ВЕРНЫЙ БОГУ, ЦАРЮ И ОТЕЧЕСТВУ
Житие священномученика Гермогена, епископа Тобольского и Сибирского
В наше непростое время часто можно услышать лукавое утверждение некоторых невежественных околоцерковных людей, что якобы патриотизм несовместим с Православием и церковной жизнью. Это глубочайшее заблуждение, ибо патриотизм есть любовь человека к своей Родине, своему народу, окружающим его людям. Ярким подтверждением этой истины является жизнь священномученика Гермогена.
Священномученик Гермоген, епископ Тобольский (в миру Георгий Ефремович Долганев), родился 25 апреля 1858 года в семье священника Херсонской епархии иерея Ефрема и супруги его Варвары в селе Дмитровка Ананьевского уезда. Он получил образование в Одесском Духовном Училище, по окончании которого он поступили в Одесскую Духовную Семинарию. Однако, семинарию он не окончил, поступив в Одесский Новороссийский Университет на историко-филологический, физико-математический и юридический факультеты.
В 1889 году после окончания университета по совету преосвященного Никанора тридцатилетний Георгий Ефремович Долганев поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. На втором курсе от руки ректора академии епископа Выборгского Антония (Вадковского) он принял монашеский постриг с именем Гермоген в честь святого мученика Ермогена Александрийского (память 10 /23 декабря). Постриг состоялся 1 декабря 1890 года, а на другой день монах Гермоген был рукоположен в сан диакона.
15 марта 1892 года тем же епископом Антонием иеродиакон Гермоген был рукоположен в сан священника. В 1893 году со степенью кандидата богословия отец Гермоген окончил академию и был назначен инспектором Тифлисской Духовной Семинарии.
11 июля 1898 года отец Гермоген был назначен ректором Тифлисской Духовной Семинарии с возведением в сан архимандрита. В 1900 году в Синоде было принято решение о наречении архимандрита Гермогена епископом Вольским. 14 января в день памяти святой равноапостольной Нины просветительницы Грузии в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга состоялась его рукоположение. Хиротонию возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский). В рукоположении участвовало еще восемь архиереев.
18 марта 1903 года последовало определение Синода, согласно которому епископ Гермоген занял Саратовскую кафедру, а архиепископ Иоанн вошел в состав Московской синодальной конторы, став управляющим Московским ставропигиальным Симоновым монастырем. Не возвращаясь в Саратов, высокопреосвященный Иоанн сразу направился на место своего нового служения. Он скончался в Москве в 1909 году.
Вступив в управление епархией, преосвященный Гермоген сразу заявил свою программу: «трудиться, трудиться и трудиться на благо паствы, в союзе мира и любви, в послушании власти, при полном единении сил и единодушном стремлении соработников принести пользу тем, для кого назначаются работы». Владыка был выдающимся миссионером. Самой лучшей проповедью и назиданием была сама его жизнь. В основу своего личного монашеского подвига и пастырского делания преосвященный Гермоген положил прочный фундамент Апостольской Православной Веры. Не один год потрудившись в изучении ее догматов и канонов, владыка прекрасно разбирался в любых духовных вопросах. Это позволяло ему успешно отстаивать церковное учение от многочисленных нападок со стороны еретиков и лжеучителей.
Строгое хранение чистоты Православного Вероучения в нем соединялось с высокой добродетельной жизнью. Он был истинный монах и добрый пастырь своего стада. Укрепление людей в Вере и преданности Матери-Церкви было его основной задачей и с ней он успешно справлялся.
Во время первой антирусской революции 1905 года Владыка предпринял все усилия, чтобы остановить «революционное беснование». Несмотря на нездоровье, он почти ежедневно служил и произносил проповеди, разъясняя суть происходящего.
Преосвященный Гермоген стоял у истоков православно-патриотического движения, активно способствуя его развитию. Под влиянием проповеднической деятельности преосвященного в Саратове возникло отделение «Союза Русского Народа». Также он благословил создание отделов и подотделов СРН в городах и селениях своей епархии. «Союз Русского Народа» это православная народно-монархическая партия, объединившая всех благонамеренных русских людей в борьбе против врагов Бога, Царя и Отечества. Своей многочисленностью она превзошла таких политических гигантов, как большевики, эсеры, кадеты, октябристы и так далее. Союз объединил миллионы русских людей. Перед этой грозной силой задрожал и быстро ушел в подполье весь картавый интернационал.
В 1907 году епископ Гермоген создал местную православно-патриотическую организацию «Всероссийское Православное Братство Союза Русского Народа».
В эти тревожные годы с особой яркостью проявилась личность епископа Гермогена, как защитника Православия. В духе и силе древних святых отцов владыка успешно разоблачил сатанинскую злобу, скрывавшуюся под прельстительной оболочкой западных новомодных учений. Своими апологетическими трудами он принес великую пользу Церкви и Отечеству.
Во время революционных беспорядков прекрасно зарекомендовала себя созданная Владыкой газета «Братский листок». Она была единственной ежедневной православной газетой в России. Весьма эффективно воздействовали также и распространяемые с его благословения листовки религиозно-нравственного содержания. Они вызывали у большевиков особую ненависть.
По благословению святителя во всех храмах совершались ежедневные вечерние богослужения с обязательными проповедями, разъясняющими смысл событий, и раздавалась духовная литература. Народ вскоре разобрался в смысле происходящего, прекратив беспорядки. Тем самым, был опровергнут тезис марксистов о всеобщей пролетарской революционности.
И после 1905 года Саратов оставался городом «передовой общественности». В 1908 году Саратовская городская дума решила назвать две начальные школы именем отлученного от Церкви графа Толстого. Владыка обратился к губернатору, прося отменить решение Думы, но получил отказ.
В 1906 году отец Иоанн Кронштадтский написал письмо епископу Гермогену, в котором предрек его мученический венец: «Вы в подвиге; Господь отверзает Небо, как архидиакону Стефану, и благословляет Вас». Перед смертью он говорил, что за судьбу Православия он спокоен, зная, что епископы Гермоген и Серафим (Чичагов) продолжат его дело, будут бороться за Православие.
Мужество в обличении власть имущих, а также защита паствы от проповеди безбожия и разврата, раздававшихся с театральных подмостков, роднило епископа Гермогена со святителем Иоанном Златоустом. Когда в Петербурге поднялась травля отца Иоанна Кронштадтского посредством грязной клеветнической пьесы «Черные вороны», владыка ходатайствовал перед премьер-министром Столыпиным о ее запрете. Он также выступил против постановки в Саратове пьес «Анатэма» и «Анфиса» Андреева, обратившись с просьбой через предводителя дворянства к саратовскому губернатору защитить верующих. В обоих случаях он получил отказ. Губернатор сказал, что «в этих пьесах не видится ничего такого, да и губернатор не имеет права воспрещать пьес, разрешенных цензурой».
В 1911 году владыка был вызван для заседания в Святейший Синод. На одном из очередных заседаний Синода он резко разошелся во взглядах с Обер-прокурором относительно ввода в Церкви еретического института диаконис и введения чина отпевания инославных. Не получив поддержки у членов синода, епископ Гермоген направил телеграмму на имя Государя, прося его помощи. 17 января в результате интриг врагов Бога, Царя и Отечества преосвященный получил указ отправляться в Жировицкий монастырь. О причинах своего увольнения святитель писал:
Причиной моего увольнения я считаю, главным образом, те разногласия, которые произошли между мною и большинством членов Синода при рассмотрении наиболее важных вопросов в текущую сессию Синода.
Если мое удаление ставят в связь с телеграммой, то с телеграммой, посланной Высшей власти. Я подробно излагал свой взгляд на те вопросы, которые рассматривались в Синоде, и доказывал необходимость решения их на строго канонических правилах Церкви».
24 января 1912 года епископ Гермоген прибыл в город Слоним. Твердым стоянием в чистоте Православия стяжал преосвященный Гермоген стяхал от Бога благодатные дары. Ему было открыто будущее России. «Бывало, закрыв лицо руками, он долго и безутешно плакал и тогда говорил:
– Идет, идет девятый вал; сокрушит, сметет всю гниль, всю ветошь; совершиться страшное – леденящее кровь – погубят Царя, погубят Царя, непременно погубят».
Во время пребывания владыки в монастыре произошел такой случай. У одной женщины по попущению Божию вследствие колдовства умерла дочь, а другая заболела. Мать решила пойти к епископу Гермогену просить у него совета и молитв. Утром она пришла в храм, где служил Владыка. Служба закончилась; он вышел из алтаря и прямо направился к скорбящей женщине. Не успела она высказать архипастырю свое горе, как он обратился к ней и сказал:
– Вы пришли с большим горем, у вас одна дочь малютка умерла, а другая болеет. Милая моя, ведь это сделано злыми людьми и Господь попустил этому быть. Пройдет немного дней, как и эта больная скончается. Перед самой ее смертью придет к вам женщина, которая молча войдет в комнату и после этого скончается и эта больная. Но не волнуйтесь без попущения Божия ничего не бывает.
Слова его исполнились в точности. Мать возвратилась домой. Через несколько дней к ней зашла незнакомая женщина и сразу же вышла. После этого больная девочка умерла.
У Антоник Ефросинии (бабушки преподавателя Минской Духовной Семинарии Виталия Кирилловича Антоника) совершенно отнялись руки. Ей тогда было чуть больше тридцати лет. Она отправилась к епископу Гермогену. Тот принял ее и дал выпить святой воды. Очень скоро она поправилась и до конца жизни (умерла она в 94 года) трудилась.
Случалось ему и изгонять бесов. Бывало, во время богослужения какой-нибудь бесноватый начинал вопить, лаять и т.п. Тогда епископ выходил на солею и именем Господа запрещал ему. Тот тотчас же стихал.
В 1915 году 25 августа в связи с эвакуацией епископа Гермогена перевели в Подмосковье, в Николо-Угрешский монастырь, где он продолжил свое старческое служение.
После февральской революции 8 марта 1917 года епископ Гермоген был назначен на Табольскую кафедру. Здесь он прослужил меньше года. В это время в Тобольске томилась в заключении Царская Семья. Епископ Гермоген вел тайную переписку с Их Величествами, посылал им просфоры и вообще до самой своей смерти поддерживал их. Это обстоятельство, а так же его смелая проповедь и активная миссионерская деятельность побудили большевиков арестовать епископа. 15 апреля 1918 его доставили в штаб красной армии, откуда он был переправлен в Екатеринбург.
В Екатеринбурге он был помещен в тюрьму вблизи Сенной площади, рядом с Симеоновской церковью. В это же время там были заключены в доме Ипатьева и Царственные Мученики. Мученическая кончина владыки на месяц предварила страдания Царственных Мучеников. 13 июня поездом он вместе с другими узниками был доставлен поездом в Тюмень. Там пересажен на пароход «Ермак». Ночью 15 июня по церковному календарю он был утоплен большевиками в реке Туре. На юбилейном архиерейском соборе 2000 года он был причислен к лику святых.
Жизнеописание священномученика Гермогена Тобольского