16.03.2010
<-назад в раздел
«КАК ЖЕ НАМ СЧИТАТЬ ИХ ДОСТОЙНЫМИ ОБЩЕНИЯ И СОБЕСЕДОВАНИЯ С НАМИ?»
Преподобный и богоносный отец наш Максим Грек писал об армянской вере: «Армянское зловерие, составившееся из различных ересей, заключает в себе три главнейшие и более других нечестивейшие и мерзкие ереси.
– Первая из них и злейшая всех заключается в том, что они мудрствуют, что во время спасительных страданий Бога-Слова, безстрастное Божество подверглось смерти, как и человечество;
– вторая, которая утверждает, что вочеловечившееся Слово Божие, после вознесения на небо, совлеклось принятой Им от пречистых кровей Пречистой Богоматери Божественной плоти;
– третья же неправильно смешивает не смесно соединившиеся во Христе два естества – человеческое и Божественное, которые будто стали одним естеством».
«Согласимся ли с ними, что это так и есть? – продолжает преп. Максим Грек по поводу армянских ересей. – Никак! Да не будет того, чтобы принять когда-либо такие нечестивые и хульные мысли о едином по существу присносущном, безсмертном и безстрастном Божием естестве и Его безсмертии, чего и сами богопротивные бесы не терпят слышать и не могут сказать. <…>
О, какое нечестие и сатанинское умышление! Ради одной этой ереси следует нам гнушаться их совершенно и отвращаться от них, согласно изречения божественного ревнителя: не ненавидящия ли Тя, Господи, возненавидех, и о вразех Твоих истаях; совершенною ненавистию возненавидех я: во враги быша ми (Пс. 138, 21–22).
<…> советую тебе, как верному другу и брату возлюбленному, отстать от их скверного содружества и льстивой беседы с ними, если, действительно, желаешь до конца сохранить себя здравствующим в правой вере, полученной от предков. Ибо тлят обычаи благи беседы злы, говорит Апостольское Слово. И опять тот же: еретика человека по первом и втором наказании отрицайся (Тит. 3, 10). Проклятые же армяне, не первого и второго, но Семи Соборов учению противятся: как же нам считать их достойными общения и собеседования с нами?»
Между тем, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл надеется, что его предстоящий визит в Армению послужит укреплению русско-армянских духовных связей, сообщает «Интерфакс».
На встрече в Москве с послом Армении в России Патриарх Кирилл сказал: « Близость наших духовных идеалов , единая нравственная система ценностей – это самое основное, самый важный критерий, который может помочь и помогает <…> стремиться к укреплению дружбы, взаимопонимания и сотрудничества».
Итак, Патриарх Кирилл в очередной раз нашел общие духовные ценности с армянскими монофизитами, которые являются хулителями Господа Иисуса Христа, исповедующими ересь, осужденную Святыми Отцами на IV Вселенском Соборе.
Однако в Православной Церкви, в отличие от католиков, том случае, если мнение какого бы то ни было ее члена, даже облеченного наивысшим церковным саном, противоречит установлениям Вселенских и поместных Соборов, каноническим правилам и святоотеческим наставлениям, верующие не могут и не должны соглашаться с этим частным взглядом.
– Первая из них и злейшая всех заключается в том, что они мудрствуют, что во время спасительных страданий Бога-Слова, безстрастное Божество подверглось смерти, как и человечество;
– вторая, которая утверждает, что вочеловечившееся Слово Божие, после вознесения на небо, совлеклось принятой Им от пречистых кровей Пречистой Богоматери Божественной плоти;
– третья же неправильно смешивает не смесно соединившиеся во Христе два естества – человеческое и Божественное, которые будто стали одним естеством».
«Согласимся ли с ними, что это так и есть? – продолжает преп. Максим Грек по поводу армянских ересей. – Никак! Да не будет того, чтобы принять когда-либо такие нечестивые и хульные мысли о едином по существу присносущном, безсмертном и безстрастном Божием естестве и Его безсмертии, чего и сами богопротивные бесы не терпят слышать и не могут сказать. <…>
О, какое нечестие и сатанинское умышление! Ради одной этой ереси следует нам гнушаться их совершенно и отвращаться от них, согласно изречения божественного ревнителя: не ненавидящия ли Тя, Господи, возненавидех, и о вразех Твоих истаях; совершенною ненавистию возненавидех я: во враги быша ми (Пс. 138, 21–22).
<…> советую тебе, как верному другу и брату возлюбленному, отстать от их скверного содружества и льстивой беседы с ними, если, действительно, желаешь до конца сохранить себя здравствующим в правой вере, полученной от предков. Ибо тлят обычаи благи беседы злы, говорит Апостольское Слово. И опять тот же: еретика человека по первом и втором наказании отрицайся (Тит. 3, 10). Проклятые же армяне, не первого и второго, но Семи Соборов учению противятся: как же нам считать их достойными общения и собеседования с нами?»
Между тем, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл надеется, что его предстоящий визит в Армению послужит укреплению русско-армянских духовных связей, сообщает «Интерфакс».
На встрече в Москве с послом Армении в России Патриарх Кирилл сказал: « Близость наших духовных идеалов , единая нравственная система ценностей – это самое основное, самый важный критерий, который может помочь и помогает <…> стремиться к укреплению дружбы, взаимопонимания и сотрудничества».
Итак, Патриарх Кирилл в очередной раз нашел общие духовные ценности с армянскими монофизитами, которые являются хулителями Господа Иисуса Христа, исповедующими ересь, осужденную Святыми Отцами на IV Вселенском Соборе.
Однако в Православной Церкви, в отличие от католиков, том случае, если мнение какого бы то ни было ее члена, даже облеченного наивысшим церковным саном, противоречит установлениям Вселенских и поместных Соборов, каноническим правилам и святоотеческим наставлениям, верующие не могут и не должны соглашаться с этим частным взглядом.
Татьяна Муравьева