20.06.2010
<-назад в раздел
«ОГОНЬ ПЫЛАЮЩИЙ»
Архиепископ Андроник (Никольский) родился в 1870 г. в семье диакона Ярославской епархии. Пастырская деятельность владыки Андроника проходила в тяжелый период двух революций в России, мировой войны. В отличие от большинства высшего духовенства того времени, довольно отстранен но относившихся к происходящим событиям, еп. Андроник считал равнодушие пастырей к политической жизни страны весьма предосудительным, как нежелание разглядеть духовный смысл действительности для разъяснения о том своей пастве, чтобы уберечь ее от губительных для души лжеучений.
После смуты 1905 г. владыки Андроник открыто выступил с разбором совершающегося на Руси: «Дело... в борьбе между верой и неверием, между христианством и антихристианством,., масонство открыто гонит христианство из жизни... и выльется в одного человека беззакония, сына погибели – антихриста. В этом разгадка и наших самых последних свобод: цель их – погибель христианства на Руси».
«Огнь пылающий» – называли еп. Андроника за его неутомимую энергичную деятельность. Будучи в 1907 г. временно к Холмской обл. владыка сурово обличал тех православных, которые «по навету льстецов и по своей духовной слепоте или пристрастию к мирской суете и благополучию, а иногда по слабости духа перед гонителями... ушли из Св. Церкви в папскую польскую веру, которая есть злейшая всех ересей – латынская ересь. Позабыли сии несчастные и достойные жалости люди заветы предков наших, издревле не принимавших латынщины и Избегавших общения с нею, как с пагубной для души заразой,., ибо она от Христа уводит человека, научая его веровать вместо Христа в человека-папу, имеющего будто бы власть и из ада выводить... И верят ослабевшие в вере люди, и губят свои души».
С болью за православных людей, на которых обрушились «все силы зла», выступал еп. Андроник и против разнообразных сектантов: «Наше сектантство основывается... на наших слабостях. У них даже принято за правило – не восставать на Православие решительно и открыто, но прежде того указывать на недостатки как среди православных, так особенно среди их пастырей, поступая по слову: поражу пастыря и рассеются овцы стада (Мк. 14,27)»...
И призывал: «Нужна такая работа, чтобы сорганизовать весь русский народ во единую семью, твердо и сознательно стоящую за свое святое, народное, историческое достояние – веру христианскую и Царя самодержавного... Помни, что все эти появившиеся партии не добро твое имеют в виду, а лишь господство над тобой... А главное – все эти партии стараются извести перу в земле твоей – ту веру, которою ты живешь уже тысячу лет, и вместе с тем стараются еще более разъединить тебя с Царем твоим, потом же и вовсе его устранить...» (1907).
Свое отношение к объединению русских людей владыка отразил в брошюре «Беседы о „Союзе Русского Народа“», подчеркнув, что «„"Союз“ не партия;.. „Союз“ есть сам Великий Русский народ,., собирающийся с духом, чтобы отстоять свое достояние от всех возможных бед. Это есть сам народ, отгребающийся и освобождающийся от натиска всяких партий, от всего партийного и наносного, а не народного... Мы тоже ищем своего права, но не того, о котором мечтал освободители: мы желаем быть Русскими всегда, везде и во всем – в семье, школе, государстве, в общественной жизни, в церкви... И будем бороться за осуществление своего желания... совершенно мирным, хотя вместе с тем твердым и уверенным отстаиванием всего русского и народного от всяких на него посягательств».
После захвата власти большевиками безстрашный архипастырь за каждой церковной службой обличал все то беззаконие и нравственную гибель, которую они принесли России, их алчность, обман народа.
Не простят ему этого «освободители» и с присущей им зло памятностью затаятся, чтобы в Страстной пяток 1918 г. с угрозой изрыгнуть: «...вождь местной черной рати мракобесов гражданин Андроник;., посмотрим, кто победит».
Да, никогда не забывают враги России и Православия та мужественных воинов Христовых, которые во всеуслышание разоблачают темные дела и планы слуг «князя мира сего» и мстят им, не считаясь «со сроком давности». Долго не могли арестовав владыку. Близкие уговаривали его скрыться, на что еп. Андроник отвечал, что до тех пор, пока он стоит на страже веры и Церкви Православной, он готов принять и смерть за Христа, но паствы не оставит. На предварительное обвинение следственной комиссии Пермского ревтрибунала владыка ответил: «Все мое преступление против власти рабоче-крестьянского правительства сводится к тому, что я содержу верно и твердо исповедуемую мною православную веру, заповедующую мне даже до смерти стоять за Св. Церковь и церковное достояние. Но, чтобы судить за это, необходимо предварительно уничтожить декрет СНК от 22 января с.г. гласящий: „В пределах республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести...“».
Наконец ЧК решилась арестовать владыку, для чего Пермь объявили на военном положении и привели в состояние боевой готовности до полутора тысяч войск...
На допросе еп. Андроник, как отмечено в протоколе, «вел себя тихо». Тихо – как? Свидетель допроса пишет: «Он долго не отвечал ни на один вопрос, а потом, будто решившись на что-то, снял с себя нагрудный крест, завернул его в большой шелковый лиловый платок, положил перед собой,., поднялся с кресла и, обратившись к нам, сказал: „Мы враги открытые, примирения между нами не может быть. Если бы положение было противоположное, я именем Господа Бога, приняв грех на себя, благословил бы повесить вас немедля. Других разговоров от меня не будет“. Потом сел, не спеша, развернул крест, надел на шею, спокойно поправил его на груди и превратился в будто бы отсутствующего человека».
«Святитель восходил ко Господу, оставляя богоотступникам их рукотворный ад», – отмечает описатель его жития.
Ночью 20 июня 1918 г. священномученика Андроника живым закопали в землю. Перед смертью владыка помолился, повернулся ко всем четырем сторонами и со словами: «Я готов», – лег в могилу, которую его заставили перед тем вырыть.
После смуты 1905 г. владыки Андроник открыто выступил с разбором совершающегося на Руси: «Дело... в борьбе между верой и неверием, между христианством и антихристианством,., масонство открыто гонит христианство из жизни... и выльется в одного человека беззакония, сына погибели – антихриста. В этом разгадка и наших самых последних свобод: цель их – погибель христианства на Руси».
«Огнь пылающий» – называли еп. Андроника за его неутомимую энергичную деятельность. Будучи в 1907 г. временно к Холмской обл. владыка сурово обличал тех православных, которые «по навету льстецов и по своей духовной слепоте или пристрастию к мирской суете и благополучию, а иногда по слабости духа перед гонителями... ушли из Св. Церкви в папскую польскую веру, которая есть злейшая всех ересей – латынская ересь. Позабыли сии несчастные и достойные жалости люди заветы предков наших, издревле не принимавших латынщины и Избегавших общения с нею, как с пагубной для души заразой,., ибо она от Христа уводит человека, научая его веровать вместо Христа в человека-папу, имеющего будто бы власть и из ада выводить... И верят ослабевшие в вере люди, и губят свои души».
С болью за православных людей, на которых обрушились «все силы зла», выступал еп. Андроник и против разнообразных сектантов: «Наше сектантство основывается... на наших слабостях. У них даже принято за правило – не восставать на Православие решительно и открыто, но прежде того указывать на недостатки как среди православных, так особенно среди их пастырей, поступая по слову: поражу пастыря и рассеются овцы стада (Мк. 14,27)»...
И призывал: «Нужна такая работа, чтобы сорганизовать весь русский народ во единую семью, твердо и сознательно стоящую за свое святое, народное, историческое достояние – веру христианскую и Царя самодержавного... Помни, что все эти появившиеся партии не добро твое имеют в виду, а лишь господство над тобой... А главное – все эти партии стараются извести перу в земле твоей – ту веру, которою ты живешь уже тысячу лет, и вместе с тем стараются еще более разъединить тебя с Царем твоим, потом же и вовсе его устранить...» (1907).
Свое отношение к объединению русских людей владыка отразил в брошюре «Беседы о „Союзе Русского Народа“», подчеркнув, что «„"Союз“ не партия;.. „Союз“ есть сам Великий Русский народ,., собирающийся с духом, чтобы отстоять свое достояние от всех возможных бед. Это есть сам народ, отгребающийся и освобождающийся от натиска всяких партий, от всего партийного и наносного, а не народного... Мы тоже ищем своего права, но не того, о котором мечтал освободители: мы желаем быть Русскими всегда, везде и во всем – в семье, школе, государстве, в общественной жизни, в церкви... И будем бороться за осуществление своего желания... совершенно мирным, хотя вместе с тем твердым и уверенным отстаиванием всего русского и народного от всяких на него посягательств».
После захвата власти большевиками безстрашный архипастырь за каждой церковной службой обличал все то беззаконие и нравственную гибель, которую они принесли России, их алчность, обман народа.
Не простят ему этого «освободители» и с присущей им зло памятностью затаятся, чтобы в Страстной пяток 1918 г. с угрозой изрыгнуть: «...вождь местной черной рати мракобесов гражданин Андроник;., посмотрим, кто победит».
Да, никогда не забывают враги России и Православия та мужественных воинов Христовых, которые во всеуслышание разоблачают темные дела и планы слуг «князя мира сего» и мстят им, не считаясь «со сроком давности». Долго не могли арестовав владыку. Близкие уговаривали его скрыться, на что еп. Андроник отвечал, что до тех пор, пока он стоит на страже веры и Церкви Православной, он готов принять и смерть за Христа, но паствы не оставит. На предварительное обвинение следственной комиссии Пермского ревтрибунала владыка ответил: «Все мое преступление против власти рабоче-крестьянского правительства сводится к тому, что я содержу верно и твердо исповедуемую мною православную веру, заповедующую мне даже до смерти стоять за Св. Церковь и церковное достояние. Но, чтобы судить за это, необходимо предварительно уничтожить декрет СНК от 22 января с.г. гласящий: „В пределах республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести...“».
Наконец ЧК решилась арестовать владыку, для чего Пермь объявили на военном положении и привели в состояние боевой готовности до полутора тысяч войск...
На допросе еп. Андроник, как отмечено в протоколе, «вел себя тихо». Тихо – как? Свидетель допроса пишет: «Он долго не отвечал ни на один вопрос, а потом, будто решившись на что-то, снял с себя нагрудный крест, завернул его в большой шелковый лиловый платок, положил перед собой,., поднялся с кресла и, обратившись к нам, сказал: „Мы враги открытые, примирения между нами не может быть. Если бы положение было противоположное, я именем Господа Бога, приняв грех на себя, благословил бы повесить вас немедля. Других разговоров от меня не будет“. Потом сел, не спеша, развернул крест, надел на шею, спокойно поправил его на груди и превратился в будто бы отсутствующего человека».
«Святитель восходил ко Господу, оставляя богоотступникам их рукотворный ад», – отмечает описатель его жития.
Ночью 20 июня 1918 г. священномученика Андроника живым закопали в землю. Перед смертью владыка помолился, повернулся ко всем четырем сторонами и со словами: «Я готов», – лег в могилу, которую его заставили перед тем вырыть.
исторический календарь-альманах