11.05.2010
<-назад в раздел
ЕДИНСТВО С ДЕМОНАМИ В БОРЬБЕ ПРОТИВ БЕСОВ?
30 апреля 2010 года прошла встреча митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, с преподавателями и студентами Сретенской Духовной семинарии.
В семинарском трапезном зале митрополит выступил перед присутствующими со словом, по окончании которого ответил на заданные ему вопросы.
Кроме прочего, экуменического иерарха спросили об его отношении к диалогу с католиками: « Какова, по Вашему мнению, цель диалога с римско-католической церковью, как бы Вы могли охарактеризовать его состояние в настоящее время?»
На это митрополит Иларион аккуратно ответил: «Говоря о диалоге с инославными церквями, мы должны понимать, что есть различные инославные общины, более или менее близкие к Православию. Так, – считает он, – римско-католическая церковь при всех отличиях и в догматической области, и в области экклезиологии, которые всем вам известны, является церковью, близкой к нам и по своему богословскому учению, и по своим нравственным установкам (ловкий полемический трюк: уважаемый Владыка как бы говорит своим собеседникам: ну, конечно, я – виднейший богослов – знаю о «филиокве» и прочих особенностях католиков. Так что не подумайте, дорогие друзья, что мы поддерживаем наши теплые и сердечные контакты из-за банальной необразованности. Кто же в наш прогрессивный век об этом не знает? Это давно известная и избитая тема, так что ссылками на всякие отеческие писания, соборные послания и т.д. нас не удивишь. Однако этой фразой – «которые всем вам известны» – митрополит Иларион показывает, что, поддерживая диалог с еретиками, он сознательно попирает учение Церкви).
<…> Поэтому, когда мы говорим о диалоге с Римско-Католической Церковью, – продолжил он, – я думаю, что приоритетом в этом диалоге сегодня являются не вопросы о filioque или о примате папы – эти темы уже тысячу лет стоят на повестке дня, и, может быть, столько же еще будут стоять, а богословы будут заседать в комиссиях, на симпозиумах и все это обсуждать. Но жизнь при этом будет продолжаться, и что-то очень важное мы можем попросту упустить, если все свое внимание сосредоточим только на разделяющих нас богословских моментах. Мы должны научиться взаимодействовать в том состоянии, которое имеется сейчас, – в состоянии разделения при отсутствии евхаристического общения. Мы должны научиться воспринимать друг друга не как соперников, а как союзников , понимая, что перед нами общее миссионерское поле, общие вызовы. Перед нами стоит общая задача по защите традиционных христианских ценностей в жизни общества, и это нужно сегодня не из каких-то богословских соображений (слово «каких-то» явно показывает пренебрежение к святым догматам Церкви, недопустимое для православного епископа!) а прежде всего для того, чтобы помочь выживанию наших народов. Таковы приоритеты, которые мы ставим в этом диалоге», – подытожил митрополит.
Но все же не для образованнейшего Владыки и не для его умудренных единомышленников, а для простых и послушных чад Церкви будет не лишним еще раз обратиться к ее исконной святоотеческой и соборной позиции по отношению к католической ереси.
Верным способом познания воли Божией является изучение Священного Предания Церкви, т. е. Священного Писания, деяний церковных Соборов и суждений Святых разных времен и народов. Если по какому-либо вопросу церковной жизни имеется согласное мнение Святых Отцов, то такое стройное их суждение является суждением Духа Святого, обитающего в этих Святых, и признается учением Божественным, учением Церкви.
Святые Отцы: свт. Фотий Константинопольский , свт. Марк Эфесский, свт. Григорий Палама, свт. Игнатий (Брянчанинов), преп. Феодосий Печерский, св. прав. Иоанн Кронштадтский, преп. Амвросий, старец Оптинский, и многие-многие другие считали латинство ересью.
Как гласит « Окружное Послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам » 1848 г ., подписанное четырьмя Восточными Патриархами – Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским и членами их Синодов : «Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь... ныне вновь возвещает соборне, что сие нововводное мнение, будто Дух Святой исходит от Отца и Сына, (filioque,– прим. ред .) есть сущая ересь , и последователи его, кто бы они ни были, еретики ... составляющиеся из них общества, суть общества еретические , и всякое духовное богослужебное общение с ними православных чад Соборной Церкви – беззаконно ».
По всем определениям учение римо-католической конфессии является еретическим (по-хорошему, собрание римо-католиков нельзя называть ни церковью, т. к. Господь создал Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь, а латиняне отпали от нее в1054 году, ни католической – так ни о какой соборности (как переводится это слово) у еретиков не может быть и речи).
Ересь – смертный грех. По словам свт. Игнатия (Брянчанинова), «она соделывает человека вполне чуждым Бога . Она – возмущение и восстание твари против Творца, восстание и возмущение ничтожнейшего, ограниченнейшего существа – человека против всесовершенного Бога. Она, – страшно сказать, – суд человека над Богом и осуждение человеком Бога. <…> И последствия падения ею [ересью] очень схожи с последствиями падения отверженных духов: она омрачает разум, ожесточает сердце, на самое тело разливает яд свой, вводит в душу вечную смерть».
«Зараженного ересью и расколом – пишет свт. Игнатий – диавол не заботится искушать другими страстями и грехами очевидными. И зачем искушать диаволу того и бороться с тем, кто при посредстве смертного греха – ереси – и убит вечною смертию, и заживо уже составляет достояние диавола?»
Поэтому совершенно непонятен призыв митрополита Илариона вести диалог с еретиками-папистами, воспринимать их «не как соперников, а как союзников», находя с ними некое «общее миссионерское поле». Это все равно, что объединяться с демонами в борьбе против бесов.
Как можно сотрудничать с еретиками в борьбе против содомского греха, вступать с ними в диалог для защиты «традиционных христианских ценностей» (да и нет у них этих ценностей. Громкие скандалы с пасторами-педофилами, сотрясающие всю Европу, и злодеяния хорватских усташей – вот примеры латинской «нравственности»), идя при этом по пути отступления от Истины, предавая Господа нашего Иисуса Христа? Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Лк. 16, 10).
Еретики не спасутся, Царствия Божия не наследуют, их ждет вечная погибель.
Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден (Тит. 3, 10–11).
В семинарском трапезном зале митрополит выступил перед присутствующими со словом, по окончании которого ответил на заданные ему вопросы.
Кроме прочего, экуменического иерарха спросили об его отношении к диалогу с католиками: « Какова, по Вашему мнению, цель диалога с римско-католической церковью, как бы Вы могли охарактеризовать его состояние в настоящее время?»
На это митрополит Иларион аккуратно ответил: «Говоря о диалоге с инославными церквями, мы должны понимать, что есть различные инославные общины, более или менее близкие к Православию. Так, – считает он, – римско-католическая церковь при всех отличиях и в догматической области, и в области экклезиологии, которые всем вам известны, является церковью, близкой к нам и по своему богословскому учению, и по своим нравственным установкам (ловкий полемический трюк: уважаемый Владыка как бы говорит своим собеседникам: ну, конечно, я – виднейший богослов – знаю о «филиокве» и прочих особенностях католиков. Так что не подумайте, дорогие друзья, что мы поддерживаем наши теплые и сердечные контакты из-за банальной необразованности. Кто же в наш прогрессивный век об этом не знает? Это давно известная и избитая тема, так что ссылками на всякие отеческие писания, соборные послания и т.д. нас не удивишь. Однако этой фразой – «которые всем вам известны» – митрополит Иларион показывает, что, поддерживая диалог с еретиками, он сознательно попирает учение Церкви).
<…> Поэтому, когда мы говорим о диалоге с Римско-Католической Церковью, – продолжил он, – я думаю, что приоритетом в этом диалоге сегодня являются не вопросы о filioque или о примате папы – эти темы уже тысячу лет стоят на повестке дня, и, может быть, столько же еще будут стоять, а богословы будут заседать в комиссиях, на симпозиумах и все это обсуждать. Но жизнь при этом будет продолжаться, и что-то очень важное мы можем попросту упустить, если все свое внимание сосредоточим только на разделяющих нас богословских моментах. Мы должны научиться взаимодействовать в том состоянии, которое имеется сейчас, – в состоянии разделения при отсутствии евхаристического общения. Мы должны научиться воспринимать друг друга не как соперников, а как союзников , понимая, что перед нами общее миссионерское поле, общие вызовы. Перед нами стоит общая задача по защите традиционных христианских ценностей в жизни общества, и это нужно сегодня не из каких-то богословских соображений (слово «каких-то» явно показывает пренебрежение к святым догматам Церкви, недопустимое для православного епископа!) а прежде всего для того, чтобы помочь выживанию наших народов. Таковы приоритеты, которые мы ставим в этом диалоге», – подытожил митрополит.
Но все же не для образованнейшего Владыки и не для его умудренных единомышленников, а для простых и послушных чад Церкви будет не лишним еще раз обратиться к ее исконной святоотеческой и соборной позиции по отношению к католической ереси.
Верным способом познания воли Божией является изучение Священного Предания Церкви, т. е. Священного Писания, деяний церковных Соборов и суждений Святых разных времен и народов. Если по какому-либо вопросу церковной жизни имеется согласное мнение Святых Отцов, то такое стройное их суждение является суждением Духа Святого, обитающего в этих Святых, и признается учением Божественным, учением Церкви.
Святые Отцы: свт. Фотий Константинопольский , свт. Марк Эфесский, свт. Григорий Палама, свт. Игнатий (Брянчанинов), преп. Феодосий Печерский, св. прав. Иоанн Кронштадтский, преп. Амвросий, старец Оптинский, и многие-многие другие считали латинство ересью.
Как гласит « Окружное Послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам » 1848 г ., подписанное четырьмя Восточными Патриархами – Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским и членами их Синодов : «Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь... ныне вновь возвещает соборне, что сие нововводное мнение, будто Дух Святой исходит от Отца и Сына, (filioque,– прим. ред .) есть сущая ересь , и последователи его, кто бы они ни были, еретики ... составляющиеся из них общества, суть общества еретические , и всякое духовное богослужебное общение с ними православных чад Соборной Церкви – беззаконно ».
По всем определениям учение римо-католической конфессии является еретическим (по-хорошему, собрание римо-католиков нельзя называть ни церковью, т. к. Господь создал Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь, а латиняне отпали от нее в1054 году, ни католической – так ни о какой соборности (как переводится это слово) у еретиков не может быть и речи).
Ересь – смертный грех. По словам свт. Игнатия (Брянчанинова), «она соделывает человека вполне чуждым Бога . Она – возмущение и восстание твари против Творца, восстание и возмущение ничтожнейшего, ограниченнейшего существа – человека против всесовершенного Бога. Она, – страшно сказать, – суд человека над Богом и осуждение человеком Бога. <…> И последствия падения ею [ересью] очень схожи с последствиями падения отверженных духов: она омрачает разум, ожесточает сердце, на самое тело разливает яд свой, вводит в душу вечную смерть».
«Зараженного ересью и расколом – пишет свт. Игнатий – диавол не заботится искушать другими страстями и грехами очевидными. И зачем искушать диаволу того и бороться с тем, кто при посредстве смертного греха – ереси – и убит вечною смертию, и заживо уже составляет достояние диавола?»
Поэтому совершенно непонятен призыв митрополита Илариона вести диалог с еретиками-папистами, воспринимать их «не как соперников, а как союзников», находя с ними некое «общее миссионерское поле». Это все равно, что объединяться с демонами в борьбе против бесов.
Как можно сотрудничать с еретиками в борьбе против содомского греха, вступать с ними в диалог для защиты «традиционных христианских ценностей» (да и нет у них этих ценностей. Громкие скандалы с пасторами-педофилами, сотрясающие всю Европу, и злодеяния хорватских усташей – вот примеры латинской «нравственности»), идя при этом по пути отступления от Истины, предавая Господа нашего Иисуса Христа? Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Лк. 16, 10).
Еретики не спасутся, Царствия Божия не наследуют, их ждет вечная погибель.
Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден (Тит. 3, 10–11).
Татьяна Муравьева