимым в православном исповедании. Он жил в то самое время, когда усилившаяся ересь Ария приносила большой вред, и сильно смущаемая Церковь Божия колебалась, как корабль посреди моря в бурю.
По смерти недолго царствовавшего благочестивого царя Иовиана вступил на престол Валент, и еретики совратили этого царя в арианство через жену его арианку Домнику. Православная Церковь стала терпеть притеснение, и епископы ее подверглись изгнанию. Святой Евсевий был осужден в заточение во Фракию.
Неправедный приказ неправедного царя относительно изгнания Евсевия был доставлен в Самосаты к вечеру. Святой Евсевий, узнав о сем, призвал к себе царского посланного и сказал ему:
– Сегодня молчи и никому не говори о причине твоего прихода, а то узнает народ и, возревновав, может возмутиться и убить тебя; тогда я буду виновником твоей смерти.
Сказав это, святой Евсевий совершил вечернюю молитву и ночью объявил тайну одному из своих верных слуг. Как только все заснули, святитель вместе с своим слугой вышли из архиерейского дома; слуга нес за епископом возглавие и книгу. Когда путники пришли к реке Евфрат, текущей около городских стен, они сели в лодку, чтобы плыть на ней в город Зевгму. Святитель тотчас же приказал гребцам грести, которые, потрудившись всю ночь, на другой день доставили путников в город Зевгму.
Жители Самосат, узнав, что святой архиерей оставил их, предались великому плачу и рыданиям, а вместе с тем стали расспрашивать, не знает ли кто, куда ушел святитель. Один из жителей видел, как святитель сел в лодку, и слышал, что святой повелел вести себя в город Зевгму, о чем и рассказал народу. Тотчас же многие из жителей сели в лодки, спешно поплыли за святителем и догнали его в Зевгме. Став перед лицом святителя, они восплакали великим рыданием, стараясь уговорить его, чтобы он возвратился в их город. Святитель отказался. Поняли пришедшие, что они не в состоянии убедить святого возвратиться обратно, и стали давать ему в дорогу один золото, другой серебро, одежды, а иные рабов, как отходящему в дальнюю сторону. Из предлагаемого святой Евсевий взял очень немногое. При прощании святой поучал их держаться Православной веры и апостольских догматов, о всех помолился Богу и, благословив всех, отправился в предлежащий путь, во Фракию, куда был осужден на изгнание.
На место Евсевия в Самосаты быть назначен арианами епископ арианин Евномий. Когда Евномий вступал в город Самосаты для управления паствой, никто из жителей города – ни богатый, ни нищий, ни художник, ни земледелец, ни муж, ни жена, ни старый, ни молодой не вышел к нему навстречу: весь город, будучи правоверным, не желал почтить еретического епископа, ни принять от него благословения, ни даже видеть его. Евномий царской властью принял в управление епископию и стал совершать службу в соборной церкви. Народ не стал ходить в ту церковь, а также и в дом архиерейский, не любя архиерея-еретика. Ввиду этого Евномий постоянно находился один, исключая тех, которые с ним пришли.
Однажды он вошел мыться в общую баню, и слуги, по обычаю той страны, затворили за ним двери, чтобы не вошли другие туда, где моется епископ. Евномий, узнав, что многие стоят у дверей, желая мыться, приказал слугам отворить двери и впустить всех желающих мыться с ним вместе. Вошедшие в баню, увидя епископа, сидящего в теплой купели, не пожелали сесть и стояли перед ним, оказывая ему этим почесть. Епископ предлагал войти им в ту же купель, где он находился, но пришедшие отказались. Понял тогда епископ, что пришедшие из-за него стоят и не желают мыться. Этим он сильно опечалился, вышел из купели и удалился из бани. Оставшиеся в бане тотчас вылили воду из купели, как оскверненную омовением еретика, и самую купель хорошо омыли, гнушаясь присутствия в ней еретика и уже затем, согрев новую воду, устроили себе купель. Узнав о сем, Евномий окончательно убедился, что не может привлечь к себе народ самосатский, оставил епископию и удалился из города.
По удалении Евномия ариане поставили в Самосаты от своего зловерия епископа Лукия, явного волка и врага Христовых овец. Граждане города и сему епископу, как и первому (Евномию), не оказывали почести и он жил в общении только с пришедшими с ним, ибо никто из православных не ходил к епископу. Овцы же Христовы, хотя и были без своего пастыря (Евсевия), однако хорошо помнили его учение и непорочно соблюдали святую веру.
Насколько православные гнушались еретического епископа можно видеть из следующего случая: однажды много мальчиков на улице (по детскому обычаю) играли в мяч, перекидывая его от одного к другому. В это время пришлось проезжать здесь епископу. Случайно мяч упал под коней и колесницу епископа. Дети, видя это, громко стали кричать: «Мяч осквернился еретичеством, мяч осквернился еретичеством!» Услыхав крики, епископ оставил одного из своих слуг узнать, что делают дети и ради чего они так громко кричали. Дети развели огонь и через пламень стали перекидывать мяч, думая этим огнем очистить мяч от еретичества. Так не только взрослые люди, но и малые дети гнушались еретичества епископа, который был как мерзость запустения (ср.: Дан. 9, 27) на святом месте.
Узнав об этом, Лукий не последовал кротости Евномия, но разгневался и многих священных лиц сослал в отдаленные места. Племянника Евсевия – блаженного Антиоха, достойнейшего священника, богоугодного и богодухновенного, искусного в книжной премудрости, сослал в Армению: известнейшего среди служителей Господних диакона Еволкия прогнал в Оасимскую пустыню. Ввиду сего немалая печаль и скорбь постигли самосатский город.
После страшной кончины злого царя Валента стал царствовать благоверный царь Грациан. Он тотчас же освободил всех архиереев и других священных лиц, изгнанных за православную веру, и повелел возвратить им прежние престолы. Тогда возвратился святой Евсевий в Самосаты. Вместе с Евсевием в Самосаты возвратились и все изгнанные арианином Лукием, а в числе их священник Антиох из Армении и диакон Еволкий из Оасима. Для православных это было великой радостью, для нечестивых – великим стыдом.
По возвращении на прежнее место Евсевий вместе с прочими епископами стал заботиться о церковном благоустроении. Прежде всего он постарался избрать на архиерейские престолы, бывшие праздными по извержении еретичествующих епископов, мужей достойных и твердых в Православии. С богоугодным епископом Марином, избранным в арианский город Долихины, святой Евсевий пошел сам в указанный город, где он хотел очистить церковь от ереси и посадить на престол вновь избранного православного архиерея. Когда Евсевий вошел в этот город, одна женщина – арианка бросила на него с крыши горшок и рассекла святому голову. От этой язвы святой Евсевий разболелся и преставился ко Господу. Умирая, он заклинал всех, с ним бывших, чтобы они из мести не сделали какого-либо зла той женщине, которая причинила ему болезнь. В этом случае святой подражал своему Владыке, Который молился за распинающих Его, говоря: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34).
Так мученически скончался великий угодник Божий Евсевий от арианской руки, пострадав за Сына Божия, Отцу соприсносущного и соестественного. Святое тело его было возвращено в город Самосаты, где и было честно погребено со слезами и рыданием всего христианского народа. На место Евсевия был возведен вышеупомянутый блаженный Антиох, сын сестры святого Евсевия. Церковь самосатская процветала в православии, благочестно славя Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога, Ему же и от нас да будет честь, слава, благодарение и поклонение, ныне и в безконечные веки. Аминь.
«Жития святых» свт. Димитрия Ростовского