17.05.2010
<-назад в раздел
ВЕСЬМА СТРАННОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ В СЛОВАХ МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА
11 мая во Дворце культуры Московского авиационного института (МАИ) состоялась встреча председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона с молодежью и студенчеством Москвы, сообщает сайт ОВЦС. Митрополит Иларион выступил с лекцией на тему: «Молитва – разговор с Богом» перед студентами МАИ и других столичных вузов.
Вопрос об экуменизме был одним из насущных, и глава ОВЦС успокоил студентов, разъяснив, что якобы нет никаких оснований опасаться, что участие Русской Православной Церкви в контактах с инославными создает угрозу для «размывания православной идентичности».
В частности, он сделал ошеломляющее заявление: «Мы не ставим задачу создания усредненной религии или какой-то общей церкви на основе разных конфессий. Мы также не разделяем „теорию ветвей“. Мы не говорим о плюрализме догматов. Мы верим, что есть одна истинная Церковь, которую основал Христос, – это Православная Церковь», – неожиданно сказал выступавший.
Учитывая этот аспект, экуменические контакты, по его словам, рассматриваются в РПЦ с миссионерской точки зрения . Главная же их задача – «чтобы христиане разных конфессий могли понять, что они могут делать вместе, чтобы противостоять общим вызовам».
Однако не ясно, каким образом совмещаются две реплики уважаемого Владыки, прозвучавшие в одном выступлении: о том, что единственной Церковью, основанной Христом, является Церковь Православная, и – одновременно – о « христианах разных конфессий». На каком же основании, в таком случае, митрополит Иларион относит католиков к христианам?
Кроме того, совершенно не понятно, почему один и тот же уважаемый митрополит, выступая перед различной публикой, говорит противоположные по смыслу вещи. Так, читая доклад на тему «Территориальный и персональный принципы в церковном устройстве» пред католическими студентами Будапештского университета в феврале 2005 года, митрополит Иларион заявил:
«Таким образом, на межхристианском уровне принцип канонической территории предполагает некоторую степень межхристианской солидарности и кооперации между христианами разных конфессий : речь в данном случае идет прежде всего о Православной и Католической Церквах, обладающих апостольским преемством иерархии. Эта солидарность предполагает, что в тех странах, где Православная Церковь является Церковью большинства (например, в России, Украине, Молдавии, Греции, Румынии, на Кипре и т.д.), Католической Церкви при создании своих канонических структур необходимо по меньшей мере консультироваться с Православной Церковью данной территории, и в своей миссионерской деятельности ограничиваться ЛИШЬ СВОЕЙ ТРАДИЦИОННОЙ ПАСТВОЙ, не занимаясь прозелитизмом в ущерб Православной Церкви.
ТОТ ЖЕ ПРИНЦИП должен действовать в странах с католическим большинством (например, в Италии, Испании, Португалии, Австрии и пр.), где православным необходимо избегать прозелитизма и ВЕСТИ МИССИЮ ТОЛЬКО СРЕДИ СВОИХ ВЕРУЮЩИХ, КОНСУЛЬТИРУЯСЬ ПРИ ЭТОМ ПО ВСЕМ СПОРНЫМ ВОПРОСАМ С КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ как Церковью большинства.
Что же касается стран, где ни католики, ни православные не составляют большинства или где вообще нет господствующей христианской Церкви, то там христиане разных конфессий могут параллельно развивать миссионерскую деятельность, не боясь нарушить принцип канонической территории. Впрочем, и в этих странах католикам и православным необходимо координировать свои усилия друг с другом – во избежание недоразумений и конфликтов (см. личный сайт митрополита Иллариона: http://bishop.hilarion.orthodoxia.org/print/1-3-7-2 ).
Получается, что уважаемый митрополит заверил католических студентов совсем в обратном: оказывается, прозелитизм на их территории со стороны православных запрещен. Прежде, чем обращаться с проповедью к несчастным католикам, погрязшим в ереси, православные непременно должны взять инструкции у латинских патеров или кардиналов.
Понятно, что последние не могут считать исповедуемую ими религию ересью, поэтому они, разумеется, не поддержат никаких миссионерских устремлений православных на обращение их подопечных в истинную веру Христову.
Так что непонятно: из слов уважаемого владыки Иллариона следует, что православные общаются с католиками, чтобы обратить их в Православие, но в то же время должны в своей миссионерской деятельности ограничиваться ЛИШЬ СВОЕЙ ТРАДИЦИОННОЙ ПАСТВОЙ, не занимаясь прозелитизмом в ущерб католический конфессии.
Весьма странное противоречие.
Вопрос об экуменизме был одним из насущных, и глава ОВЦС успокоил студентов, разъяснив, что якобы нет никаких оснований опасаться, что участие Русской Православной Церкви в контактах с инославными создает угрозу для «размывания православной идентичности».
В частности, он сделал ошеломляющее заявление: «Мы не ставим задачу создания усредненной религии или какой-то общей церкви на основе разных конфессий. Мы также не разделяем „теорию ветвей“. Мы не говорим о плюрализме догматов. Мы верим, что есть одна истинная Церковь, которую основал Христос, – это Православная Церковь», – неожиданно сказал выступавший.
Учитывая этот аспект, экуменические контакты, по его словам, рассматриваются в РПЦ с миссионерской точки зрения . Главная же их задача – «чтобы христиане разных конфессий могли понять, что они могут делать вместе, чтобы противостоять общим вызовам».
Однако не ясно, каким образом совмещаются две реплики уважаемого Владыки, прозвучавшие в одном выступлении: о том, что единственной Церковью, основанной Христом, является Церковь Православная, и – одновременно – о « христианах разных конфессий». На каком же основании, в таком случае, митрополит Иларион относит католиков к христианам?
Кроме того, совершенно не понятно, почему один и тот же уважаемый митрополит, выступая перед различной публикой, говорит противоположные по смыслу вещи. Так, читая доклад на тему «Территориальный и персональный принципы в церковном устройстве» пред католическими студентами Будапештского университета в феврале 2005 года, митрополит Иларион заявил:
«Таким образом, на межхристианском уровне принцип канонической территории предполагает некоторую степень межхристианской солидарности и кооперации между христианами разных конфессий : речь в данном случае идет прежде всего о Православной и Католической Церквах, обладающих апостольским преемством иерархии. Эта солидарность предполагает, что в тех странах, где Православная Церковь является Церковью большинства (например, в России, Украине, Молдавии, Греции, Румынии, на Кипре и т.д.), Католической Церкви при создании своих канонических структур необходимо по меньшей мере консультироваться с Православной Церковью данной территории, и в своей миссионерской деятельности ограничиваться ЛИШЬ СВОЕЙ ТРАДИЦИОННОЙ ПАСТВОЙ, не занимаясь прозелитизмом в ущерб Православной Церкви.
ТОТ ЖЕ ПРИНЦИП должен действовать в странах с католическим большинством (например, в Италии, Испании, Португалии, Австрии и пр.), где православным необходимо избегать прозелитизма и ВЕСТИ МИССИЮ ТОЛЬКО СРЕДИ СВОИХ ВЕРУЮЩИХ, КОНСУЛЬТИРУЯСЬ ПРИ ЭТОМ ПО ВСЕМ СПОРНЫМ ВОПРОСАМ С КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ как Церковью большинства.
Что же касается стран, где ни католики, ни православные не составляют большинства или где вообще нет господствующей христианской Церкви, то там христиане разных конфессий могут параллельно развивать миссионерскую деятельность, не боясь нарушить принцип канонической территории. Впрочем, и в этих странах католикам и православным необходимо координировать свои усилия друг с другом – во избежание недоразумений и конфликтов (см. личный сайт митрополита Иллариона: http://bishop.hilarion.orthodoxia.org/print/1-3-7-2 ).
Получается, что уважаемый митрополит заверил католических студентов совсем в обратном: оказывается, прозелитизм на их территории со стороны православных запрещен. Прежде, чем обращаться с проповедью к несчастным католикам, погрязшим в ереси, православные непременно должны взять инструкции у латинских патеров или кардиналов.
Понятно, что последние не могут считать исповедуемую ими религию ересью, поэтому они, разумеется, не поддержат никаких миссионерских устремлений православных на обращение их подопечных в истинную веру Христову.
Так что непонятно: из слов уважаемого владыки Иллариона следует, что православные общаются с католиками, чтобы обратить их в Православие, но в то же время должны в своей миссионерской деятельности ограничиваться ЛИШЬ СВОЕЙ ТРАДИЦИОННОЙ ПАСТВОЙ, не занимаясь прозелитизмом в ущерб католический конфессии.
Весьма странное противоречие.
Татьяна Муравьева